Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является предложить направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района. Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты развития сельских территорий;
охарактеризовать текущее состояние социального развития сельских территорий в Российской Федерации;
рассмотреть зарубежный опыт реализации политики в сфере социального развития сельских территорий;
проанализировать состояние социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района;
выработать рекомендации в области социального развития сельских территорий муниципального образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
Теоретические аспекты развития сельских территорий
1.1 Понятие, функции и типология сельских территорий
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие сельских территорий
1.3 Зарубежный опыт реализации политики в сфере развития сельских территорий
6
6

12

20
Анализ состояния социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
2.1 Анализ социального развития сельских территорий муниципального образования
2.2 Сравнительный анализ социального развития сельских территорий муниципальных образований Республики Мордовия

28

28


35
Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
3.1Прогнозирование основного показателя, характеризующего устойчивость социального развития сельских территорий муниципального образования
3.2 Основные направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

44



44


48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
57

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 393.23 Кб (Скачать файл)

 

Районы характеризуются  значительной вариацией по численности постоянного населения - в 8,5 раз, от 7,6 тыс. чел. в Большеигнатовском районе до 65,1 тыс. чел. в Рузаевском районе. Негативная тенденция наблюдается в области естественного снижения численности постоянного населения, во всех районах отмечается естественная убыль, максимальный показатель зарегистрирован в Ардатовском районе, наименьший показатель естественной убыли зафиксирован в Кадошкинском районе. Аналогичная отрицательная ситуация складывается в миграционной сфере, во всех районах мы можем отметить отток населения, самый высокий показатель зарегистрирован в Зубово-Полянском районе. Чамзинский и Лямбирский район характеризуется миграционным приростом населения (64 человека и 105 человек соответственно).

Важнейшим элементом социального и экономического потенциала муниципального образования являются трудовые ресурсы. Уровень благосостояния граждан и обеспеченность их рабочими местами, характеристика трудовых ресурсов формируют такую составляющую социального развития как труд и уровень жизни населения (таблица 5).

 

Таблица 5. Труд и уровень жизни населения по муниципальным образованиям Республики Мордовия

Показатель

Численность безработных, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости, человек

Уровень зарегистрированной безработицы, %

Средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций, рублей

Средний размер назначенных месячных пенсии пенсионеров, состоящих на учете в отделении Пенсионного фонда РФ по РМ, рублей

Ардатовский район

136

0,9

14282,9

8288,6

Атюрьевский район

90

1,4

13289,0

7576,6

Атяшевский район

148

1,3

16043,5

8607,8

Большеберезниковский район

85

1,1

13205,5

8269,4

Большеигнатовский район

82

1,6

12382,5

8145,3

Дубенский район

81

1,1

15884,1

8509,5

Ельниковский район

75

1,2

13799,1

8356,9

Зубово-Полянский район

407

1,2

15487,9

8183,2

Инсарский район

93

1,2

13393,9

8319,8

Ичалковский район

116

1,1

16210,6

8418,3

Кадошкинский район

63

1,3

15907,5

8619,4

Ковылкинский район

231

1,0

15763,0

8488,5

Кочкуровский район

50

0,9

14350,3

8741,7

Краснослободский район

101

0,7

15539,2

8683,1

Лямбирский район

71

0,5

18654,2

8953,2

Ромодановский район

96

0,9

16727,7

8587,6

Рузаевский район

390

1,1

21052,9

9,138,2

Старошайговский район

81

1,1

14471,7

8201,9

Темниковский район

90

0,9

15079,7

8318,6

Теньгушевский район

76

1,1

15606,1

8312,7

Торбеевский район

63

0,6

20870,4

8054,6

Чамзинский район

115

0,7

21030,7

8973,9


 

Более, чем в 3 раза различается уровень официальной безработицы - от 0,7% в Чамзинском районе до 1,6% в Большеигнатовском районе. Самой острой социальной проблемой является низкий уровень заработной платы и пенсий. Так, в 2013 году средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций колебалась от 12382 рублей в Большеигнатовском районе, до 21052,9 рублей в Рузаевском районе, т.е. в 1,7 раза. Прожиточный минимум в Республике Мордовии в среднем на душу населения составляет 6997 рублей. [22]

Дифференциация условий, потенциалов и уровней экономического развития муниципальных образований также велика, что в свою очередь оказывает непосредственное влияние на уровень развития социальной сферы и основных её показателей сельских территорий муниципальных образований. Сравнение муниципальных образований даже по небольшому кругу основных показателей социальной сферы указывает на многообразие и связанную с этим сложность развития сельских территорий (таблица 6).

