Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является предложить направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района. Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты развития сельских территорий;
охарактеризовать текущее состояние социального развития сельских территорий в Российской Федерации;
рассмотреть зарубежный опыт реализации политики в сфере социального развития сельских территорий;
проанализировать состояние социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района;
выработать рекомендации в области социального развития сельских территорий муниципального образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
Теоретические аспекты развития сельских территорий
1.1 Понятие, функции и типология сельских территорий
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие сельских территорий
1.3 Зарубежный опыт реализации политики в сфере развития сельских территорий
6
6

12

20
Анализ состояния социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
2.1 Анализ социального развития сельских территорий муниципального образования
2.2 Сравнительный анализ социального развития сельских территорий муниципальных образований Республики Мордовия

28

28


35
Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
3.1Прогнозирование основного показателя, характеризующего устойчивость социального развития сельских территорий муниципального образования
3.2 Основные направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

44



44


48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
57

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 393.23 Кб (Скачать файл)

Существует большое количество разнообразных факторов, которые в непосредственно оказывают влияние на устойчивое развитие сельских территорий. Обобщив перечисленные факторы сельского развития, можно составить перечень соответствующих факторов, используя управленческий подход. Выбор факторов при этом осуществляется, ориентируясь главным образом, на функции управления. Согласно этому, факторы могут быть разделены на: социальные, природно-географические, организационно-экономические и эколого-эпидемиологические.

Главное условие развития сельских территорий – это совершенствование государственного управления территориями. Одним из ключевых направлений данного процесса должно стать формирование полноценного института местного самоуправления сельскими территориями.

В результате рассмотренного зарубежного опыта устойчивого развития сельских территорий можно сделать определенные выводы и подчеркнуть интересные идеи, которые можно будет применить в российской практике. Только необходимо учитывать специфику территорий нашей страны, её многонациональную культуру и менталитет населения, экономическую и социальную характеристику той или иной местности и территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ состояния социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

 

2.1 Анализ социального развития  сельских территорий муниципального  образования

 

Республика Мордовия относится к типу регионов с благоприятными природными и социально-демографическими предпосылками развития сельской местности, способствующими ее достаточной освоенности и преимущественно аграрной специализации. Такие регионы занимают всего 18 % территории России, но сосредоточивают 64 % сельского населения и валовой продукции сельского хозяйства.

Большую часть Республики Мордовия составляют сельские территории. Для их устойчивого развития требуется дифференцированный подход к разработке и реализации мер государственного регулирования, который позволит, основываясь на преимуществах муниципальных районов, выявить определенные точки роста, а также провести мероприятия по комплексному оздоровлению или реставрации сельских территорий, выработать модель эффективной политики комплексного сельского развития Республики Мордовия, а также совокупности мер государственного воздействия, ориентированных на проблемы и особенности отдельных сельских поселений и муниципальных районов. Одним из таких районов республики является Ковылкинский муниципальный район.

Ковылкинский район — расположен в юго-западной части Республики Мордовия. На юге район граничит с Пензенской областью. Район богат лесами. Их площадь составляет 36294 га. Крупными массивами они расположены по правому берегу реки Мокши. Значительную часть занимают лиственные деревья и сосна. Общая площадь сельской территории Муниципального района составляет 2 015.7 кв. км, в том числе земель сельскохозяйственного назначения 1220 кв. км. В число сельских территорий Ковылкинского муниципального района входят двадцать одно сельское поселение с численностью населения 29068 человек по данным на 01.01.2014 г. [22]

В поле зрения социальной политики находятся все важнейшие процессы и формы организации жизни людей с точки зрения условий труда, быта, отдыха, социальной защиты и развития любой личности. Социальная политика представляет собой набор или совокупность отдельных политик, отражающих деятельность органов управления. Так, в структуре социальной политики можно выделить такие компоненты, как: демографическая политика, миграционная политика, политика в сфере труда и занятости, политика в сфере регулирования доходов населения (уровень жизни), политика в области образования, политика в области культуры и досуга, политика в сфере физической культуры и спорта, жилищная политика, политика в области социальной поддержки. [23]

Для оценки социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального образования необходимо обратиться к одним из первоочередных показателей, характеризующих эту сферу  – это численность, занятость и среднедушевой доход населения (таблица 1).

