Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 13:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является предложить направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района. Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты развития сельских территорий;
охарактеризовать текущее состояние социального развития сельских территорий в Российской Федерации;
рассмотреть зарубежный опыт реализации политики в сфере социального развития сельских территорий;
проанализировать состояние социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района;
выработать рекомендации в области социального развития сельских территорий муниципального образования.
ВВЕДЕНИЕ
4
Теоретические аспекты развития сельских территорий
1.1 Понятие, функции и типология сельских территорий
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие сельских территорий
1.3 Зарубежный опыт реализации политики в сфере развития сельских территорий
6
6
12
20
Анализ состояния социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
2.1 Анализ социального развития сельских территорий муниципального образования
2.2 Сравнительный анализ социального развития сельских территорий муниципальных образований Республики Мордовия
28
28
35
Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
3.1Прогнозирование основного показателя, характеризующего устойчивость социального развития сельских территорий муниципального образования
3.2 Основные направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
44
44
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
57
Существует большое количество разнообразных факторов, которые в непосредственно оказывают влияние на устойчивое развитие сельских территорий. Обобщив перечисленные факторы сельского развития, можно составить перечень соответствующих факторов, используя управленческий подход. Выбор факторов при этом осуществляется, ориентируясь главным образом, на функции управления. Согласно этому, факторы могут быть разделены на: социальные, природно-географические, организационно-экономические и эколого-эпидемиологические.
Главное условие развития сельских территорий – это совершенствование государственного управления территориями. Одним из ключевых направлений данного процесса должно стать формирование полноценного института местного самоуправления сельскими территориями.
В результате рассмотренного зарубежного опыта устойчивого развития сельских территорий можно сделать определенные выводы и подчеркнуть интересные идеи, которые можно будет применить в российской практике. Только необходимо учитывать специфику территорий нашей страны, её многонациональную культуру и менталитет населения, экономическую и социальную характеристику той или иной местности и территории.
2.1 Анализ социального развития
сельских территорий
Республика Мордовия относится к типу регионов с благоприятными природными и социально-демографическими предпосылками развития сельской местности, способствующими ее достаточной освоенности и преимущественно аграрной специализации. Такие регионы занимают всего 18 % территории России, но сосредоточивают 64 % сельского населения и валовой продукции сельского хозяйства.
Большую часть Республики Мордовия составляют сельские территории. Для их устойчивого развития требуется дифференцированный подход к разработке и реализации мер государственного регулирования, который позволит, основываясь на преимуществах муниципальных районов, выявить определенные точки роста, а также провести мероприятия по комплексному оздоровлению или реставрации сельских территорий, выработать модель эффективной политики комплексного сельского развития Республики Мордовия, а также совокупности мер государственного воздействия, ориентированных на проблемы и особенности отдельных сельских поселений и муниципальных районов. Одним из таких районов республики является Ковылкинский муниципальный район.
Ковылкинский район — расположен в юго-западной части Республики Мордовия. На юге район граничит с Пензенской областью. Район богат лесами. Их площадь составляет 36294 га. Крупными массивами они расположены по правому берегу реки Мокши. Значительную часть занимают лиственные деревья и сосна. Общая площадь сельской территории Муниципального района составляет 2 015.7 кв. км, в том числе земель сельскохозяйственного назначения 1220 кв. км. В число сельских территорий Ковылкинского муниципального района входят двадцать одно сельское поселение с численностью населения 29068 человек по данным на 01.01.2014 г. [22]
В поле зрения социальной политики находятся все важнейшие процессы и формы организации жизни людей с точки зрения условий труда, быта, отдыха, социальной защиты и развития любой личности. Социальная политика представляет собой набор или совокупность отдельных политик, отражающих деятельность органов управления. Так, в структуре социальной политики можно выделить такие компоненты, как: демографическая политика, миграционная политика, политика в сфере труда и занятости, политика в сфере регулирования доходов населения (уровень жизни), политика в области образования, политика в области культуры и досуга, политика в сфере физической культуры и спорта, жилищная политика, политика в области социальной поддержки. [23]
Для оценки социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального образования необходимо обратиться к одним из первоочередных показателей, характеризующих эту сферу – это численность, занятость и среднедушевой доход населения (таблица 1).
