Лекции по "Местному самоуправлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций.docx

— 84.38 Кб (Скачать файл)

- административные  районы (без внутригородских) - 1745 / 1588

-сельские  административные территории (сельские  советы, сельские округа) – 24 409 / 8 644

- внутригородские  районы (округа) ….. 297

Всего МО:                                       11 566

 

4.Зарубежные модели  территориальной организации МСУ

В большинстве  зарубежных стран используется двух-, трехуровневые модели территориальной  организации МСУ, при этом предусмотрено  четкое разделение функций, полномочий и источников доходов каждого  уровня. Например, в Англии и Индии  – крупные поселения и населенные территории объединены в муниципальные  корпорации, а более мелкие –  в муниципалитеты, которые разнятся по объему полномочий и структуре  ОМСУ. В США города (муниципалитеты) располагаются на территории округов (графств), причем жителям известно, какие услуги оказывает город, а какие – округ, жители платят установленные законом местные налоги в  бюджет города и в бюджет округа.

5.Совершенствование территориальной  организации МСУ

ФЗ № 131 внес изменения в территориальную  организацию МСУ, установив 3 типа МО:

1)поселение  (город, сельское);

2)муниципальный  район;

3)городской  округ.

а также 4) внутригородская территория города федерального значения.

Кроме этого, введено понятие межпоселенческой территории.

Поселение – сельский, городской населенный пункт или несколько  населенных пунктов, объединенных общей территорией. 

В поселении  число жителей должно быть больше 1 000 человек, если нет – то территория не является МО, за исключением труднодоступных  и малочисленных районов, где  МО могут признаваться поселения  с числом жителей менее 100 человек. Границы поселений устанавливаются  с учетом пешей доступности в  течение рабочего дня до центра МО и обратно.

Муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорий. Предназначен для решений вопросов межпоселенческого характера и выполнения отдельных государственных полномочий, передаваемых ОМСУ.

Межпоселенческая  территория – территория, которая  не входит в границы поселений, все  функции по управлению территорией  выполняют муниципальные районы.

Городской округ – не входящая в состав муниципальных районов поселение, как правило, это города областного значения.

В НСО - 490 МО, из них: 30 – муниципальных районов, 5 – городских округов, 455 – поселений.

Каждый  тип МО наделен определенным перечнем вопросов местного значения – ст. 14,15,16 ФЗ № 131. Это составляет главное преимущество закона 2003г. (№ 131), в то же время он не содержит конкретного определения  МО.

ЛЕКЦИЯ 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  МСУ

 

Эффективность МСУ предопределяется политикой  государства к нему. Различают  следующие формы государственного регулирования МСУ:

1.Законодательная  (ФКЗ, ФЗ, законы субъектов РФ);

2.Экономическая  форма регулирования – основана  на установлении муниципальной  собственности, местных финансов  и соответствующих механизмов  налогового регулирования;

3.Государственная  поддержка МСУ – реализуется  путем принятия и реализации  федеральных целевых программ  поддержки МСУ;

Кроме того, на уровне субъекта РФ государственная  поддержка может осуществляться в виде методической помощи, разработке модельных актов и различного рода рекомендаций. ОМСУ имеют право  законотворческой инициативы, предусмотренной  законами субъектов РФ, и могут  выходить со своими предложениями  в законодательный орган субъекта РФ. На федеральном уровне существуют в структуре аппарата Президента РФ, Совета Федерации РФ, Правительства  РФ специальные федеральные органы, в ведении которых находятся  вопросы МСУ.

4.Государственные  гарантии прав – судебная защита  прав МСУ;

5. Контроль  и надзор над МСУ.

 

2. Понятие предметов  ведения и полномочий МСУ

Предметы  ведения – круг вопросов, закрепленных за данными уровнем власти. По предметам  ведения органы власти осуществляют соответствующие полномочия.

Полномочия  – права, которыми наделен каждый уровень власти для выполнения возложенных  на них функций, а также обязанности.

Компетенция – совокупность полномочий + предметы ведения.

Разграничение предметов ведения и полномочий – сложный вопрос правового регулирования  отношений между различными уровнями власти. Разделение предметов ведения  между РФ и субъектами РФ предусматривает  Конституция РФ (ст. 72), установление общих принципов организации МСУ отнесено к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Порядок реализации предметов совместного  ведения устанавливает ст. 76 Конституции  РФ, по вопросам совместного ведения  РФ принимает законы, а в соответствии с ними принимают законы субъекты РФ.

Принципиально важным является вопрос разграничения  предметов ведения и полномочий между государством и МСУ.

В Европе это разграничение осуществляется на основе принципа субсидиарности, в  соответствии с которым органы вышестоящего уровня передают полномочия и предметы ведения нижестоящему уровню, руководствуясь принципом наибольшей эффективности  решения тех или иных вопросов. При этом ответственность за решения  переданных вопросов сохраняется за вышестоящим уровнем (субсидиарная ответственность).

Для характеристики предметов ведения МСУ в российском законодательстве используется термин – вопросы местного значения. К  ним относят:

1.Вопросы,  которые могут самостоятельно  решаться ОМСУ или населением  без вмешательства государства;

2.Последствия  решений которых не выходят за пределы МО.

Основными предметами ведения МСУ во всем мире принято считать:

1)Благоустройство  местной территории – устройство  на благо людей;

2)Социально-экономическое  развитие территории;

3)Предоставление  населению различных услуг.

