Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является предложить направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района. Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты развития сельских территорий;
охарактеризовать текущее состояние социального развития сельских территорий в Российской Федерации;
рассмотреть зарубежный опыт реализации политики в сфере социального развития сельских территорий;
проанализировать состояние социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района;
выработать рекомендации в области социального развития сельских территорий муниципального образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
Теоретические аспекты развития сельских территорий
1.1 Понятие, функции и типология сельских территорий
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие сельских территорий
1.3 Зарубежный опыт реализации политики в сфере развития сельских территорий
6
6

12

20
Анализ состояния социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
2.1 Анализ социального развития сельских территорий муниципального образования
2.2 Сравнительный анализ социального развития сельских территорий муниципальных образований Республики Мордовия

28

28


35
Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
3.1Прогнозирование основного показателя, характеризующего устойчивость социального развития сельских территорий муниципального образования
3.2 Основные направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

44



44


48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
57

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 393.23 Кб (Скачать файл)

Со стороны ученых ВНИОПТУСХ подобный вариант выбора и систематизации факторов получил название «управленческий подход». Учитывая обоснованность и наглядность данного подхода, в последнее время его стали использовать и некоторые другие исследователи. В частности, одним из таковых является Тихонов А.А., который разделил основные факторы, влияющие на эффективность отрасли мясного скотоводства, на следующие пять групп (с учетом природы происхождения): государственное управление, муниципальное управление, хозяйственное управление, природные и географические факторы. [27]

Обобщив перечисленные и другие подходы к выбору и систематизации факторов сельского развития, нами составлен перечень соответствующих факторов, осуществлена их классификация, используя отмеченный ранее управленческий подход (рисунок 1).

Как видно, выбор факторов нами осуществлен, ориентируясь главным образом на функции управления. Согласно им, факторы разделены на организационно-экономические, социальные, природно-географические и эколого-эпидемиологические. При обосновании и систематизации факторов, влияющих на развитие сельских территорий, мы исходили из того, что их большая детализация нецелесообразна, так как она будет затушевывать наиболее значимые предпосылки вывода из кризиса российского села. Связано это с тем, что перегруженность рисунка ухудшит его восприятие. Поэтому мы сочли достаточным выделение наиболее значимых факторов.

 

 

Рисунок 1 – Основные факторы, влияющие на устойчивое развитие сельских территорий

Анализируя перечисленные факторы нетрудно заметить, что они, прежде всего, определяются качеством государственного управления. Факторы, приводимые в большинстве других классификаций (политическая и социальная стабильность, уровень развития экономики, состояние социальной и инженерной инфраструктуры и другие), не нашли отражение на рис. 1 из-за того, что, как уже отмечалось, они являются следствием деятельности органов власти по развитию сельских территорий.

Как видно из рисунка 1, факторы, имеющие управленческую природу, разделены на три группы: характеризующие статику, методы и децентрализацию государственного управления. Такой подход к систематизации факторов позволяет четче представить, в разрезе каких блоков их следует рассматривать и определять направления развития. При этом каждый из них ориентирован на решение определенной задачи: первый – преимущественно на формирование основы самой системы управления, второй – на создание условий для развития предпринимательства и социальной сферы села в целом по стране, третий – на социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований в рамках полномочий, предоставленных государственным управлением.

В ходе исследования мы исходили из того, что влияние факторов управленческого характера распространяется и на другие факторы. Объясняется это тем, что их роль в сельском развитии во многом определяется качеством системы управления данным процессом. В целом в рассматриваемом вопросе мы исходим из того, что главное условие развития села – совершенствование государственного управления экономикой и территориями. Причем, одним из ключевых направлений данного процесса должно стать формирование полноценного института местного самоуправления на селе.

 

1.3 Зарубежный опыт реализации политики в сфере развития сельских территорий

 

Модели устойчивого развития сельских территорий уже несколько десятилетий успешно применяются в Европейском Союзе, Канаде, США, Китае и других странах, в которых вопросы неравномерного экономического и социального развития территорий стоят очень остро.

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одним из приоритетных направлений в государственной политике Европейского Союза (ЕС). В середине XX века Европа столкнулась с массовым оттоком сельского населения в города и последовавшим за этим «опустыниванием» целых районов, формированием обширных зон экономической депрессии.