Ковылкинское муниципальное образование входит в число районов республики с неблагоприятной демографической обстановкой. Следует отметить снижение доли именно сельского населения, которое происходит за счет массовой миграции молодежи в городскую местность, в результате чего в деревнях остаются только люди пожилого возраста и процессы воспроизводства в деревнях постепенно затухают. Доказательством такой негативной ситуации сложат данные о возрастном составе населения сельских территорий муниципального образования. Так, наибольшую долю в населении муниципального района занимают люди в возрасте 35-60 лет – 29,6%, доля молодежи составляет 24,1 %. Занятость трудоспособного населения сельских территорий обеспечена в основном на территории муниципального образования – 8399 человек, и лишь 3000 человек работает за пределами территории муниципального района.
Таблица 1 - Характеристика численности, занятости и среднедушевой доход населения
№ п/п |
Наименование сельских поселений в составе Муниципального района |
Численность сельского населения Муниципального района (чел.) |
Наличие и занятость трудоспособного сельского населения Муниципального района (чел.) | |||||||||||||||
Всего |
В т.ч. по возрастным группам |
Наличие трудоспособного сельского населения - всего
|
Занято на территории Муниципального района |
Работает за пределами территории Муниципального района |
Не обеспечено работой |
Уровень безработицы (%) |
Среднемесячный душевой доход сельского населения (руб./чел.) | |||||||||||
До 7 лет |
7-18 лет |
18-35 лет |
35-60 лет |
Свыше 60 лет |
Всего
|
В том числе |
Уровень занятости сельского населения Муниципального района | |||||||||||
В сельскохозяйственном производстве |
В организациях бюджетной сферы |
В прочих организациях |
В личном подсобном хозяйстве | |||||||||||||||
1 |
Большеазясьское |
789 |
29 |
64 |
216 |
413 |
96 |
418 |
124 |
18 |
54 |
13 |
52 |
30 |
138 |
156 |
37,3 |
4942 |
2 |
Изосимовка |
1045 |
58 |
152 |
101 |
264 |
508 |
528 |
172 |
40 |
85 |
42 |
138 |
33 |
83 |
37 |
18 |
3550 |
3 |
Казенно-Майданское |
1335 |
90 |
161 |
430 |
338 |
406 |
255 |
220 |
12 |
70 |
35 |
410 |
77 |
82 |
75 |
10 |
3180 |
4 |
Клиновское |
1013 |
61 |
162 |
442 |
355 |
54 |
559 |
484 |
13 |
93 |
176 |
202 |
87 |
75 |
0 |
15 |
2691 |
5 |
Кочелаевское |
1502 |
82 |
242 |
348 |
516 |
369 |
805 |
536 |
65 |
220 |
128 |
143 |
69 |
158 |
73 |
9% |
8011 |
6 |
Краснопресненское |
1345 |
79 |
215 |
335 |
499 |
305 |
790 |
615 |
30 |
79 |
311 |
30 |
78 |
195 |
70 |
8,9 |
3600 |
7 |
Красношадымское |
661 |
26 |
56 |
149 |
200 |
229 |
305 |
188 |
150 |
35 |
13 |
145 |
46 |
162 |
62 |
15 |
2640 |
8 |
Курнинское |
760 |
36 |
139 |
209 |
318 |
119 |
350 |
205 |
40 |
14 |
95 |
141 |
59 |
50 |
25 |
5,1 |
1460 |
9 |
Мамолаевское |
1362 |
132 |
242 |
417 |
403 |
327 |
739 |
432 |
27 |
58 |
18 |
350 |
58 |
252 |
55 |
7 |
3630 |
10 |
Мордовско-Вечкенинское |
1630 |
65 |
205 |
305 |
310 |
485 |
911 |
703 |
370 |
50 |
40 |
60 |
77 |
40 |
60 |
4 |
4156 |
11 |
Мордовско-Коломасовское |
502 |
23 |
87 |
178 |
174 |
82 |
301 |
291 |
37 |
46 |
218 |
