Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, курс лекций
МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.
1) избирается
на выборах либо
2) в случае
избрания на выборах входит
в состав представительного
3) в случае
избрания представительным
4) не
может быть одновременно
Реализация
этих положений позволяет
1.Глава
МО избирается населением и
возглавляет местную
2.Глава
МО избирается населением и
возглавляет совет, глава
3.Глава
МО избирается из состава
Законом 2003г. ввиду установления двух уровней МО введены 2 способа формирования представительного органа муниципального района.
1. формируется
из глав поселений и из
2.избирается на выборах. При этом число депутатов от одного поселения не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа.
6. Представительный орган МО
Количественный
состав представительного органа
МСУ устанавливается в
В РФ нижний
предел численности депутатов
-7 при числе жителей менее 1000 чел.,
-10 при числе жителей от 1000 до 10000 чел,
-15 при числе жителей от 10000 до 30000чел.,
-20 при числе жителей от 30000 до 100000 чел.,
-25 при числе жителей от 100000 до 500000 чел.,
-35 при числе жителей от 500000 чел.
Число депутатов представительного органа муниципального района не может быть меньше 15 чел.
В исключительной компетенции представительного органа МСУ находится решение следующих вопросов:
1.Принятие Устава и внесение в него изменений,
2.Утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении,
3.Установление и отмена местных налогов и сборов,
4.Принятие
планов и программ социально-
5.Установление
порядка управления и
6.Установление порядка принятия решений по МУП, установление тарифов на муниципальные услуги,
7.Установление
порядка межмуниципального
8.Установление
порядка материально-
9.Осуществление контроля за исполнением органами МСУ решений по ВМЗ.
В составе представительного органа для подготовки вопросов на сессию, самостоятельного рассмотрения определенного круга вопросов создаются комиссии или комитеты, а также группы или фракции. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются отдельно в составе местного бюджета.
7.Глава МО
Является высшим должностным лицом МО. Наделяется полномочиями:
-представлять МО в отношениях с органами власти, гражданами и организациями, без доверенности действовать от имени МО,
-подписывать
и обнародовать в порядке,
-издавать в пределах своей компетенции правовые акты,
-вправе
требовать созыва
Глава МО подконтролен и подотчетен населению и представительному органу МСУ.
Глава МО являющийся главой местной администрации наделяется правом отлагательного вето на нормативные правовые акты, принимаемые советом с мотивированным обоснованием. Представительный орган при повторном рассмотрении либо соглашается с доводами главы, либо может преодолеть вето 2/3 голосов. В таком случае глава МО обязан подписать, обнародовать и исполнять этот акт.
Лекция 9. Муниципальная служба
1.Понятие муниципальной
службы и муниципального
Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Признаки муниципальной службы:
-на постоянной основе,
-по замещению муниципальных должностей, предусмотренных Уставом МО, для исполнения и обеспечения полномочий МО,
-за денежное
вознаграждение за счет
Муниципальными служащими не являются лица, занимающие выборные муниципальные должности, например, глава МО или председатель Совета, депутат, работающий в Совете на постоянной профессиональной основе.
К муниципальной службе не относится исполнение вспомогательных и технических функций (водители, секретари, технички, сторожа и др.),
Согласно ЕХМСУ (ст.6, п2) условия работы муниципального служащего должны быть такими, чтобы они обеспечивали подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и профессиональной компетентности. Федеральным законом 1998г.«Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» предусматривались три категории муниципальных должностей А (выборные МД), Б (обеспечивающие деятельность выборных лиц), и В (иные). Муниципальной службой считалась служба на муниципальных должностях категории Б и В. Последняя редакция ФЗ (02 мая 2007г. №25-ФЗ) деления на категории А, Б и В муниципальных должностей не устанавливает.
2. Правовая регламентация муниципальной службы
Правовое
регулирование муниципальной
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает основные принципы МС, полномочия органов государственной власти по регламентации муниципальной службы, порядок классификации муниципальных должностей, ограничения, гарантии, права и обязанности МС.
На уровне
субъекта РФ законами устанавливаются
реестр муниципальных должностей, их
соотношение с должностями
С учетом
федерального и регионального
На муниципальных служащих распространяется действие ТК РФ с учетом особенностей, установленных ФЗ.
Время работы на муниципальной службе засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законом о государственной службе.
Основой
формирования законодательства о муниципальной
службе служит единство принципов
государственной и
Граждане
РФ имеют равный доступ к МС независимо
от пола, расы, вероисповедания, происхождения,
имущественного и должностного положения,
убеждений, принадлежности к общественным
организациям. Критерием доступа
к занятию МД может быть только
наличие образования и
3.Муниципальные должности
Установлено
(ФЗ 2007г.) 5 групп муниципальных
Высшие и главные МД устанавливаются Уставом МО в соответствии с законом субъекта РФ. Остальные МД устанавливаются НПА МО в соответствии с Уставом МО.
В системе государственной службы предусмотрено деление должностей на категории «руководители», «помощники», «специалисты», «обеспечивающие специалисты», квалификации (чины) советников, референтов, секретарей 1, 2 и 3 классов. В МС такая работа еще не ведется. Для присвоения или подтверждения квалификации предусматривается проведение экзамена или аттестации.
4. Прохождение МС
На МС принимаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующее образование и отвечающие квалификационным требованиям должности. Прием осуществляется на условиях назначения, договора (срочного или бессрочного), на срок полномочий выборного ДЛ или на иных условиях.
Замещение вакантной МД может производиться по конкурсу, в порядке, определенном уставом или НПА МО. Может устанавливаться испытательный срок от 3 до 6 месяцев.
Возложение дополнительных обязанностей на муниципального служащего возможно при его согласии, за дополнительную оплату. Повышение в должности возможно из резерва кадров или по конкурсу.
Периодическая аттестация МС предусмотрена один раз в 3 года. Задачей аттестации является выявление соответствия МД и оценка МС. По результатам аттестации работнику м.б. предложено прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет средств местного бюджета, может быть принято решение о несоответствии и увольнению. Для занятия очередной должности, как правило, необходимо пройти профессиональную переподготовку.
Поощрения и наказания МС выносятся в соответствии с ТК.
Прекращение МС м.б. осуществлено по заявлению, в связи с окончанием срока контракта, выхода на пенсию, по инициативе руководителя, другим основаниям.
5.Обязанности муниципального
служащего и ограничения,
МС-й обязан:
-обеспечивать соблюдение законодательства, защиты прав и законных интересов граждан,
-своевременно
рассматривать обращения
-обеспечивать
каждому гражданину
-исполнять
приказы, распоряжения и
-соблюдать
правила внутреннего трудового
распорядка, должностные инструкции,
порядок работы со служебной
информацией, поддерживать
-не разглашать
сведений, составляющих охраняемую
законом тайну, а также
-ежегодно
представлять в кадровую
В связи с характером МД для МС установлены следующие ограничения:
-занятие
другой оплачиваемой
-предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц,
-состоять
членом органов управления
-быть поверенным по делам третьих лиц в ОМСУ, где он состоит на МС,
-использовать
в неслужебных целях средства
материально-технического, финансового,
информационного обеспечения,
-получать
гонорары за публикации в
-получать
от ФЛ и ЮЛ вознаграждения (подарки,
ссуды, оплата развлечений,
-выезжать
в командировки за счет ФЛ
или ЮЛ, за исключением по