Ковылкинское муниципальное образование входит в число районов республики с неблагоприятной демографической обстановкой. Следует отметить снижение доли именно сельского населения, которое происходит за счет массовой миграции молодежи в  городскую местность, в результате чего в деревнях остаются только люди пожилого возраста и процессы воспроизводства в деревнях постепенно затухают. Доказательством такой негативной ситуации сложат данные о возрастном составе населения сельских территорий муниципального образования. Так, наибольшую долю в населении муниципального района занимают люди в возрасте 35-60 лет – 29,6%, доля молодежи составляет 24,1 %. Занятость трудоспособного населения сельских территорий обеспечена в основном на территории муниципального образования – 8399 человек, и лишь 3000 человек работает за пределами территории муниципального района.

 

Таблица 1 - Характеристика численности, занятости и среднедушевой доход населения

№ п/п

Наименование сельских поселений в составе Муниципального района

Численность сельского населения  Муниципального района (чел.)

Наличие и занятость трудоспособного сельского населения Муниципального района (чел.)

Всего

В т.ч. по возрастным группам

Наличие трудоспособного сельского населения - всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занято на территории Муниципального района

Работает за пределами территории Муниципального района

Не обеспечено работой

Уровень безработицы (%)

Среднемесячный душевой доход сельского населения (руб./чел.)

До 7 лет

7-18 лет

18-35 лет

35-60 лет

Свыше 60 лет

 

Всего

 

 

 

 

В том числе

Уровень занятости сельского населения  Муниципального района

В сельскохозяйственном производстве

В организациях

бюджетной сферы

В прочих организациях

В личном подсобном хозяйстве

1

Большеазясьское

789

29

64

216

413

96

418

124

18

54

13

52

30

138

156

37,3

4942

2

Изосимовка

1045

58

152

101

264

508

528

172

40

85

42

138

33

83

37

18

3550

3

Казенно-Майданское

1335

90

161

430

338

406

255

220

12

70

35

410

77

82

75

10

3180

4

Клиновское

1013

61

162

442

355

54

559

484

13

93

176

202

87

75

0

15

2691

5

Кочелаевское

1502

82

242

348

516

369

805

536

65

220

128

143

69

158

73

9%

8011

6

Краснопресненское

1345

79

215

335

499

305

790

615

30

79

311

30

78

195

70

8,9

3600

7

Красношадымское

661

26

56

149

200

229

305

188

150

35

13

145

46

162

62

15

2640

8

Курнинское

760

36

139

209

318

119

350

205

40

14

95

141

59

50

25

5,1

1460

9

Мамолаевское

1362

132

242

417

403

327

739

432

27

58

18

350

58

252

55

7

3630

10

Мордовско-Вечкенинское

1630

65

205

305

310

485

911

703

370

50

40

60

77

40

60

4

4156

11

Мордовско-Коломасовское

502

23

87

178

174

82

301

291

37

46

218

20

97

27

15

6

1476

12

Новомамангинское

190

5

21

38

70

59

103

83

13

10

20

32

54

73

30

16

1000

13

Парапинское

1501

116

288

403

541

255

905

876

0

72

20

200

81

604

29

3

3686

14

Покровское

349

12

40

116

86

90

209

159

12

27

3

133

76

100

15

4,8

1000

15

Примокшанское

903

82

169

189

295

96

536

490

150

120

72

17

95

46

0

10

3469

16

Руссколашминское

780

52

107

238

261

194

432

399

10

6

7

32

92

33

0

7

1100

17

Рыбкинское

1776

67

222

238

261

644

739

655

106

121

260

181

89

84

0

-

6520

18

Токмовское

933

52

123

110

65

633

466

350

110

50

50

50

75

90

30

20

3424

19

Троицкое

1785

83

175

348

516

369

745

600

70

20

50

43

81

-

-

-

4909

20

Чекашево-Полянское

427

19

58

122

133

106

188

111

5

32

7

122

59

-

22

41

1408

21

Шингаринское

1318

107

207

345

468

210

790

696

0

70

265

135

88

330

19

12

10300

 

Итого

21906

1276

3135

5277

6486

5636

11083

8399

1289

1344

1856

2650

-

3000

944

-

-


 

Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема относится к одной из основных социальных проблем. В принципе, суть жилищной проблемы заключается в дефиците жилья, рассчитанном исходя из определенных нормативов и стандартов жилищной обеспеченности. Общая площадь жилищного фонда сельских территорий, Муниципального района на 01.01.2013 года составляет 268217  кв. метров, в том числе: многоквартирные жилые дома - 50153,8 кв.м (19 %), индивидуальные жилые дома   -218064,6 кв.м ( 81 %).