20 |
97 |
27 |
15 |
6 |
1476 |
12 |
Новомамангинское |
190 |
5 |
21 |
38 |
70 |
59 |
103 |
83 |
13 |
10 |
20 |
32 |
54 |
73 |
30 |
16 |
1000 |
13 |
Парапинское |
1501 |
116 |
288 |
403 |
541 |
255 |
905 |
876 |
0 |
72 |
20 |
200 |
81 |
604 |
29 |
3 |
3686 |
14 |
Покровское |
349 |
12 |
40 |
116 |
86 |
90 |
209 |
159 |
12 |
27 |
3 |
133 |
76 |
100 |
15 |
4,8 |
1000 |
15 |
Примокшанское |
903 |
82 |
169 |
189 |
295 |
96 |
536 |
490 |
150 |
120 |
72 |
17 |
95 |
46 |
0 |
10 |
3469 |
16 |
Руссколашминское |
780 |
52 |
107 |
238 |
261 |
194 |
432 |
399 |
10 |
6 |
7 |
32 |
92 |
33 |
0 |
7 |
1100 |
17 |
Рыбкинское |
1776 |
67 |
222 |
238 |
261 |
644 |
739 |
655 |
106 |
121 |
260 |
181 |
89 |
84 |
0 |
- |
6520 |
18 |
Токмовское |
933 |
52 |
123 |
110 |
65 |
633 |
466 |
350 |
110 |
50 |
50 |
50 |
75 |
90 |
30 |
20 |
3424 |
19 |
Троицкое |
1785 |
83 |
175 |
348 |
516 |
369 |
745 |
600 |
70 |
20 |
50 |
43 |
81 |
- |
- |
- |
4909 |
20 |
Чекашево-Полянское |
427 |
19 |
58 |
122 |
133 |
106 |
188 |
111 |
5 |
32 |
7 |
122 |
59 |
- |
22 |
41 |
1408 |
21 |
Шингаринское |
1318 |
107 |
207 |
345 |
468 |
210 |
790 |
696 |
0 |
70 |
265 |
135 |
88 |
330 |
19 |
12 |
10300 |
Итого |
21906 |
1276 |
3135 |
5277 |
6486 |
5636 |
11083 |
8399 |
1289 |
1344 |
1856 |
2650 |
- |
3000 |
944 |
- |
- |
Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема относится к одной из основных социальных проблем. В принципе, суть жилищной проблемы заключается в дефиците жилья, рассчитанном исходя из определенных нормативов и стандартов жилищной обеспеченности. Общая площадь жилищного фонда сельских территорий, Муниципального района на 01.01.2013 года составляет 268217 кв. метров, в том числе: многоквартирные жилые дома - 50153,8 кв.м (19 %), индивидуальные жилые дома -218064,6 кв.м ( 81 %).
Обеспеченность жильем в 2012 году составила 12,24 кв. м в расчете на одного сельского жителя. Доля аварийного и ветхого жилья составляет - 31% (83476 кв.м).
Средний уровень благоустройства жилищного фонда по обеспеченности электроэнергией составляет 100%, водопроводом – 83%, сетевым газоснабжением – 95% (таблица 2). Центральным водопроводом оснащены все населенные пункты сельских территорий, за исключением Мамолаевского и Токмовского населённых пунктов. Отсутствие сетевого газоснабжения отмечено в таких населенных пунктах, как Примокранское сельское поселение с охватом многоквартирного и индивидуального жилищного фонда. Жилищная обеспеченность многоквартирными домами, в общем, по сельским поселениям составляется 15,5%. Стоит отметить, что наибольшую долю жилищного фонда сельских территорий муниципального района образует индивидуальный жилищный фон, он распространён во всех сельских поселениях, когда как многоквартирный жилищный фонд зарегистрирован только в таких сельских поселениях как Краснопресненское, Курнинское, Коломасовское, Примокшанское, Русско Лашминское и Шингаринское, и составило 162 единицы с количеством 687 квартир. Характерной отметить то, что обеспеченность жильем в Ковылкинском муниципальном районе по сельским территориям выше, а по городу (Ковылкино) ниже.