Для преодоления данной тенденции в странах ЕС проводится целенаправленная политика по развитию сельских территорий, которая в разные годы переживала несколько этапов – от мер по стимулированию производства продуктов питания и обеспечения продовольственной безопасности до мер по созданию диверсифицированной, многоукладной сельской экономики, реализации экологических мероприятий, сохранению агроландшафтов и исторической аутентичности.

В основе политики развития сельской территории ЕС лежат следующие принципы:

  • равные возможности для всех субъектов рынка;
  • одинаковые условия жизни населения в городе и на селе;
  • уменьшение зависимости периферийных регионов от центра;
  • улучшение возможностей для деятельности региональных предпринимателей.

Несмотря на то, что сельскохозяйственная деятельность в последнее время теряет свое экономическое значение, она продолжает оставаться важным фактором социально-экономического роста сельских районов.

В настоящее время на сельские территории стран (ЕС) приходится 90% площади, с каждым годом они становятся все более привлекательным местом для жизни горожан. Наряду с продолжающимся сокращением сельскохозяйственной занятости все большее количество людей переезжает из города в село жить и работать, в связи с чем, усиление политики развития в этом направлении стало решающим приоритетом для ЕС в последние годы. Реализуемые мероприятия, направленные на устойчивое развитие сельских территорий можно объединить по следующим направлениям:

  • трудовые ресурсы (поддержка молодых фермеров, содействие преждевременному выходу на пенсию, повышение квалификации и обучение, а также организация работы информационно-консультационных служб);
  • инвестиционный капитал (содействие в модернизации, внедрении новых технологий и инноваций, развитии нового продукта и инфраструктуры);
  • качество пищевых продуктов (поддержка фермеров в улучшении производства экологически качественной продукции).

Поскольку одновременно на всех средств не хватает, поддержка развития осуществляется на конкурсной основе в форме грантов в рамках государственных целевых программ. Критерии отбора проектов, в частности стратегических планов развития муниципальных образований, определяются исходя из стратегии развития региона, отраслей и страны в целом.

Мероприятия также преследуют цель улучшения окружающей среды и ландшафта. Для этого важны сохранение биологического разнообразия, развитие сельскохозяйственных, лесных и водных систем, учет климатических особенностей.

Ставится важная задача повышения качества жизни на сельских территориях за счет диверсификации сельской экономики. Основные усилия в области диверсификации направлены на развитие мелкого бизнеса, связанного с производством, переработкой продукции, ремесленным производством, деревообработкой, торговлей, сферой услуг, а также на развитие сельского туризма.

В Финляндии, сельское хозяйство полностью обеспечивает потребности населения страны по всем видам продовольствия. В Финляндии действуют экологические дотации для сельскохозяйственных товаропроизводителей, дотации по неблагоприятным условиям и дотации на хозяйство. Предусматривается бюджетная поддержка в виде субсидий для переориентации убыточных фермерских хозяйств на другие виды деятельности. [28]

В Китае одним из направлений развития сельских территорий является сокращение разрыва душевых доходов городского и сельского населения, которое остается еще довольно высоким. В 2006 году в Китае отменили сельскохозяйственный налог. Отмена сельскохозяйственного налога и налога на специфическую продукцию облегчило налоговое бремя крестьян более чем на 70 млрд. юаней. Динамика доходов сельского населения показывает, что среднедушевой доход за 12 лет увеличился почти вдвое. Увеличение доходов сельского населения позволило существенно улучшить их жилищные условия.

В результате реализации государственных программ развития сельских территорий США с середины 1960-х годов вступили в этап деурбанизации.

В настоящее время в США и Канада уделяют пристальное внимание земельному администрированию и землеустройству сельских территорий. Здесь землеустройство имеет чётко выраженный государственный характер, так как оно планируется, организуется, координируется, контролируется и финансируется государством. Это объясняется тем, что продуктивные сельскохозяйственные угодья североамериканских стран считаются главным ресурсом, обеспечивающим им продовольственную безопасность, социальную стабильность и геополитическую независимость. Они подлежат защите от изъятия для несельскохозяйственных целей и от деградации.

 Учитывая  это, функция землеустройства сельских  территорий входит в полномочия Департамента (Министерство) сельского хозяйства. Мониторинг всех земель США ведет Федеральное Агентство по защите окружающей среды, а вопросами мелиорации и улучшения земель, регулирования водного режима сельских территорий в бассейнах рек, озёр и на прибрежных территориях, занимается Армейский корпус инженеров Вооруженных Сил США.

