Лекции по "Местному самоуправлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций.docx

— 84.38 Кб (Скачать файл)

1) избирается  на выборах либо представительным  органом из своего состава;

2) в случае  избрания на выборах входит  в состав представительного органа  с правом решающего голоса  и является его председателем,  либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае  избрания представительным органом  является его председателем;

4) не  может быть одновременно председателем  совета и главой местной администрации  (за исключением поселений с  числом жителей менее 1тыс.)

Реализация  этих положений позволяет использовать следующие модели построения муниципальной  власти.

1.Глава  МО избирается населением и  возглавляет местную администрацию,  а совет возглавляет председатель, избираемый из числа депутатов.

2.Глава  МО избирается населением и  возглавляет совет, глава местной  администрации принимается по  контракту на конкурсной основе.

3.Глава  МО избирается из состава совета, является председателем совета, глава администрации принимается  по контракту на конкурсной  основе.

Законом 2003г. ввиду установления двух уровней  МО введены 2 способа формирования представительного  органа муниципального района.

1. формируется  из глав поселений и из депутатов  соответствующих поселений, избираемых  представительным органом поселений  из своего состава в соответствии  с равной нормой представительства  (независимо от численности поселения).

2.избирается  на выборах. При этом число  депутатов от одного поселения  не может превышать 2/5 от установленной  численности представительного  органа.

6. Представительный  орган МО

Количественный  состав представительного органа  МСУ устанавливается в зависимости  от численности населения. Подходы  неодинаковы в разных странах. Так  в США преобладают советы численностью 6-12 чел, в Японии в ассамблеях префектур насчитывается от 40 до 120 чел, а в муниципальных ассамблеях от 12 до 100 членов. Во Франции формируются представительные органы численностью от 9 до 69 чел. (в коммунах с численностью жителей более 300 тысяч).

В РФ нижний предел численности депутатов установлен ФЗ-131 следующим образом:

-7 при  числе жителей менее 1000 чел.,

-10 при  числе жителей от 1000 до 10000 чел,

-15 при  числе жителей от 10000 до 30000чел.,

-20 при  числе жителей от 30000 до 100000 чел.,

-25 при  числе жителей от 100000 до 500000 чел.,

-35 при  числе жителей от 500000 чел.

Число депутатов  представительного органа муниципального района не может быть меньше 15 чел.

В исключительной компетенции представительного  органа МСУ находится решение  следующих вопросов:

1.Принятие  Устава и внесение в него  изменений,

2.Утверждение  местного бюджета и отчета  об его исполнении,

3.Установление  и отмена местных налогов и  сборов,

4.Принятие  планов и программ социально-экономического  развития МО,

5.Установление  порядка управления и распоряжения  имуществом МО,

6.Установление  порядка принятия решений по  МУП, установление тарифов на  муниципальные услуги,

7.Установление  порядка межмуниципального сотрудничества,

8.Установление  порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности ОМСУ,

9.Осуществление  контроля за исполнением органами МСУ решений по ВМЗ.

В составе  представительного органа для подготовки вопросов на сессию, самостоятельного рассмотрения определенного круга  вопросов создаются комиссии или  комитеты, а также группы или фракции. Расходы на обеспечение деятельности  представительного органа предусматриваются отдельно в составе местного бюджета.

 

7.Глава МО

Является  высшим должностным лицом МО. Наделяется полномочиями:

-представлять  МО в отношениях с органами  власти, гражданами и организациями,  без доверенности действовать  от имени МО,

-подписывать  и обнародовать в порядке, установленном  Уставом МО, правовые акты, принимаемые  представительным органом МСУ,

-издавать  в пределах своей компетенции  правовые акты,

-вправе  требовать созыва внеочередного  заседания представительного органа.

Глава МО подконтролен и подотчетен населению и представительному органу МСУ.

Глава МО являющийся главой местной администрации наделяется правом отлагательного вето на нормативные правовые акты, принимаемые советом с мотивированным обоснованием. Представительный орган при повторном рассмотрении либо соглашается с доводами главы, либо может преодолеть вето 2/3 голосов. В таком случае глава МО обязан подписать, обнародовать и исполнять этот акт.

 

Лекция 9. Муниципальная служба

1.Понятие муниципальной  службы и муниципального служащего

Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Признаки  муниципальной службы:

  1. Служба в органах местной публичной власти;
  2. Профессиональная деятельность:

-на постоянной  основе,

-по замещению  муниципальных должностей, предусмотренных  Уставом МО, для исполнения и  обеспечения полномочий МО,

-за денежное  вознаграждение за счет средств  МБ.

Муниципальными  служащими не являются лица, занимающие выборные муниципальные должности, например, глава МО или председатель Совета, депутат, работающий в Совете на постоянной профессиональной основе.

К муниципальной  службе не относится исполнение вспомогательных  и технических функций (водители, секретари, технички, сторожа и др.),

Согласно  ЕХМСУ (ст.6, п2) условия работы муниципального служащего должны быть такими, чтобы они обеспечивали подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и профессиональной компетентности.  Федеральным законом 1998г.«Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»  предусматривались три категории муниципальных должностей А (выборные МД), Б (обеспечивающие деятельность выборных лиц), и В (иные). Муниципальной службой считалась служба на муниципальных должностях категории Б и В. Последняя редакция ФЗ (02 мая 2007г. №25-ФЗ) деления на категории А, Б и В муниципальных должностей не устанавливает.