Европейская Хартия МСУ провозглашает следующие  принципы установления компетенции  ОМСУ:

1.Основные  полномочия ОМСУ д.б. установлены Конституцией или законом;

2.ОМСУ  в пределах установленных законом  полномочий обладают полной свободой  действий для обеспечения собственных  инициатив;

3.Осуществление  государственных полномочий должно  возлагаться, как правило, на  органы наиболее близкие к  населению с учетом объема  и природы задач, требований  экономии и эффективности;

4.Предоставляемые  ОМСУ полномочия должны быть  полными и исключительными. Они  могут быть ограничены только  законом;

5.ОМСУ  должны обладать правом по  возможности приспосабливать передаваемые  полномочия к местным условиям  и особенностям.

Но в  силу специфики государств в различных странах сложилась различная система разграничения предметов ведения и полномочий между государством и МСУ.

 

3.Предметы ведения и  полномочия МСУ в российском  законодательстве

Конституцией  РФ перечень вопросов местного значения определен в укрупненном плане, более конкретный перечень вопросов местного значения был установлен ФЗ 1995г. (№154).

Эти вопросы  можно разбить на 2 группы:

1.Вопросы,  связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих  функций.

2.Вопросы  хозяйственного плана, осуществлением  которых занимаются ОМСУ для  жизнеобеспечения населения.

К вопросам первой группы можно отнести: принятие и изменение Уставов МО; владение, пользование и распоряжение собственностью; формирование, утверждение, исполнение местного бюджета; установление местных  налогов и сборов; регулирование  застройки территории МО; контроль за использованием земель; разработка планов СЭРО.

К вопросам второй группы:

- вопросы,  решение которых непосредственно  возложено на ОМСУ (содержание  муниципального фонда, муниципальных  инженерных и коммунальных систем, содержание и строительство дорог  местного значения, организация  транспортного обслуживания, кладбищ…);

- вопросы  с употреблением терминов создание  условий, содействие – жилищное  строительство, общественное питание  и бытовое обслуживание, деятельность  СМИ, охрана окружающей среды,  обеспечение занятости населения.

Закон 1995г. не устанавливал исчерпывающий перечень вопросов местного значения (МСУ имело  право решать другие вопросы). Перечень вопросов местного значения по закону 1995г. имел ряд недостатков:

1.Предметы  ведения не были отделены от  полномочий;

2.Многие  перечисленные вопросы не могут  быть исключены из сферы государственного  регулирования (образование, охрана  общественного порядка, здравоохранение,  соц. поддержка населения…);

3.Перечень  вопросов местного значения относился  ко всем МО независимо от  их размера и возможности.

Закон № 131 2003г. установил следующие предметы ведения и полномочия:

1.Вопросы  местного значения разделены  по типам МО;

2.К ведению  поселений отнесен круг вопросов  связанный в основном с жизнеобеспечением  населения;

3.Некоторые  вопросы местного значения относятся  как к поселению, так и к  муниципальному району, их разграничение  осуществляется по территориальному  признаку;

4.На уровень  муниципальных районов отнесены  вопросы, решение которых требует  соответствующей экономической  базы.

5. ОМСУ  могут передавать друг другу  часть полномочий; 

6. ОМСУ  не могут решать иные вопросы,  не отнесенные к их компетенции  и входящие в компетенцию других  органов;

7. Полномочия  ОМСУ отделены от предметов  ведения;

8. Перечень  вопросов местного значения может  быть изменен только законом.

 

4. Осуществление ОМСУ  отдельных государственных полномочий

ФЗ № 131 определил простой подход разделения предметов ведения государства  и МСУ. Все вопросы, которые не включены в вопросы местного значения относятся к предметам ведения  органов государственного управления.

Предусмотрено, что органы государственной власти могут передавать отдельные государственные  полномочия ОМСУ. Эта передача предусматривает  – принятие соответствующего закона субъекта РФ, с одновременной передачей финансовых средств для их исполнения, ответственность за исполнение полномочий, контроль переданных полномочий остается за органами государственной власти.

 

 

Лекция 6. Непосредственное участие  граждан в местном самоуправлении

 

1. Формы участия граждан  в МСУ

В соответствии с п.2 ст. 130 Конституции РФ МСУ  осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие формируемые органы МСУ.

Различают 2 основные группы форм осуществления  гражданами МСУ:

1)формы  непосредственной демократии и  2)формы представительной демократии.

Предусмотренные Законом 2003 года формы непосредственной демократии можно также подразделить на 2 группы:

1) при  реализации которых принимаются решения, обязательные для исполнения,

а именно:

-местный  референдум,

-сходы  граждан в малых населенных  пунктах,

-муниципальные  выборы и голосование граждан;

2) на  основе общественных инициатив,  решения которых не носят силу  обязательности для исполнения, а именно:

-опросы  общественного мнения,

-территориальное  общественное самоуправление,

-собрания (конференции),

-публичные  слушания,

-правотворческая  инициатива граждан, 

-мирные  массовые акции,

-обращения  граждан в ОМСУ.

К формам представительной демократии относятся  выборные ОМСУ.

 

2.Местный референдум

Местный референдум является высшей формой народовластия  на муниципальном уровне,

при котором население непосредственно решает важнейшие ВМЗ.

Решения референдума не подлежат утверждению каким бы то ни было органом.

Они обязательны к исполнению на территории МО. Могут быть отменены лишь другим референдумом.

Информация о работе Лекции по "Местному самоуправлению"