Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 13:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является предложить направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района. Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты развития сельских территорий;
охарактеризовать текущее состояние социального развития сельских территорий в Российской Федерации;
рассмотреть зарубежный опыт реализации политики в сфере социального развития сельских территорий;
проанализировать состояние социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района;
выработать рекомендации в области социального развития сельских территорий муниципального образования.
ВВЕДЕНИЕ
4
Теоретические аспекты развития сельских территорий
1.1 Понятие, функции и типология сельских территорий
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие сельских территорий
1.3 Зарубежный опыт реализации политики в сфере развития сельских территорий
6
6
12
20
Анализ состояния социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
2.1 Анализ социального развития сельских территорий муниципального образования
2.2 Сравнительный анализ социального развития сельских территорий муниципальных образований Республики Мордовия
28
28
35
Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
3.1Прогнозирование основного показателя, характеризующего устойчивость социального развития сельских территорий муниципального образования
3.2 Основные направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
44
44
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
57
Программа направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Муниципального района посредством достижения следующих целей:
Основными задачами Программы являются:
Достижение целей Программы предусматривается осуществлять с учетом:
Таким образом, реализация перечисленных выше механизмов окажет положительный социально-экономический и экологический эффект в процессе развития сельских территорий. Однако реализация данных механизмов - это сложный, трудоемкий и затратный процесс, так как в настоящее время многие сельские территории переживают кризис, проявляющийся в ухудшении демографической ситуации, низком уровне и качестве жизни сельских жителей и высоком уровне безработицы, нерациональном использовании природных ресурсов и др. Мониторинг устойчивого развития сельских территорий поможет оценить уровень их устойчивости и выбрать правильные направления развития для той или иной сельской территории, которые смогут вывести ее на новый уровень развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сельские территории занимают около 70% площади России, имеют огромный сельскохозяйственный, туристский и иной потенциал. В период реформ из-за недостаточного внимания со стороны государства их социально-экономическое состояние заметно ухудшилось.
В целях развития сельских территорий в последние годы реализован ряд программ, в результате чего удалось стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве, улучшить некоторые социальные показатели.
В социальной сфере позитивные перемены в основном произошли в обеспечении населения бытовым газом, питьевой водой и услугами связи. Ощутимо выросли также занятость и доходы сельского населения. Несмотря на отдельные успехи, социально-экономическое положение сельской местности остается неудовлетворительным. В области социальной сферы села положение еще сложнее: за отмеченный период заметно уменьшилось число государственных образовательных учреждений, а также коек в центральных и участковых больницах. Как следствие, снизилась доступность образовательных, медицинских, досуговых и иных социальных услуг.
Таким образом, вопреки принимаемым Правительством России мерам, по многим направлениям социально-экономическая ситуация на селе продолжает ухудшаться.
В настоящее время функции по государственному управлению развитием сельских территорий выполняют в основном четыре органа власти: Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минтруда России и Минрегионразвития России. В области сельского развития они в значительной мере дублируют друг друга. Особенно это касается Минрегионразвития РФ, часть функций которого по развитию села целесообразно передать в ведение Минсельхоза РФ и систему местного самоуправления.
Ключевыми направлениями совершенствования государственного управления сельской местностью являются создание полноценного института местного самоуправления и благоприятных условий для малого предпринимательства. Решение первой из названных задач, как это предусмотрено статьей 12 Конституции России, предполагает обеспечение самостоятельности органов местной власти.
Главным условием обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления является децентрализация межбюджетных отношений.
Чтобы обеспечить самостоятельность органов местной власти, необходимо соблюдение следующих условий: не менее 70-75% доходов местных бюджетов, включая муниципальный район, должны формироваться за счет собственных доходов (в настоящее в сельских поселениях их доля составляет около 25%, что примерно в три раза меньше требуемого); к собственным доходам относить только поступления от собственных источников (сейчас к ним принято относить еще и трансферты, за исключением субвенций, направляемых для выполнения делегированных полномочий).
В связи с необходимостью принятия срочных мер по сельскому развитию и обеспечению самостоятельности органов местного самоуправления, на период до 2030 г. налоговые доходы, формируемые в сельской местности, целесообразно в полном объеме направлять в бюджеты муниципальных образований. Рекомендуемая мера не создаст значимые риски для бюджетов вышестоящих уровней, так на селе создается лишь около 2,0% доходов консолидированного бюджета России.
Одним из основных условий эффективности органов местной власти является их обеспеченность кадрами. В количественном плане этот показатель выше, даже чем в органах государственной власти.
Организующую роль в осуществлении указанных мероприятий должна взять на себя администрация субъекта Российской Федерации при содействии органов местного самоуправления. Для решения данной проблемы в рамках региональной администрации целесообразно создать управление по повышению занятости и доходов сельского населения, улучшению качества его жизни на селе.