Обеспеченность жильем в 2012 году  составила 12,24 кв. м  в расчете на одного сельского жителя. Доля аварийного и ветхого жилья  составляет - 31% (83476 кв.м).

Средний уровень благоустройства жилищного фонда по обеспеченности электроэнергией составляет 100%, водопроводом – 83%, сетевым газоснабжением – 95% (таблица 2). Центральным водопроводом оснащены все населенные пункты сельских территорий, за исключением Мамолаевского и Токмовского населённых пунктов. Отсутствие сетевого газоснабжения отмечено в таких населенных пунктах, как Примокранское сельское поселение с охватом многоквартирного и индивидуального жилищного фонда. Жилищная обеспеченность многоквартирными домами, в общем, по сельским поселениям составляется 15,5%. Стоит отметить, что наибольшую долю жилищного фонда сельских территорий муниципального района образует индивидуальный жилищный фон, он распространён во всех сельских поселениях, когда как многоквартирный жилищный фонд зарегистрирован только в таких сельских поселениях как Краснопресненское, Курнинское, Коломасовское, Примокшанское, Русско Лашминское и Шингаринское, и составило 162 единицы с количеством 687 квартир. Характерной отметить то, что обеспеченность жильем в Ковылкинском муниципальном районе по сельским территориям выше, а по городу (Ковылкино) ниже.

 

 

Таблица 2. Характеристика жилищного фонда сельских поселений муниципального района

п/п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование сельского поселения

 

 

Общие данные

Обеспеченность коммунальными

услугами (домов/человек)

Кол-во домов

(ед.)

Кол-во квартир

Общ. площадь (кв.м)

Уровень

Обеспеченности

жильем (кв.м/чел.)

Центральный

водопровод

Сетевой газ

Всего

Площадь ветхого и аварийного жилого фонда

домов (квартир)

человек

Домов (квартир)

человек

1.1.

Многоквартирный жилищный фонд

                 

1

Краснопресненское

85

324

13434,7

1390

18,9

85 (324)

709

85 (294)

650

2

Курнинское

7

100

4746

988

13,6

7

348

 

348

3

Коломасовское

6

12

618

120

14

6

44

6

44

4

Примокшанское

42

199

10230

221

 

199

     

5

Русско Лашминское

2

16

875

160

 

2

52

2

52

6

Шингаринское

70

447

20250,1

1119,7

0,05

447

1101

447

1101

 

Итого:

162

687

50153,8

3998,7

15,5

       

1.2.

Индивидуальный жилищный фонд

                 

1

Большеазясьское

678

 

18000

5980

18,6

443

601

341

425

2

Изосимовка

489

 

13350

3876

30кв м

32

35

39

45

3

Казенно-Майданское

514

 

18504

6493

13

437

1134

488

1268

4

Клиновское

400

 

20000

10800

19,7

312

936

332

965

5

Кочелаевское

891

 

32200

8050

21,57

891/320

1493

639/668

1428

6

Краснопресненское

340

 

10979,1

2190

17,3

320

596      

216

480

7

Красношадымское

272

 

12240

2998

19

99

227

208

520

8

Курнинское

295

 

14 750

3675

35,8

277

390

280

400

9

Мамолаевское

668

 

31160

315

     

598

1277

10

Мордовско-Вечкенинское

524

-

24382

12160

17,8

490

1274

513

1334

11

Мордовско-Коломасовское

133

 

6197

654

13,6

122

454

122

454

12

Новомамангинское

138

 

5342,8

148

28,12

90

180

80

165

13

Парапинское

600

 

30000

150

20

600

1501

600

1501

14

Покровское

164

8

5898,8

360

12,5

80

198

68

150

15

Примокшанское

273

-

16780

4329

 

