Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является предложить направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района. Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты развития сельских территорий;
охарактеризовать текущее состояние социального развития сельских территорий в Российской Федерации;
рассмотреть зарубежный опыт реализации политики в сфере социального развития сельских территорий;
проанализировать состояние социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района;
выработать рекомендации в области социального развития сельских территорий муниципального образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
Теоретические аспекты развития сельских территорий
1.1 Понятие, функции и типология сельских территорий
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие сельских территорий
1.3 Зарубежный опыт реализации политики в сфере развития сельских территорий
6
6

12

20
Анализ состояния социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
2.1 Анализ социального развития сельских территорий муниципального образования
2.2 Сравнительный анализ социального развития сельских территорий муниципальных образований Республики Мордовия

28

28


35
Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района
3.1Прогнозирование основного показателя, характеризующего устойчивость социального развития сельских территорий муниципального образования
3.2 Основные направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района

44



44


48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
57

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 393.23 Кб (Скачать файл)

Программа направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Муниципального района посредством достижения следующих целей:

  • улучшение условий жизнедеятельности на сельских территориях;
  • улучшение инвестиционного климата в сфере АПК на сельских территориях за счет реализации инфраструктурных мероприятий в рамках настоящей Программы;
  • содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на сельских территориях;
  • активизация участия граждан, проживающих на сельских территориях,  в решении вопросов местного значения;
  • формирование в республике позитивного отношения к развитию сельских территорий Муниципального района.

Основными задачами Программы являются:

  • удовлетворение потребностей проживающего на сельских территориях Муниципального района населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов в благоустроенном жилье;
  • повышение уровня комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений Муниципального района;
  • реализация общественно значимых проектов в интересах сельских жителей Муниципального района с помощью грантовой поддержки;
  • проведение мероприятий по поощрению и популяризации достижений в развитии сельских территорий Муниципального района.

Достижение целей Программы предусматривается осуществлять с учетом:

  1. размещения объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с генеральными планами сельских поселений Муниципального района;
  2. преимущественного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере АПК;
  3. использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий Программы, включая средства населения и организаций. [26]

Таким образом, реализация перечисленных выше механизмов окажет положительный социально-экономический и экологический эффект в процессе развития сельских территорий. Однако реализация данных механизмов - это сложный, трудоемкий и затратный процесс, так как в настоящее время многие сельские территории переживают кризис, проявляющийся в ухудшении демографической ситуации, низком уровне и качестве жизни сельских жителей и высоком уровне безработицы, нерациональном использовании природных ресурсов и др. Мониторинг устойчивого развития сельских территорий поможет оценить уровень их устойчивости и выбрать правильные направления развития для той или иной сельской территории, которые смогут вывести ее на новый уровень развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сельские территории занимают около 70% площади России, имеют огромный сельскохозяйственный, туристский и иной потенциал. В период реформ из-за недостаточного внимания со стороны государства их социально-экономическое состояние заметно ухудшилось.

В целях развития сельских территорий в последние годы реализован ряд программ, в результате чего удалось стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве, улучшить некоторые социальные показатели.

В социальной сфере позитивные перемены в основном произошли в обеспечении населения бытовым газом, питьевой водой и услугами связи. Ощутимо выросли также занятость и доходы сельского населения. Несмотря на отдельные успехи, социально-экономическое положение сельской местности остается неудовлетворительным. В области социальной сферы села положение еще сложнее: за отмеченный период заметно уменьшилось число государственных образовательных учреждений, а также коек в центральных и участковых больницах. Как следствие, снизилась доступность образовательных, медицинских, досуговых и иных социальных услуг.

Таким образом, вопреки принимаемым Правительством России мерам, по многим направлениям социально-экономическая ситуация на селе продолжает ухудшаться.

В настоящее время функции по государственному управлению развитием сельских территорий выполняют в основном четыре органа власти: Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минтруда России и Минрегионразвития России. В области сельского развития они в значительной мере дублируют друг друга. Особенно это касается Минрегионразвития РФ, часть функций которого по развитию села целесообразно передать в ведение Минсельхоза РФ и систему местного самоуправления.

Ключевыми направлениями совершенствования государственного управления сельской местностью являются создание полноценного института местного самоуправления и благоприятных условий для малого предпринимательства. Решение первой из названных задач, как это предусмотрено статьей 12 Конституции России, предполагает обеспечение самостоятельности органов местной власти.

Главным условием обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления является децентрализация межбюджетных отношений.

Чтобы обеспечить самостоятельность органов местной власти, необходимо соблюдение следующих условий: не менее 70-75% доходов местных бюджетов, включая муниципальный район, должны формироваться за счет собственных доходов (в настоящее в сельских поселениях их доля составляет около 25%, что примерно в три раза меньше требуемого); к собственным доходам относить только поступления от собственных источников (сейчас к ним принято относить еще и трансферты, за исключением субвенций, направляемых для выполнения делегированных полномочий).

В связи с необходимостью принятия срочных мер по сельскому развитию и обеспечению самостоятельности органов местного самоуправления, на период до 2030 г. налоговые доходы, формируемые в сельской местности, целесообразно в полном объеме направлять в бюджеты муниципальных образований. Рекомендуемая мера не создаст значимые риски для бюджетов вышестоящих уровней, так на селе создается лишь около 2,0% доходов консолидированного бюджета России.

Одним из основных условий эффективности органов местной власти является их обеспеченность кадрами. В количественном плане этот показатель выше, даже чем в органах государственной власти.