В Канаде государственное землеустройство находится также в ведении Федерального Департамента (Министерства) сельского хозяйства и продовольствия страны. Непосредственные работы проводит Канадская почвенно-информационная служба и Служба по охране природы. [28]

Основными направлениями деятельности Федеральных министерств сельского хозяйства США и Канады являются следующие:

  • изучение сельских территорий страны (инвентаризация земель, оценка качества почв и местоположения земель, исследование земель в бассейнах рек и др.);
  • разработка и сопровождение федеральных программ рационального землепользования и охраны природных ресурсов;
  • разработка планов и проектов ландшафтного (природоохранного) землеустройства;
  • экономическое стимулирование рационального землепользования;
  • осуществление консультационной деятельности, международного сотрудничества и организация научно-исследовательских работ.

Активное изучение сельских территорий в США ведется с 1945 года. С 1982 года периодически через каждые 5 лет стала проводиться инвентаризация земель и других природных ресурсов, постоянно обновляются данные почвенных, почвенно-эрозионных и землеустроительных обследований. Страна обладает точными данными о площадях, границах, видах использования и качестве каждого земельного участка сельскохозяйственной территории. Примерно такая же ситуация имеет место и в Канаде.

Данные о количестве и качестве земель сельскохозяйственного назначения привязываются к конкретным участкам земли и встраиваются в единую геоинформационную систему страны, образуя соответствующую земельно-информационную систему. В соответствии с законодательством США и Канады сведения из этих земельно-информационных систем используются для решения следующих вопросов:

  • совершенствования национальной, региональной и местной политики в области использования и охраны земель фермеров и финансирования их деятельности;
  • выделения особо ценных сельскохозяйственных угодий;
  • разработки и обновления (корректировки) комплексных планов использования земель, проектов землеустройства и водопользования;
  • изменения правового положения и видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, планирования строительства;
  • подготовки правил консервации сельскохозяйственных земель, вывода конкретных земельных участков из активного сельскохозяйственного оборота, а также разработки рекомендаций для фермеров по ведению сельского хозяйства;
  • определения минимальных размеров фермерских хозяйств различной специализации по сельскохозяйственным районам.

Основное финансирование землеустроительных мероприятий в США и Канаде осуществляется через федеральные (в Канаде также через федерально-провинциальные) программы организации рационального землепользования.

Осуществление мероприятий по землеустройству сельских территорий в США и Канаде экономически стимулируется. Основными рычагами такого стимулирования являются:

  • льготное налогообложение сельскохозяйственных земель в соответствии с их зонированием;
  • компенсация затрат на внедрение почвозащитных технологий и осуществление землеустроительных мероприятий: противоэрозионных, мелиоративных, по введению севооборотов, реабилитации земель и др.;
  • выполнение землеустроительных мероприятий как условие участия в государственных программах по охране земель и устойчивому развитию территорий (наличие проекта природоохранного землеустройства);
  • компенсация затрат при изъятии земель для несельскохозяйственных целей и выводе земель из сельскохозяйственного оборота.

Проводя такую политику в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, США и Канада решают следующие вопросы:

  • обеспечивают гарантированное производство сельскохозяйственной продукции и его регулирование в соответствии с изменениями на мировом и внутреннем рынках;
  • защищают сельскохозяйственные земли от деградации и необоснованного изъятия;
  • поддерживают традиционный уклад жизни в сельской местности, сохраняя социальную стабильность и решая проблему бедности;
  • обеспечивают устойчивое развитие сельской местности, приближая уровень жизни в деревне к городскому. [11]

В зарубежных развитых странах происходит переход к экологически ориентированной политике развития сельских территорий. Немаловажную роль играет и государственная поддержка сельхозпроизводителей, путем дотаций, льготной кредитной политики, а в некоторых странах и полная отмена налогообложения предпринимательской деятельности в сельской местности. Опыт зарубежных стран, несомненно, будет полезен России в достижении устойчивого развития сельских территорий.

В результате всего вышерассмотренного мы можем сделать вывод о том, что сельские территории - это территории населенных пунктов за границами городов, являющиеся сложной социально-экономической системой, внутреннюю среду которой составляют экономическая, социальная и экологическая подсистемы, для которой характерен определенный набор качественных характеристик и которая выполняет многообразные народнохозяйственные функции.

Информация о работе Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района