Таблица 2. Характеристика жилищного фонда сельских поселений муниципального района
№ п/п
|
Наименование сельского поселения
|
Общие данные |
Обеспеченность коммунальными услугами (домов/человек) | |||||||
Кол-во домов (ед.) |
Кол-во квартир |
Общ. площадь (кв.м) |
Уровень Обеспеченности жильем (кв.м/чел.) |
Центральный водопровод |
Сетевой газ | |||||
Всего |
Площадь ветхого и аварийного жилого фонда |
домов (квартир) |
человек |
Домов (квартир) |
человек | |||||
1.1. |
Многоквартирный жилищный фонд |
|||||||||
1 |
Краснопресненское |
85 |
324 |
13434,7 |
1390 |
18,9 |
85 (324) |
709 |
85 (294) |
650 |
2 |
Курнинское |
7 |
100 |
4746 |
988 |
13,6 |
7 |
348 |
348 | |
3 |
Коломасовское |
6 |
12 |
618 |
120 |
14 |
6 |
44 |
6 |
44 |
4 |
Примокшанское |
42 |
199 |
10230 |
221 |
199 |
||||
5 |
Русско Лашминское |
2 |
16 |
875 |
160 |
2 |
52 |
2 |
52 | |
6 |
Шингаринское |
70 |
447 |
20250,1 |
1119,7 |
0,05 |
447 |
1101 |
447 |
1101 |
Итого: |
162 |
687 |
50153,8 |
3998,7 |
15,5 |
|||||
1.2. |
Индивидуальный жилищный фонд |
|||||||||
1 |
Большеазясьское |
678 |
18000 |
5980 |
18,6 |
443 |
601 |
341 |
425 | |
2 |
Изосимовка |
489 |
13350 |
3876 |
30кв м |
32 |
35 |
39 |
45 | |
3 |
Казенно-Майданское |
514 |
18504 |
6493 |
13 |
437 |
1134 |
488 |
1268 | |
4 |
Клиновское |
400 |
20000 |
10800 |
19,7 |
312 |
936 |
332 |
965 | |
5 |
Кочелаевское |
891 |
32200 |
8050 |
21,57 |
891/320 |
1493 |
639/668 |
1428 | |
6 |
Краснопресненское |
340 |
10979,1 |
2190 |
17,3 |
320 |
596 |
216 |
480 | |
7 |
Красношадымское |
272 |
12240 |
2998 |
19 |
99 |
227 |
208 |
520 | |
8 |
Курнинское |
295 |
14 750 |
3675 |
35,8 |
277 |
390 |
280 |
400 | |
9 |
Мамолаевское |
668 |
31160 |
315 |
598 |
1277 | ||||
10 |
Мордовско-Вечкенинское |
524 |
- |
24382 |
12160 |
17,8 |
490 |
1274 |
513 |
1334 |
11 |
Мордовско-Коломасовское |
133 |
6197 |
654 |
13,6 |
122 |
454 |
122 |
454 | |
12 |
Новомамангинское |
138 |
5342,8 |
148 |
28,12 |
90 |
180 |
80 |
165 | |
13 |
Парапинское |
600 |
30000 |
150 |
20 |
600 |
1501 |
600 |
1501 | |
14 |
Покровское |
164 |
8 |
5898,8 |
360 |
12,5 |
80 |
198 |
68 |
150 |
15 |
Примокшанское |
273 |
- |
16780 |
4329 |
273 |
||||
16 |
Руссколашминское |
461 |
23050 |
5643 |
461 |
728 |
461 |
728 | ||
17 |
Рыбкинское |
620 |
31910 |
8796 |
486 |
927 |
558 |
1269 | ||
18 |
Токмовское |
602 |
12040,0 |
401,0 |
70 |
570 |
890 | |||
19 |
Троицкое |
207 |
10350 |
1298 |
50 |
81 |
240 |
118 |
302 | |
20 |
Чекашево-Полянское |
70 |
447 |
20250,1 |
1119,7 |
0,05 |
447 |
1101 |
447 |
1101 |
21 |
Шингаринское |
30 |
703,9 |
43 |
47 |
94 |
58 |
95 | ||
Итого по Муниципальному району |
8418 |
218064,6 |
79478,7 |
В таблице 3 представлены данные, сообщающие о наличие и состоянии объектов социальной сферы сельских территорий муниципального образования. Отражены такие сферы как образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт.