 

2. Правовая регламентация  муниципальной службы

Правовое  регулирование муниципальной службы осуществляется федеральными, региональными  и муниципальными нормативными правовыми  актами.

Федеральный закон «О муниципальной службе в  Российской Федерации» устанавливает  основные принципы МС, полномочия органов  государственной власти по регламентации  муниципальной службы, порядок классификации  муниципальных должностей, ограничения, гарантии, права  и обязанности  МС.

На уровне субъекта РФ законами устанавливаются  реестр муниципальных должностей, их соотношение с должностями государственной  службы субъекта РФ, порядок сохранения стажа муниципальной службы при  переходе на государственную службу, сохранения и соотношения квалификационных разрядов, установления денежного содержания муниципальных должностей.

С учетом федерального и регионального законодательства Уставом МО и МПА регулируются вопросы муниципальной службы на муниципальном уровне.

На муниципальных  служащих распространяется действие ТК РФ с учетом особенностей, установленных  ФЗ.

Время работы на муниципальной службе засчитывается  в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законом о государственной  службе.

Основой формирования законодательства о муниципальной  службе  служит единство принципов  государственной и муниципальной  службы.

Граждане  РФ имеют равный доступ к МС независимо от пола, расы, вероисповедания, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, принадлежности к общественным организациям. Критерием доступа  к занятию МД может быть только наличие образования и квалификации работника.

 

3.Муниципальные должности

Установлено (ФЗ 2007г.) 5 групп муниципальных должностей: высшие, главные, ведущие, старшие и  младшие.

Высшие  и главные МД устанавливаются  Уставом МО в соответствии с законом  субъекта РФ. Остальные МД устанавливаются  НПА МО в соответствии с Уставом  МО.

В системе  государственной службы предусмотрено  деление должностей на категории  «руководители», «помощники», «специалисты», «обеспечивающие специалисты»,  квалификации (чины) советников, референтов, секретарей 1, 2 и 3 классов. В МС такая  работа еще не ведется. Для присвоения или подтверждения квалификации предусматривается проведение экзамена или аттестации.

 

4. Прохождение МС

На МС принимаются лица не моложе 18 лет, имеющие  соответствующее образование  и  отвечающие квалификационным требованиям  должности. Прием осуществляется на условиях назначения, договора (срочного или бессрочного), на срок  полномочий выборного  ДЛ или на иных условиях.

Замещение вакантной МД может производиться по конкурсу, в порядке, определенном уставом или НПА МО. Может устанавливаться испытательный срок от 3 до 6 месяцев.

Возложение  дополнительных обязанностей на муниципального служащего возможно при его согласии, за дополнительную оплату. Повышение  в должности возможно из резерва  кадров или по конкурсу.

Периодическая аттестация МС предусмотрена один раз  в 3 года. Задачей аттестации является выявление соответствия МД и оценка МС. По результатам аттестации работнику  м.б. предложено прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет средств местного бюджета, может быть принято решение о несоответствии и увольнению. Для занятия очередной должности, как правило, необходимо пройти профессиональную переподготовку.

Поощрения и наказания МС выносятся в  соответствии с ТК.

Прекращение МС м.б. осуществлено по заявлению, в связи с окончанием срока контракта, выхода на пенсию, по инициативе руководителя, другим основаниям.

 

5.Обязанности муниципального  служащего и ограничения, связанные  с муниципальной службой

МС-й  обязан:

-обеспечивать  соблюдение законодательства, защиты  прав и законных интересов  граждан,

-своевременно  рассматривать обращения граждан,  общественных объединений, предприятий,  учреждений и организаций, ГО  и ОМСУ, разрешая их в порядке,  установленном законодательством  (ФЗ-59 2005г.),

-обеспечивать  каждому гражданину возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими  его права и интересы,

-исполнять  приказы, распоряжения и указания  руководителей, отданных в пределах  их должностных полномочий,

-соблюдать  правила внутреннего трудового  распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной  информацией, поддерживать уровень  своей квалификации,

-не разглашать  сведений, составляющих охраняемую  законом тайну, а также ставших  ему известными в связи с  исполнением служебных обязанностей, затрагивающих частную жизнь,  честь и достоинство граждан,

-ежегодно  представлять в кадровую службу  МО сведения о своих доходах  и имуществе.

В связи  с характером МД для МС установлены  следующие ограничения:

-занятие  другой оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной или творческой,

-предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц,

-состоять  членом органов управления коммерческих  организаций, если это не установлено  по его должности,

-быть  поверенным по делам третьих  лиц в ОМСУ, где он состоит  на МС,

-использовать  в неслужебных целях средства  материально-технического, финансового,  информационного обеспечения, другого  муниципального имущества и служебной  информации,

-получать  гонорары за публикации в качестве  МС,

-получать  от ФЛ и ЮЛ вознаграждения (подарки,  ссуды, оплата развлечений, отдыха, транспорта и др.), связанные с  исполнением им своих должностных  обязанностей,

-выезжать  в командировки за счет ФЛ  или ЮЛ, за исключением по договоренности  с другим МО или ОГВ, международными  организациями,

Информация о работе Лекции по "Местному самоуправлению"