Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 13:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является предложить направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района. Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты развития сельских территорий;
охарактеризовать текущее состояние социального развития сельских территорий в Российской Федерации;
рассмотреть зарубежный опыт реализации политики в сфере социального развития сельских территорий;
проанализировать состояние социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района;
выработать рекомендации в области социального развития сельских территорий муниципального образования.
ВВЕДЕНИЕ
4
Теоретические аспекты развития сельских территорий
1.1 Понятие, функции и типология сельских территорий
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие сельских территорий
1.3 Зарубежный опыт реализации политики в сфере развития сельских территорий
6
6
12
20
Анализ состояния социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
2.1 Анализ социального развития сельских территорий муниципального образования
2.2 Сравнительный анализ социального развития сельских территорий муниципальных образований Республики Мордовия
28
28
35
Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
3.1Прогнозирование основного показателя, характеризующего устойчивость социального развития сельских территорий муниципального образования
3.2 Основные направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
44
44
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
57
Также необходимо отметить, что особенность сельской территории определяется тем, что она является источником множества благ: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, кладовой природных ресурсов, местом проживания, рекреационным объектом, местом ассимиляции отходов. Как сложная природно-хозяйственная система сельская территория выполняют многообразные народнохозяйственные функции:
Отметим, что в российском законодательстве до недавнего момента не было определения сельских территорий и сельской местности. В ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены только территории сельских поселений - «один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления».
В Концепции устойчивого развития сельских
территорий в Российской Федерации на
период до 2020 года понятие «сельская территория»
аналогично понятию «сельская местность»
и «селу в широком смысле» и определяется
как «территории за границами городов,
включающие территории сельских населенных
пунктов и межселенные территории».
Заметим, что в данной Концепции, по аналогии
с подходом, принятым в зарубежной практике,
сельская местность трактовалась как
обитаемая территория вне городских поселений. Также в
концепции уточнены следующие понятия.
Сельские населенные пункты - места проживания
(села, деревни, станицы, поселки, кишлаки,
аулы, хутора и др.), отнесенные независимо
от людности к сельским населенным пунктам
административно-
Таким образом, на сегодняшний день понятие «сельские территории» является недостаточно проработанным. Лишь в Концепции устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации до 2020 года дается определении сельским территориям, но и оно является достаточно общим и требует доработки. Из вышесказанного можно сделать вывод, что сельские территории - это территории населенных пунктов за границами городов (села, деревни, станицы, поселки, кишлаки, аулы, хутора и др.), являющиеся сложной социально-экономической системой, внутреннюю среду которой составляют экономическая, социальная и экологическая подсистемы, для которой характерен определенный набор качественных характеристик и которая выполняет многообразные народнохозяйственные функции.
Практически в каждом исследовании, касающемся развития сельских территорий, авторы в той или иной мере рассматривают факторы, от которых зависит данный процесс. Поэтому подходов к определению перечня и классификации факторов, влияющих на развитие сельских территорий, существует множество. В большинстве из них факторы подразделяются на объективные и субъективные, внешние и внутренние, жесткие и мягкие и т.д. Каждая из таких разработок имеет определенную научную и практическую ценность, в связи с чем, заслуживает внимания со стороны исследователей. Связано это с тем, что меры по сельскому развитию разрабатываются по направлениям, соответствующим названным факторам. Эффективность этих мер в значительной степени зависит от того, насколько обоснованно определены наиболее значимые из указанных факторов. [2]
Как показывает анализ, многие авторы отдают предпочтение, смешанному варианту классификации факторов, беря за основу несколько критериев. К примеру, Мищенко И.В. названные факторы разделяет сначала на внешние и внутренние, затем первые из них - на общегосударственные и региональные. [19]
Как известно, одна из главных целей сельского развития - повышение качества жизни населения. Учитывая это, исследуя проблемы сельского развития, Бондаренко Л.В. акцентирует внимание на факторах, продуцирующих сельскую бедность. К таковым она относит природные, экономические, социальные и демографические факторы. [4]
Данная классификация представляет особый научный и практический интерес, так как лежит в основе ежегодного мониторинга социальной сферы российского села, выполняемого по заданию Минсельхоза России. Тем более что, как нам представляется, она относится к числу наиболее удачных. Объясняется это тем, что социально-экономическое положение сельских территорий автор связывает с качеством управления. Так, к числу экономических факторов она вполне логично относит отсутствие условий для развития малого и среднего предпринимательства, слабость системы социальной защиты населения.
К социальным факторам автор причисляет замедленное формирование рыночного менталитета, не отвечающая современным требованиям квалификационная и возрастная структура рабочей силы и другие. [12]
Другой отличительной особенностью подхода названного автора к выбору перечня и классификации факторов является то, что основное внимание акцентируется на проблемах социального характера. Так, в качестве наиболее значимых факторов она рассматривает демографическую ситуацию на селе (численность и возрастно-половая структура, здоровье, естественное и механическое движение сельского населения), рынок труда в сельской местности (экономическая активность и занятость сельского населения, безработица и др.), материальное благосостояние (оплата труда, структура и дифференциация доходов, потребление продуктов питания и обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования, масштабы распространения бедности и др.), социальную и инженерную инфраструктуру и т.д. [24]
Примерно аналогичного подхода к выделению и классификации факторов развития сельских территорий придерживается и Островский Н.В., который справедливо отмечает, что устойчивость муниципального образования определяется рядом экономических, социальных и экологических факторов. Причем, к экономическим факторам он относит зависимость от внешних источников сырья, энергии, рабочей силы, потребителей продукции и потребителей отходов.