В Ковылкинском муниципальном районе 35 учреждений образования (14 дошкольных учреждений). Обучением охвачено 3070 учащихся, обеспеченность местами детей в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей) заметно возросло, и в 2013 году составила 80 человек (в 2009 году этот показатель составлял 68 человек). На это оказало влияние, как увеличение рождаемости, так и тот факт, что количество дошкольных учреждений в муниципальном районе увеличилось. В шести сельских населенных пунктах не отмечается наличие общеобразовательных школ и лишь на территории восьми сельских населенных пунктов функционируют детские дошкольные учреждения. Удовлетворенность образовательной инфраструктурой можно оценить как удовлетворительно.
Систему здравоохранения района можно назвать недостаточно развитой. На территории района находятся 3 больничных учреждения (на территории трёх сельских населенных пунктов нет ФАПов и офиса врача общей практики). Сеть учреждений можно признать достаточной для обеспечения базовых потребностей населения, но при этом не вполне совершенной. Необходимо улучшение материального обеспечения здравоохранения, а соответственно и повышение качества здравоохранения. Услуги более высокого уровня жители района получают в г.Ковылкино.
По наличию культурно-досуговых учреждений отмечается полная обеспеченность всех двадцати одного населенного пункта. Совсем неблагоприятная обстановка наблюдается в области оснащенности спортивными сооружения в сфере физической культуры и спорта. Наличе плоскостных спортивных сооружений отмечено только в Кочелаевском и Мамолаевском сельском населенных пунктах.
Таблица 3. Характеристика наличия и состояния объектов социальной сферы в сельских поселениях Муниципального района по состоянию
№ п/п
|
Наименование сельского поселения |
Общеобразовательные школы |
Детские дошкольные учреждения |
ФАПы и офисы врача общей практики |
Культурно-досуговые учреждения |
Плоскостные спортивные сооружения | |||||||||
Наличие (ед.) |
Мощность – ученических мест |
Уровень обеспеченности |
Наличие (ед.) |
Мощность – детских мест |
Уровень обеспеченности |
Наличие (ед.) |
Уровень обеспеченности (на 100 жителей) |
Наличие (ед.) |
Мощность – посадочных мест |
Тех. состояние здания (удовл., ветхое, авар.) |
Уровень обеспеченности (на 100 жителей) |
Наличие (ед.) |
Площадь – кв.м | ||
1 |
Большеазясьская |
1 |
180 |
19 |
- |
- |
- |
4 |
0,5 |
4 |
50 |
Удовл. |
0,5 |
- |
- |
2 |
Изосимовка |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
100% |
2 |
220 |
Удовл. |
100% |
- |
- |
3 |
Клиновское |
1 |
280 |
100% |
- |
- |
- |
3 |
100 |
3 |
200 |
Ветхое |
100 |
- |
- |
4 |
Кочелаевское |
2 |
600 |
333,3% |
1 |
40 |
70,2 |
1 |
- |
1 |
400 |
Удовл. |
3,8 |
5 |
13795 |
5 |
Краснопресненское |
2 |
470 |
- |
1 |
20 |
13 |
2 |
- |
1 |
100 |
Ветхое |
- |
- |
- |
6 |
Красношадымское |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
100 |
3 |
30 |
Удовл. |
25 |
- |
- |
8 |
Курнинское |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
100% |
1 |
200 |
Аварийное |
100% |
- |
- |
9 |
Мамолаевское |
1 |
100 |
- |
- |
0 |
- |
2 |
- |
3 |
200 |
Ветхое |
- |
1 |
1200 |
10 |
Морд.Вечкенинское |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
3 |
85 |
Удовл. |
Удовл. |
- |
- |
11 |
Мордовско-Коломасовское |
1 |
162 |
- |
1 |
15 |
- |
1 |
- |
1 |
150 |
Удовл. |
- |
- |
- |
12 |
Новомамангинское |
1 |
60 |
85 % |
- |
- |
- |
1 |
30% |
1 |
60 |
Удовл. |
30% |
- |
- |
13 |
Парапинское |
1 |
275 |
100% |
1 |
15 |
50% |
1 |
100% |
1 |
200 |
Аварийное |
10% |
- |
- |
14 |
Покровское |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
80 |
Аварийное |
90,00% |
- |
- |
15 |
Примокшанское |
1 |
180 |
100% |
1 |
70 |
100 |
1 |
100 |
1 |
200 |
Удовл. |
70 |
- |
- |
16 |
