Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является предложить направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района. Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты развития сельских территорий;
охарактеризовать текущее состояние социального развития сельских территорий в Российской Федерации;
рассмотреть зарубежный опыт реализации политики в сфере социального развития сельских территорий;
проанализировать состояние социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района;
выработать рекомендации в области социального развития сельских территорий муниципального образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
Теоретические аспекты развития сельских территорий
1.1 Понятие, функции и типология сельских территорий
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие сельских территорий
1.3 Зарубежный опыт реализации политики в сфере развития сельских территорий
6
6

12

20
Анализ состояния социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
2.1 Анализ социального развития сельских территорий муниципального образования
2.2 Сравнительный анализ социального развития сельских территорий муниципальных образований Республики Мордовия

28

28


35
Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
3.1Прогнозирование основного показателя, характеризующего устойчивость социального развития сельских территорий муниципального образования
3.2 Основные направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

44



44


48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
57

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 393.23 Кб (Скачать файл)

 

На таблице 7 видно, что численность постоянного населения Ковылкинского муниципального района уменьшается. В 2007 году зарегистрировано 44529 человек постоянного населения, а в 2014 году – 41608 человек, что на 2921 человек меньше.

Посмотрим, как будет выглядеть временной ряд на графике (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – График изменения численности постоянного населения Ковылкинского муниципального района

Неудовлетворительное социальное состояние сельских территорий способствует обострению представленной на графике проблемы - проблемы снижения численности постоянного населения. Анализ таблицы и графика свидетельствует, что с 2007 года по 2014 год наблюдается стабильное снижение численности постоянного населения, лишь  2010 году отмечен резкий скачек показателя, но затем динамика сохранила свою прежнюю направленность к снижению.

Как нам известно, для устойчивого социального развития сельских территорий необходима оценка не только показателей, характеризующих социальные факторы, а также показателей, говорящих об улучшении качества жизни сельского населения и только при выполнении этого условия можно говорить об устойчивом социальном развитии сельских территорий.

Одним из таких показателей, как мы отметили выше, и является показатель, характеризующий демографическую ситуацию – численность постоянного населения (рассматриваем в качестве прогнозируемого показателя); также это ожидаемая продолжительность сельского населения смертность от всех причин.

С помощью метода экстраполяции на основе временных рядов построим прогноз изучаемого показателя, выбрав наиболее подходящее уравнение тренда (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Линия тренда для динамики показателя численности постоянного населения

Наиболее подходящим оказалось линейное уравнение тренда. Прямолинейный тренд подходит для отображения тенденций, примерно равномерных изменений уровня временного ряда. В нашем случае, это равномерно снижающиеся значения уровней ряда за равный промежуток времени. О правильности выбранной модели выбранной модели свидетельствует также высокий коэффициент аппроксимации R2=0,6848. С помощью полученного линейного уравнения, при котором y=-311,18*х+44572 рассчитали прогнозные значения временного ряда на последующие 4 года (так как длина временного ряда равна 8, период упреждения прогноза может равняться 4 годам). Рассчитанные прогнозы отразила в таблице 8.

 

Таблица 8. Численность постоянного населения Ковылкинского муниципального района

Годы

2015

2016

2017

2018

Численность постоянного населения, человек

41771,38

41460,2

41149,02

40837,84


 

Мы получили прогнозные данные показателя численности постоянного населения Ковылкинского муниципального района на период с 2015 по 2018 года. В прогнозируемом периоде сохранится тенденция сокращения численности постоянного населения Ковылкинского муниципального района. Это повлечет за собой снижение уровня жизни населения, понижению показателя удовлетворенностью жизни в района. Мы не обнаружили резких спадов или же подъемов изучаемого показателя.

