Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, курс лекций
МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.
6. Особенности возникновения,
В муниципальной
собственности может находиться
только имущество, необходимое для
выполнения полномочий органов МСУ,
как публичной власти. Имущество,
предназначенное для
1)позволяющее вести хозяйственную деятельность, закрепляемое за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления;
2)имущество для выполнения управляющих и иных нехозяйственных функций.
Имущество незакрепленное за МУП и МУ входят в состав муниципальной казны.
Способы использования имущества:
-непосредственно ОМСУ,
-передача в аренду,
-передача в хозяйственное ведение или оперативное управление МУП и МУ,
-передача в уставный капитал,
-отчуждение: приватизация, мена, дарение.
Приватизация проводится в порядке, установленном представительным ОМСУ. (По программе приватизации либо в индивидуальном порядке).
3.Местные бюджеты
Наличие местного бюджета является необходимым условием реализации местного самоуправления. Каждое МО имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
Бюджетный
кодекс РФ определяет местный бюджет
как форму образования и
-достаточность
собственных финансовых
-свободное
распоряжение этими средствами
при осуществлении своих
-поступление
хотя бы части финансовых
-защита
финансово слабых ОМСУ за счет
процедур финансового
-предоставление субсидий не в ущерб выбора политики ОМСУ.
В соответствии с требованиями федерального законодательства (БК, ФЗ-2003г.) Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов (не более 10%), уровню и составу муниципального долга (не более собственных доходов), исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных законодательством.
Полномочия
местной администрации
Органы местного самоуправления в
порядке, установленном
В местных
бюджетах раздельно предусматриваются
доходы, направляемые на осуществление
полномочий органов местного самоуправления
по решению вопросов местного значения,
и субвенции, предоставленные для
обеспечения осуществления
Проект местного бюджета, решение
об утверждении местного бюджета, годовой
отчет о его исполнении, ежеквартальные
сведения о ходе исполнения местного
бюджета и о численности
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
4.Доходы и расходы местных бюджетов
В соответствии со ст.55 ФЗ-2003г.
К доходам местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения граждан
(разовые
платежи граждан,
Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
2) доходы от местных налогов и сборов (земельный налог и налог на имущество физических лиц);
3) доходы
от региональных налогов и
сборов (по налоговым ставкам,
установленным законами
4) доходы
от федеральных налогов и
5) безвозмездные
перечисления из бюджетов
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть
прибыли муниципальных
8) штрафы,
установление которых в
9) добровольные пожертвования;
10) иные
поступления в соответствии с
федеральными законами, законами
субъектов Российской
К собственным доходам местных бюджетов относятся все вышеуказанные доходы за исключением безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней.
Уровень собственных доходов, несмотря на их большой перечень, чрезвычайно низкий. В настоящее время он составляет 5-10%- для абсолютного большинства МО.
В соответствии со ст. 53 ФЗ-2003г.
Органы местного самоуправления должны вести реестры расходных обязательств муниципального образования.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, устанавливается соответствующими законами (федеральными либо субъектов Российской Федерации).
Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные
образования вправе привлекать заемные
средства, в том числе за счет
выпуска муниципальных ценных бумаг,
в порядке, установленном представительным
органом местного самоуправления в
соответствии с требованиями федеральных
законов и иных нормативных правовых
актов федеральных органов
5.Выравнивание бюджетной обеспеченности МО
Муниципальные
образования можно разделить
по признаку финансовой обеспеченности
на доноров и реципиентов. Территории
МО-Доноров (крупных городов, территории
с производственной специализацией)
имеют источники доходов, полностью
обеспечивающие не только МО собственными
доходами, но и перечисляющие доходы
в вышестоящие уровни бюджетной
системы. МО-реципиенты не могут обеспечить
свои потребности за счет своих территории
и нуждаются в финансовой поддержке
для исполнения функций, установленных
законом. Подавляющее большинство
МО (районы и поселения) являются
в настоящее время
В связи с такими обстоятельствами существует проблема с одной стороны финансовой поддержки экономически слабых МО, с другой стороны изъятия избытков средств у доноров.
Налоговое
регулирование в части
Федеральное законодательство в настоящее время установило единые нормативы отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов, долгосрочный характер их действия. Введены специальные процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности. Основой является показатель минимальной бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя МО.
Уровень
минимальной бюджетной
Лекция 11. Государственные гарантии прав МСУ, ответственность органов и ДЛ МСУ, контроль их деятельности
ФЗ-2003г. (ст.3) установил, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обязаны обеспечивать государственные гарантии прав населения на осуществление МСУ. Эти права могут быть ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.
Система государственных гарантий МСУ включает общие гарантии и специальные. Общие гарантии – законодательные нормы , гарантирующие соблюдение тех или иных прав (н-р, недопустимость осуществления МСУ органами государственной власти, недопустимость решения вопроса о реорганизации МО и его территории без учета мнения населения, социальные гарантии для муниципальных служащих, право МО на собственную символику и др.)