273

     

16

Руссколашминское

461

 

23050

5643

 

461

728

461

728

17

Рыбкинское

620

 

31910

8796

 

486

927

558

1269

18

Токмовское

602

 

12040,0

401,0

70

   

570

890

19

Троицкое

207

 

10350

1298

50

81

240

118

302

20

Чекашево-Полянское

70

447

20250,1

1119,7

0,05

447

1101

447

1101

21

Шингаринское

30

 

703,9

43

 

47

94

58

95

 

Итого по Муниципальному району

8418

 

218064,6

79478,7

         

 

 

 

 

В таблице 3 представлены данные, сообщающие о наличие и состоянии объектов социальной сферы сельских территорий муниципального образования. Отражены такие сферы как образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт.

В Ковылкинском муниципальном районе 35 учреждений образования (14 дошкольных учреждений). Обучением охвачено 3070 учащихся, обеспеченность местами детей в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей)  заметно возросло, и в 2013 году составила 80 человек (в 2009 году этот показатель составлял 68 человек). На это оказало влияние, как увеличение рождаемости, так и тот факт, что количество дошкольных учреждений в муниципальном районе увеличилось. В шести сельских населенных пунктах не отмечается наличие общеобразовательных школ и лишь на территории восьми сельских населенных пунктов функционируют детские дошкольные учреждения. Удовлетворенность образовательной инфраструктурой можно оценить как удовлетворительно.

Систему здравоохранения района можно назвать недостаточно развитой. На территории района находятся 3 больничных учреждения (на территории трёх сельских населенных пунктов нет ФАПов и офиса врача общей практики). Сеть учреждений можно признать достаточной для обеспечения базовых потребностей населения, но при этом не вполне совершенной. Необходимо улучшение материального обеспечения здравоохранения, а соответственно и повышение качества здравоохранения. Услуги более высокого уровня жители района получают в г.Ковылкино.

По наличию культурно-досуговых учреждений отмечается полная обеспеченность всех двадцати одного населенного пункта. Совсем неблагоприятная обстановка наблюдается в области оснащенности спортивными сооружения в сфере физической культуры и спорта. Наличе плоскостных спортивных сооружений отмечено только в Кочелаевском и Мамолаевском сельском населенных пунктах.

 

 

Таблица 3. Характеристика наличия и состояния объектов социальной сферы в сельских поселениях Муниципального района  по состоянию

№ п/п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование сельского поселения

Общеобразовательные школы

Детские дошкольные учреждения

ФАПы и офисы врача общей практики

Культурно-досуговые учреждения

Плоскостные спортивные сооружения

Наличие (ед.)

Мощность – ученических мест

Уровень обеспеченности

Наличие (ед.)

Мощность – детских мест

Уровень обеспеченности

Наличие (ед.)

Уровень обеспеченности

(на 100 жителей)

Наличие (ед.)

Мощность – посадочных мест

Тех. состояние здания (удовл., ветхое, авар.)

Уровень обеспеченности

(на 100 жителей)

Наличие (ед.)

Площадь – кв.м

  1

Большеазясьская

1

180

19

-

-

-

4

0,5

4

50

Удовл.

0,5

-

-

2

Изосимовка

2

-

-

-

-

-

4

100%

2

220

Удовл.

100%

-

-

3

Клиновское

1

280

100%

-

-

-

3

100

3

200

Ветхое

100

-

-

4

Кочелаевское

2

600

333,3%

1

40

70,2

1

-

1

400

Удовл.

3,8

5

13795

5

Краснопресненское

2

470

-

1

20

13

2

-

1

100

Ветхое

-

-

-

6

Красношадымское

-

-

-

-

-

-

3

100

3

30

Удовл.

25

-

-

8

Курнинское

-

-

-

-

-

-

1

100%

1

200

Аварийное

100%

-

-

9

Мамолаевское

1

100

-

-

0

-

2

-

3

200

Ветхое

-

1

1200

10

Морд.Вечкенинское

3

-

-

-

-

-

3

-

3

85

Удовл.

Удовл.

-

-

11

Мордовско-Коломасовское

1

162

-

1

15

-

1

-

1

150

Удовл.