Наиболее существенные различия наблюдаются в показателях общей площади жилых помещений в сельских поселениях таких крупных муниципальных районов как Лямбирский район (823,8 тыс. кв.м.), Ковылкинский район (590,5), Ромодановский, Ичалковский и Краснослободский районы. По показателю площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя в сельских поселениях наблюдается сравнительное равноправие между муниципальными района, отсутствует сильный дисбаланс между самым низким и самым высоким значением.

Характеризуя образовательную составляющую муниципальных районов республики вновь можно отметить формирование группу районов с высокими показателями, то есть большая обеспеченность дошкольными и общеобразовательными учреждениями. В кластер таких районов можно отнести Рузаевский, Зубово-Полянский, Ковылкинский, Атяшевский, Ардатовский и Чамзинский районы Республики Мордовия.

 

 

Таблица 6. Основные показатели социальной сферы муниципальных образований Республики Мордовия

Показатель

Общая площадь жилых помещений в сельских поселениях, тыс.кв.м.

Площадь жилищ, приходящихся в среднем на одного жителя в сельских поселениях, кв.м.

Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, единиц

Число дошкольных образовательных учреждений

Число дневных общеобразовательных учреждений в сельской местности

Число больничных учреждений, единиц

Число больничных коек, единиц

Число общедоступных библиотек, единиц

Ардатовский район

324,9

24,6

934

12

16

1

140

35

Атюрьевский район

318,4

33,5

146

3

15

1

50

15

Атяшевский район

398,7

31,6

577

13

17

1

90

30

Большеберезниковский район

432

32,5

617

3

11

1

65

19

Большеигнатовский район

215,6

28,4

218

2

6

1

30

17

Дубенский район

485,9

38,0

230

9

13

1

90

19

Ельниковский район

342,2

31,7

358

4

9

1

50

19

Зубово-Полянский район

467,3

18,4

362

18

31

1

260

40

Инсарский район

151,6

32,3

593

3

15

1

70

19

Ичалковский район

549,3

28,0

282

8

16

1

90

30

Кадошкинский район

97,9

33,8

231

2

5

1

30

8

Ковылкинский район

590,5

28,5

1620

14

27

1

280

42

Кочкуровский район

355,4

34,5

291

2

7

1

30

14

Краснослободский район

500,6

33,4

557

5

14

1

200

24

Лямбирский район

823,8

23,9

1117

5

17

1

60

21

Ромодановский район

553,3

27,5

519

5

15

1

100

21

Рузаевский район

456,2

24,4

4641

25

15

1

480

32

Старошайговский район

396,5

30,5

274

5

9

1

70

16

Темниковский район

345,3

38,8

373

5

16

1

90

24

Теньгушевский район

305,9

26,8

229

4

12

1

65

15

Торбеевский район

328,9

31,3

369

7

12

1

125

23

Чамзинский район

280,1

36,4

1248

12

11

1

240

22


 

По количеству больничных учреждений мы наблюдаем максимальное однообразие между муниципальными районо, которое характеризуется наличием лишь одного больничного учреждения на территории. Ясность в данной ситуацию может внести показатель числа больничных коек, с помощью которого можно сделать вывод о наибольшей обеспеченности инфраструктурой здравоохранения Рузаевского района (480 больничных коек), самая минимальная обеспеченность отмечается в Большеигнатовском и Кадошкинском района – по 30 больничных коек.

Из сферы культуры по муниципальным образованиям республики были доступны данные по числу общедоступных библиотек, которые выявили лидер-район Ковылкинский – 42 общедоступные библиотеки.

Проведенные исследования показывают, что подавляющее большинство муниципальных образований Республики Мордовия имеют не достаточное социальное развитие своих территорий. Как правило, наибольшей степенью социального развития обладают муниципальные образования, на территории которых есть крупные промышленные предприятия – Рузаевский район, Чамзинский район, Зубово-Полянский район. Чуть в меньшей степени муниципальное образование Ковылкинский район и Атяшевский район, т.е. те муниципалитеты, где высока вероятность поступлений налоговых доходов в местные бюджеты.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ежегодно сокращается число социально-культурных объектов: сельских библиотек (вследствие этого - библиотечного фонда и числа читателей); клубов, домов культуры и других досуговых учреждений (ввиду отсутствия профессиональных кадров); учреждений бытового обслуживания. Одной из социально-значимых проблем является необеспеченность сельских районов дошкольными учреждениями, в то же время строительство новых учреждений данного типа, в том числе образовательных учреждений и больниц на селе, стало сокращаться. Отмечается низкий уровень обслуживания в системе здравоохранения. В этой области существует множество проблем, а именно: высокая текучесть квалифицированных медицинских кадров; высокий процент населения старше трудоспособного возраста, требующего большего внимания со стороны здравоохранения; отсутствие транспортного сообщения с центрами оказания стационарной медицинской помощи; сельские фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории и участковые больницы не имеют своего санитарного автотранспорта; удаленность аптечных предприятий от населения и др. Ни один из обследуемых районов республики не соответствует нормативу по обеспеченности населения муниципальных образований больничными койками. Ни один из обследуемых районов не соответствует нормативу по обеспеченность населения средним медицинским персоналом. [21]