Руссколашминское |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
2 |
45 |
Аварийное |
90,00% |
- |
- |
17 |
Рыбкинское |
2 |
105 |
- |
1 |
-15 |
- |
3 |
- |
3 |
300 |
Аварийное |
90,00% |
- |
- |
18 |
Токмовское |
1 |
320 |
Удовл. |
1 |
15 |
Удовл. |
2 |
Удовл. |
3 |
150 |
Удовл. |
90,00% |
- |
- |
19 |
Троицкое |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
200 |
Удовл. |
90,00% |
- |
- |
20 |
Чекашево-Полянское |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
50 |
Удовл. |
70,00% |
- |
- |
21 |
Шингаринское |
1 |
400/ 100 |
Удовл. |
1 |
20/24 |
Удовл. |
1 |
Удовл. |
1 |
200 |
удовл |
90,00% |
- |
- |
Таким образом, по результатам проведенного анализа социальной инфраструктуры сельских территорий района можно сделать вывод о том, что во многих областях ситуация складывается положительная, а некоторые сферы, такие как здравоохранение, образование, физическая культура и спорт требует более пристального внимания и целенаправленной политики со стороны органов местного самоуправления. Территории в средней степени оснащены всей необходимой инфраструктурой для комфортного проживания. При этом потребность в социальном благоустройстве сельских территорий сохраняется и в ближайшие годы будет возрастать.
Ковылкинский район как муниципальное образование обладает рядом конкурентных преимуществ и недостатков. Особую значимость имеют такие черты района как пригородное положение, долгая история агропромышленного освоения, высокая плотность транспортной инфраструктуры.
2.2 Сравнительный анализ
Социальное развитие сельских территорий – это имена та сфера и направление, которое необходимо развивать в республике и её муниципальных образованиях. Это в полной мере относится и к территориям муниципальных образования Республики Мордовия, относящейся к сельскохозяйственным регионам России, с высокой долей сельских территорий. За последние десятилетия произошло не только улучшение показателей во всех областях социального развития сельских территорий республики, но и сформировалась устойчивая политика в данной сфере. Направленность и интенсивность социального развития сельских территорий муниципальных образований может рассматриваться как индикатор социально-экономического развития региона в целом. [8]
Поскольку главной целью развития территории является создание каждому гражданину комфортных условий проживания, позволяющих ему трудиться, поддерживать собственное благосостояние и благосостояние семьи. Важнейшим элементом характеристика социального развития территории являются демографические показатели и показатели в сфере миграции (таблица 4).
Таблица 4. Демографические и миграционные показатели по муниципальным образованиям Республики Мордовия
Показатель |
Численность постоянного населения, тыс. чел. |
Естественный прирост, убыль (-), человек |
Миграционный прирост (убыль), человек |
Ардатовский район |
27,2 |
-279 |
-437 |
Атюрьевский район |
9,5 |
-101 |
-398 |
Атяшевский район |
18,7 |
-193 |
-313 |
Большеберезниковский район |
13,3 |
-205 |
-35 |
Большеигнатовский район |
7,6 |
-82 |
-81 |
Дубенский район |
12,8 |
-142 |
-124 |
Ельниковский район |
10,8 |
-105 |
-268 |
Зубово-Полянский район |
56,5 |
-267 |
-608 |
Инсарский район |
13,3 |
-104 |
-143 |
Ичалковский район |
19,6 |
-180 |
-71 |
Кадошкинский район |
7,4 |
-53 |
-106 |
Ковылкинский район |
41,6 |
-357 |
-333 |
Кочкуровский район |
10,3 |
-121 |
-29 |
Краснослободский район |
24,7 |
-235 |
-210 |
Лямбирский район |
34,4 |
-134 |
105 |
Ромодановский район |
20,1 |
-63 |
-96 |
Рузаевский район |
65,1 |
-219 |
-49 |
Старошайговский район |
13,0 |
-125 |
-248 |
Темниковский район |
15,6 |
-212 |
-272 |
Теньгушевский район |
11,4 |
-140 |
-188 |
Торбеевский район |
20,0 |
-128 |
-322 |
Чамзинский район |
31,0 |
-128 |
64 |