Организующую роль в осуществлении указанных мероприятий должна взять на себя администрация субъекта Российской Федерации при содействии органов местного самоуправления. Для решения данной проблемы в рамках региональной администрации целесообразно создать управление по повышению занятости и доходов сельского населения, улучшению качества его жизни на селе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аграрная проблема Китая: (конец XX--начало XXI века)/ Под. ред. Л. Д. Бони [и др.]. — М.: ИДВ РАН, 2009. – С. 304.
  2. Алексеев Ю.П. Муниципальный и региональный менеджмент / Ю.П. Алексеев, А.Г. Гапоненко, А.Н. Алисов.— М., 1995.— 121 с.
  3. Анисимова О. С. Аграрная политика и стратегия развития сельских территорий: опыт стран ЕС/ Анисимова О. С.// Никоновские чтения. — М.: МСХА им. К. А. Тимирязева, 2011. -№ 16. – С. 209–210.
  4. Бакушев В.В. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта / В.В. Бакушев, В.А. Ивановский, Л.А. Молчанов — М.: СВАРОГ и К, 1998.— 204 с.
  5. Блинова Т.В., Кутенков Р.П., Рубцова В.Н. Социальная устойчивость сельского сообщества // СОЦИС, -1999. - № 8. - С. 35-38.
  6. Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике / И.В. Выдрин.— Екатеринбург, 1998.— 146 с.
  7. Гаврилов А.И. Проблемы повышения эффективности местного самоуправления / А.И. Гаврилов.— М.: БЕК, 1994.— 200 с.
  8. Калягина Л.В. Анализ направлений устойчивого развития сельских территорий // Ползуновский альманах. -2009. - №1. - С. 235-241.
  9. Коваленко Е.Г. Механизм устойчивого развития сельских территорий региона // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №2.
  10. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
  11. Кулькова Н. С. Зарубежный опыт интегрирования и кооперирования в сельском хозяйстве/ Н. С. Кулькова// Вестник НГИЭИ. — Н: НГИЭИ, 2012. -№ 3. –С. 81–93.
  12. Магомедов И.Ш. Совершенствование механизма устойчивого развития сельских территорий: на примере Республики Дагестан : дис. ... канд. экон. наук. - Махачкала, 2011. - 163 с.
  13. Матвеев Д. М. Роль консалтинговой деятельности в технико-технологическом переоснащении сельского хозяйства / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта, П. П. Холодов; Новосиб. гос. аграр. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013. — 200 с.
  14. Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами как основа развития сельскохозяйственных предприятий / Д. М. Матвеев // Вестн. Новосиб. гос. аграр. ун-та. — 2008. № 8. — С. 60–65.
  15. Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами в сельскохозяйственных организациях / Т. А. Стадник, А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев. — Новосибирск, ЭКОР-книга, 2011. — 245 с.
  16. Медков А.Л. Формирование механизма устойчивого развития сельских территорий: автореф. дис. канд. экон. наук. - Воронеж, 2012. - 25с.
  17. Меренкова И.Н. Сельский туризм и диверсификация экономики сельских территорий / И.Н. Меренкова, В.Н. Перцев // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 7. - С. 43-46.
  18. Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий: монография / под ред. В.И. Фролова. - СПб.: СПб. гос. архит.-строит. ун-т, 2011. - 464 с.
  19. Мищенко И.В. Теоретические вопросы формирования устойчивого развития сельских поселений // Экономика. - 2011. - 30 марта. - С. 23-28.
  20. Нефедова Т. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. - М.: Новое издательство, 2003. Основные показатели социально-экономического положения городов и районов Новосибирской области. Стат. сб. Ново-сибирск: Облкомстат, 2004.
  21. Никулина  Е.В.  Формирование  и  оценка  финансового  потенциала  устойчивого  развития  экономики  сельских  территорий//  Вестник  ВГУ.  Серия:  Экономика  и  управление.  -  2010.  -  №  2.  -  с.  123.
  22. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/
  23. Перцев В.Н. Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района: автореф. дис. канд. экон. наук. - Воронеж, 2011. - 24 с.
  24. Петриков А. Устойчивое развитие сельской местности в России и направления научных исследований // АПК: экономика, управление. - 2001. - № 12. - С. 13.
  25. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.
  26. Решение Совета депутатов Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от  30 сентября 2013 года № 4 Об утверждении  муниципальной  Программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия на 2014-2017 и на период до 2020 года».
  27. Тазаян  А.Ж.  Стратегии  устойчивого  развития  сельских  территорий  в  современных  условиях  хозяйствования//  Социально-экономические  явления  и  процессы.  -  2010.  -  №  2.  -  с.  88.
  28. Фролова О. А. Государственное регулирование сельского хозяйства: зарубежный опыт/ О. А. Фролова, С. Ю. Васильева// Вестник НГИЭИ. - Н.: НГИЭИ, 2011. -№ 5. – С.76–83.
  29. Шамин А. Е. Опыт решения аграрных проблем в сельском хозяйстве Китая/ А. Е. Шамин, Н. Г. Вождаева// Вестник НГИЭИ. - Н: НГИЭИ, 2011. -№ 2. –С. 5–19.
  30. Шерстобитова  Г.И.  Концептуальные  основы  устойчивого  развития  сельских  территорий  региона//  Вестник  СамГУ.  -  2012.  -  №  7.  -  с.  144.
  31. Хагуров А. А. Современное российское село: проблемы и перспективы развития/ А. А. Хагуров// Россия информирующаяся. - М.: ИС РАН, 2009. -№ 08. -С. 243–256.
  32. Экономика природопользования / Под. ред. К. В. Папенова. - М.: МГУ, 2006. – С. 928.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Направления социального развития сельских территорий Ковылкинского муниципального района