К факторам социального характера им отнесены такие, как реальные доходы населения, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, основные показатели здоровья, занятость населения, осознание населением экологических проблем, его готовность на самоограничение по экологическим причинам. [31]
Данный автор прав, отмечая, что чем ниже зависимость муниципального образования от внешних факторов, тем лучше. В то же время нельзя не заметить, что большинство факторов социального характера зависит не только и не столько от перечисленных им внешних факторов. Кроме того, нельзя не отметить, что рождаемость, смертность и другие из отмеченных социальных факторов не играют решающей роли в сельском развитии. Более того, они в большей мере являются следствием, нежели фактором социально- экономического развития села.
По мнению Рукина В.А. успешное развитие сельских территорий зависит от таких факторов, как состояние социальной сферы села, инженерной и транспортной инфраструктуры, наличие достаточного количества рабочих мест в различных сферах производства, а также благоприятности окружающей среды. Если учесть, что фактор представляет собой причину, движущую силу или необходимое условие для решения какой-либо актуальной проблемы, то перечисленное, скорее всего, следует отнести к результатам деятельности, а не факторам.
По вполне обоснованному мнению Стародубровской И. и Мироновой Н. экономические и социальные факторы тесно взаимосвязаны. Говоря об этом, они отмечают, что экономическое развитие сельской территории связано с функционированием и появлением на ней тех или иных видов экономической деятельности, а социальное – с формированием условий жизнедеятельности людей и развитием человеческого капитала. При этом авторы считают, что успешное экономическое развитие может трансформироваться, а может и не трансформироваться в улучшение условий жизни населения. Кстати, подтверждением этому служит то, что во многих регионах, где получили развитие агрохолдинги, использующие высокопроизводительные технологии, в связи с чем нанимающие лишь небольшую часть работников, они почти не способствуют развитию близлежащих территорий. [7]
Заслуживает внимания и другое утверждение названных авторов, согласно которому социальное развитие сельской территории в определенной мере возможно и без активной экономической деятельности.
Завершая свои рассуждения относительно рассматриваемых факторов, ученые приходят к выводу о том, что причинно-следственные связи между ними неоднозначны. Хотя традиционно считается, говорят они, «что экономические условия формируют предпосылки для социального развития, вполне возможна и обратная зависимость: улучшение условий жизнедеятельности людей делает территорию притягательной для бизнеса, в то время как социальная деградация не позволяет реализовать даже те возможности экономического развития, которые имеются в наличии». С этим трудно не согласиться.
Естественно, тесная взаимосвязь между экономическими и социальными факторами очевидна. В этом можно убедиться на многих примерах, в частности, анализируя причины нежелания работать на селе подавляющего большинства выпускников аграрных ВУЗов. Они, к примеру, показывают, что создание благоприятных социальных условий способствует улучшению экономических показателей.
Многие ученые, прежде всего, западные, к одной из основных причин сельской бедности и неудовлетворительного развития сельских территорий относят гендерное неравенство. Исследуя данную проблему, Мельников Н.Н. отмечает, что оно особенно распространено в слаборазвитых странах. Вместе с тем, хотя Россия не относится к числу таковых, он считает, что в отечественных нормативных актах тематика гендерной асимметрии пока не нашла в полной мере своего отражения. При этом автор отмечает, что на практике главным образом это касается села. [13]
С таким мнением согласна и Поленина С.В., отмечающая, что именно на селе женщины испытывают значительно больше сложностей с занятием предпринимательством.
Естественно, гендерное неравенство – лишь одна из многих причин, препятствующих сельскому развитию. Об этом свидетельствуют результаты практически всех исследований, а также материалы совещаний, проводимых органами власти, включая федеральные и региональные. Сельскому развитию в России препятствуют недостаточное развитие гражданского общества (включая местное самоуправление), недостаточная эффективность аграрной политики и политики сближения деревни с городом, ориентация на отраслевую модель развития села, недостаточная доступность финансовых, информационных и иных ресурсов для сельского населения.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 года «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» названная стратегия содержит большое количество разделов, сформулированных с учетом ключевых факторов, определяющих, по мнению авторов, социально-экономическое состояние сельских территорий. К таковым в указанном документе отнесены:
Анализ перечня перечисленных условий и факторов дает основание полагать, что он достаточно полный, и выстроен в определенной логической последовательности. Вместе с тем, представляется, что в нем не учтено наличие факторов разного порядка: первого, второго и т.д. В результате, причина и следствие идут вперемешку. В частности, эффективность решения многих проблем, указанных в названном перечне, зависит от того, насколько развито местное самоуправление на селе. Разумеется, полностью избавиться от указанного недостатка при определении и классификации рассматриваемых факторов крайне сложно. В то же время, очевидно, что необходимо стремиться к его минимизации.
Кроме того, мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что к числу основных факторов развития сельской территории относятся уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства и благоприятность условий для развития других видов предпринимательства. К сожалению, в представленном перечне факторов это не учтено в должной мере.
Не совсем обоснованным, является и то, что в рассматриваемом перечне такие факторы, как уровень развития местного самоуправления и научного обеспечения, приведены в числе последних. Более обоснованной мне представляется точка зрения специалистов, считающих, что ключевая роль в социально-экономическом развитии сельских территорий принадлежит системе управления, в связи с чем, определяющую роль в этом процессе играют факторы, непосредственно связанные с данной системой.