Причинами снижения численности постоянного населения могут быть многие, одна из причин – это отрицательный естественный прирост населения, то есть смертность превышает рождаемость. В сою очередь причинами снижения рождаемости могут быть нестабильная экономическая ситуация, дольно низкий уровень жизни населения, необеспеченность рабочими местами, что затрудняет содержание и обеспечение жизни себя и детей. Что же касается причин превышающей смертности, то к ним можно отнести также нестабильную экономическую ситуацию, уровень развития медицины (как мы рассмотрели выше, то сельские населенные пункты Ковылкинского муниципального района не достаточно обеспечены медицинскими учреждениями и врачами, способными оказать необходимую помощь), плохие условия проживания и так далее.

На динамику численности населения также оказывают влияние и миграционные процессы. Если в целом по Российской Федерации прогнозируется положительный миграционный прирост населения, то в Республике Мордовия (соответственно и Ковылкинском муниципальном районе) по-прежнему будет наблюдаться миграционный отток.

Проведение эффективной демографической политики позволит уменьшить отток квалифицированных специалистов. Реализация национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищной сфере, установление материнского (семейного) капитала, введение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума, использование родовых сертификатов и выплат родителям компенсаций затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении позволят увеличить рождаемость. Реализация комплекса мер, направленных на развитие ответственного отношения людей к здоровью, формирование здоровьесберегающего поведения мужчин будут способствовать снижению смертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте.

Одной из приоритетных задач в среднесрочной перспективе является обеспечение рабочими местами, улучшение условий труда и повышение эффективности функционирования социально-трудовых отношений сельских территорий муниципального образования. Проведение эффективной политики в сфере занятости населения и безопасности труда позволит обеспечить продуктивную занятость населения и защиту граждан от безработицы, а также гарантировать конституционные права работников на здоровые и безопасные условия труда.

 

3.2 Основные направления социального  развития сельских территорий  Ковылкинского муниципального района

 

Социально развитие всех сельских территорий муниципальных образований невозможно по одной универсальной модели, ввиду того, что каждое сельское муниципальное образование обладает своими уникальными особенностями. В то же время, их можно сгруппировать по ряду признаков.

Развитие сельских территорий не возможно без индивидуального подхода к каждому сельскому поселению.

Механизм социально развития сельских поселений строится на системе взаимоотношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственными единицами.

В процессе управления социальным развитием сельских муниципальных образований целесообразно сформировать рациональный механизм эффективной системы управления развитием социальной сферы сельских муниципальных образований. Важнейшими элементами выступают функции, в частности, функция регулирования, которая является одной из важнейших функций управления сельскими муниципальными образованиями.

Регулирование осуществляется как извне - из системы более высокого порядка (федеральные и региональные органы управления), так и внутри рассматриваемой системы - на уровне местного самоуправления. Выделение важнейших системных характеристик процесса управления социальной сферой сельского населения позволяет разработать механизм эффективного управления социально-экономическим развитием регионов и входящих в них муниципальных образований.

Для реализации предложенного механизма социально-экономического развития муниципальных образований, соответствующего федеральному, региональному и муниципальным уровням управления, необходимо соблюдение двух ограничений, таких как:

  1. разработка и реализация долгосрочных планов территориального развития (генеральных планов развития сельских территорий) на срок от 7 до 20 лет;
  2. построение тесных экономических связей между органами местного управления и коммерческими организациями, работающими на территории муниципальных образований. [16]

Ресурсное обеспечение социального развития целесообразно осуществлять на региональном уровне с целью выравнивания условий жизни в сельской местности и снижения миграции населения в город. Причем, информация о необходимости корректировки направлений развития должна исходить от местной администрации, а государственная поддержка - осуществляться на региональном и федеральном уровне.

Важным аспектом развития социальной сферы сельских территорий является механизм взаимоотношений между органами управления различного уровня.