Таким образом, имея определенный итог результатов анализа социального развития сельских территорий мы имеем право утверждать, что для создания условий нормальной жизни в сельской местности необходимо принять первостепенные меры, направленные на обеспечение повышения оплаты труда; улучшение условий труда; развитие социальной инфраструктуры, расширение сети детских учреждений и улучшение их работы.

Первоочередными мероприятиями по развитию территорий могут стать мероприятия, направленные, в первую очередь, на социальную поддержку уязвимых групп населения; повышение физической активности населения; внедрение культуры здорового питания; борьбу с потреблением алкоголя; борьбу с табакокурением; развитие и улучшение сферы здравоохранения; возрождение семейных ценностей, пропаганду их в электронных, телевизионных и печатных средствах массовой информации; создание бесплатных центров досуга для подростков с популярными в их среде направлениями деятельности; открытие новых учреждений дополнительного образования, создание детско-родительских развивающих клубов. [2]

Не менее важной задачей является восстановление, и развитие социальной сферы села. При решении жилищной проблемы необходимо ориентироваться на создание в сельской местности лучших жилищных условий, чем в городе. Это условие будет важным фактором, компенсирующим определение преимущества города и повышающим конкурентоспособность села.

Особое внимание необходимо уделять строительству спортивных объектов в сельской местности. Сельские жители должны иметь такую же возможность заниматься спортом, как и горожане. Очень важно инициировать развитие семейного спорта. Это будет способствовать укреплению не только здоровья граждан, но и сельской семьи.

Усилия и средства должны быть направлены и на строительство дорог, газификацию и водоснабжения сел. Это позволит улучшить быт жителей села.

 Анализ состояния развития социальной сферы сельских территорий Ковылкинского муниципального района и сравнительный анализ социального развития территорий муниципальных образований Республики Мордовия показывает нам ясную картинку того, что есть над чем работать и к чему стремиться. Не достаточно развита сфера социальной обеспеченности граждан сельских территорий всеми необходимыми благами и услугами для комфортного проживания. Все области социальной сферы развития сельских территорий всех муниципальных образований требуют более пристального внимания и целенаправленной политики со стороны органов местного самоуправления. Территории должны быть в максимальной степени обеспечены всех необходимой инфраструктурой для комфортного проживания.

В рамках необходимых действий, для улучшения социального развития сельских территорий можно предложить реализацию следующих конкретных мероприятий:

  1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
  2. Комплексное обеспечение площадок под компактную жилищную застройку;
  3. Развитие учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности;
  4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности;
  5. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
  6. Развитие водоснабжения и газификации в сельской местности;
  7. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, связывающих объекты сельскохозяйственного назначения между собой и (или) с дорогами общего пользования;
  8. Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства;
  9. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Таким образом, реализация перечисленных выше мероприятий окажет положительный социально-экономический эффект в процессе развития сельских территорий.

.  
 

 

 

  1. Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

 

3.1 Прогнозирование основного показателя, характеризующего устойчивость  социального развития сельских  территорий муниципального образования

 

Численность постоянного населения является важнейшим комплексным показателем удовлетворения потребностей населения в социальном развитии сельских территорий муниципального образования, в котором оно проживает, и, следовательно, показателем уровня жизни населения и одновременно результатов политики в области развития и благоустройства сельских территорий.

Исследование динамики данного показателя позволяет количественно оценить ситуацию в области заселения сельских территорий и дать прогноз его развития на ближайшие годы. Именно поэтому для прогнозирования в качестве обобщающего показателя нами был выбран показатель численности постоянного населения.

В качестве исходных данных для прогнозирования были взяты данные о динамике численности постоянного населения с 2007 по 2014 годы (таблица 7).

 

Таблица 7. Численность постоянного населения Ковылкинского муниципального района

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Численность постоянного населения, человек

44529

43470

42911

43870

42648

43041

42298

41608

Информация о работе Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района