-

-

-

12

Новомамангинское

1

60

85 %

-

-

-

1

30%

1

60

Удовл.

30%

-

-

13

Парапинское

1

275

100%

1

15

50%

1

100%

1

200

Аварийное

10%

-

-

14

Покровское

-

-

-

-

-

-

-

-

1

80

Аварийное

90,00%

-

-

15

Примокшанское

1

180

100%

1

70

100

1

100

1

200

Удовл.

70

-

-

16

Руссколашминское

-

-

-

-

-

-

2

-

2

45

Аварийное

90,00%

-

-

17

Рыбкинское

2

105

-

1

-15

-

3

-

3

300

Аварийное

90,00%

-

-

18

Токмовское

1

320

Удовл.

1

15

Удовл.

2

Удовл.

3

150

Удовл.

90,00%

-

-

19

Троицкое

-

-

-

-

-

-

-

-

1

200

Удовл.

90,00%

-

-

20

Чекашево-Полянское

-

-

-

-

-

-

-

-

4

50

Удовл.

70,00%

-

-

21

Шингаринское

1

400/ 100

Удовл.

1

20/24

Удовл.

1

Удовл.

1

200

удовл

90,00%

-

-


 

Таким образом, по результатам проведенного анализа социальной инфраструктуры сельских территорий района можно сделать вывод о том, что во многих областях ситуация складывается положительная, а некоторые  сферы, такие как здравоохранение, образование, физическая культура и спорт требует более пристального внимания и целенаправленной политики со стороны органов местного самоуправления. Территории в средней степени оснащены всей необходимой инфраструктурой для комфортного проживания. При этом потребность в социальном благоустройстве сельских территорий сохраняется и в ближайшие годы будет возрастать.

Ковылкинский район как муниципальное образование обладает рядом конкурентных преимуществ и недостатков. Особую значимость имеют такие черты района как пригородное положение, долгая история агропромышленного освоения, высокая плотность транспортной инфраструктуры.

 

2.2 Сравнительный анализ социального  развития сельских территорий  муниципальных образований Республики  Мордовия

 

Социальное развитие сельских территорий – это имена та сфера и направление, которое необходимо развивать в республике и её муниципальных образованиях. Это в полной мере относится и к территориям муниципальных образования Республики Мордовия, относящейся к сельскохозяйственным регионам России, с высокой долей сельских территорий. За последние десятилетия произошло не только улучшение показателей во всех областях социального развития сельских территорий республики, но и сформировалась устойчивая политика в данной сфере. Направленность и интенсивность социального развития сельских территорий муниципальных образований может рассматриваться как индикатор социально-экономического развития региона в целом. [8]

Поскольку главной целью развития территории является создание каждому гражданину комфортных условий проживания, позволяющих ему трудиться, поддерживать собственное благосостояние и благосостояние семьи. Важнейшим элементом характеристика социального развития территории являются демографические показатели и показатели в сфере миграции (таблица 4).

 

Таблица 4. Демографические и миграционные показатели по муниципальным образованиям Республики Мордовия

Показатель

Численность  постоянного населения, тыс. чел.

Естественный прирост, убыль (-), человек

Миграционный прирост (убыль), человек

Ардатовский район

27,2

-279

-437

Атюрьевский район

9,5

-101

-398

Атяшевский район

18,7

-193

-313

Большеберезниковский район

13,3

-205

-35

Большеигнатовский район

7,6

-82

-81

Дубенский район

12,8

-142

-124

Ельниковский район

10,8

-105

-268

Зубово-Полянский район

56,5

-267

-608

Инсарский район

13,3

-104

-143

Ичалковский район

19,6

-180

-71

Кадошкинский район

7,4

-53

-106

Ковылкинский район

41,6

-357

-333

Кочкуровский район

10,3

-121

-29

Краснослободский район

24,7

-235

-210

Лямбирский район

34,4

-134

105

Ромодановский район

20,1

-63

-96

Рузаевский район

65,1

-219

-49

Старошайговский район

13,0

-125

-248

Темниковский район

15,6

-212

-272

Теньгушевский район

11,4

-140

-188

Торбеевский район

20,0

-128

-322

Чамзинский район

31,0

-128

64

Информация о работе Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района