Для эффективного развития сельских территорий, на мой взгляд, целесообразно использовать финансовые возможности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории муниципального образования и использующих трудовой потенциал данной территории. Для этого необходимо предусмотреть софинансирование развития социальной сферы сельских поселений предприятиями в целях повышения социальной защищенности своих работников. [18]

Таким образом, внедрение предлагаемых способов позволит:

  • для сельской администрации - решить ряд проблем финансирования развития социальной сферы территории сельского муниципального образования;
  • для хозяйствующего субъекта - снизить налоговое бремя и обеспечить воспроизводство трудового и интеллектуального потенциала для сельских жителей - улучшить условия жизни.

Социальная система, в том числе муниципальное образование, может функционировать и развиваться успешно, если:

  • с одной стороны, софинансирование развития социальной сферы села будет добровольным, основанным на учете интересов подавляющей части экономических субъектов;
  • с другой - воздействие организующего фактора будет содействовать достижению целей субъектов управления и хозяйствования. В качестве такого фактора для муниципальной социально-экономической системы воспроизводства выступает муниципальная собственность.

Характеристики ныне действующей в России модели управления сельскими территориями по сути своей лишь незначительно отличаются от той, которая продолжительное время существовала в Советском Союзе. Известно, что в дореформенный период функции по развитию сельских поселений в основном возлагались на руководителей сельскохозяйственных организаций, расположенных на соответствующих территориях. Это было связано с тем, что органы местного самоуправления фактически функционировали на смете, доведенной районным исполнительным комитетом (райисполкомом), практически не обладали финансовыми и иными ресурсами, необходимыми для поддержания объектов социальной инфраструктуры в «рабочем» состоянии. Причем, в большинстве своем эти объекты (клубы, отопительные котельные и др.) находились на балансе колхозов и совхозов, хотя их строительство, как правило, осуществлялось за счет средств государственного бюджета.[30]

Учитывая актуальность проблемы развития территорий, в нормативно-правовую базу местного самоуправления регулярно вносятся изменения. Этот процесс особенно активизировался, начиная с 2010 года, когда окончательно стало ясно, что принятая в России модель местного самоуправления явно не отвечает современным требованиям, а надежды, возлагаемые на нее, не оправдались.

Таким образом, в настоящее время в России превалирует тенденция централизации власти в области управления развитием сельских территорий. В связи с этим, а также недостаточным потенциалом программ сельского развития, продолжением ухудшения ситуации в социальной сфере села нами сделан вывод, что в обозримой перспективе невысока вероятность значимых позитивных сдвигов в области сельского развития и приобретения данным процессом устойчивого характера.

Известно, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в том числе ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», отличается от аналогичных предыдущих программных документов не только своей комплексностью, но и более крупным бюджетом. В связи с этим есть определенная надежда на то, ее реализация позволит хотя бы стабилизировать ситуацию на селе.

Однако практика показывает, что эффективность решения данной проблемы зависит не только от объемов вложений, но и характера распределения функций и полномочий между органами власти, ответственными за это. Известно также, что по мере роста численности субъектов управления, ответственных за тот или иной объект, снижается эффективность его деятельности. Связано это с тем, что дублирование функций управления приводит к распылению ресурсов, уменьшению их отдачи, а также снижению ответственности органов власти за результаты своей деятельности. Поэтому общепринятым является мнение о том, что оптимальным следует считать вариант, когда ответственность за состояние объекта несет один субъект управления. К сожалению, в российской практике данное положение учитывается не всегда. В полной мере это относится и к управлению социально-экономическим развитием сельских территорий. Так, в настоящее время на федеральном уровне полномочия за развитие села закреплены за значительным количеством органов государственного управления. Основными из них являются Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минрегион России и другие. Причем, каждое из них само осуществляет приемку выполненных им работ, выступая тем самым одновременно в качестве заказчика и контролера. Такая система управления способствует недостаточно результативному использованию ресурсов и снижению ответственности органов власти. Естественно, в подобной ситуации обеспечить эффективное решение проблем сельского развития крайне сложно.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации №598 от 15 июля 2013 года «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Совет депутатов Ковылкинского муниципального района утвердил муниципальную Программу «Устойчивое развитие сельских территорий Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года».

Информация о работе Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района