Полномочия органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:30, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является правовой анализ полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов.
В соответствии с поставленной целью, автор выделил следующие задачи:
- дать классификацию полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и природных ресурсов;
- исследовать оценку деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере управления земельными и природными ресурсами;
- изучить надзор за исполнением земельного законодательства органами местного самоуправления;
- рассмотреть осуществление отдельных полномочий органами местного самоуправления в области использования и охраны земельных и природных ресурсов;
- проанализировать конституционно-правовые основы определения полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений;
- установить виды разрешенного использования земельных участков в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЛИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ………………………………………………….……7
1.1. Классификация полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и природных ресурсов……………………….….7
1.2. Оценка деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере управления земельными и природными ресурсами……...17
1.3. Надзор за исполнением земельного законодательства органами местного самоуправления…………………………………………………………………….25
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ………………………...29
2.1. Полномочия органов местного самоуправления по выделению земельного участка………………………………………………………………………………29
2.2. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды………………………………………………………………...36
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………42
3.1. Конституционно-правовые основы определения полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений……………………....42
3.2. Виды разрешенного использования земельных участков в нормативных правовых актах органов местного самоуправления……………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....69

Файлы: 1 файл

Дащенко Я.И. ВКР. полномочия МСУ в области охраны земли.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Установить, имеются  ли на земельном участке, который  предполагается предоставить в собственность, строения, сооружения; обременен ли земельный участок правами третьих  лиц; обладает ли данный участок индивидуализирующими признаками, позволяющими выделить его из числа других земельных участков.

Действующее законодательство предусматривает возможность признания  судом ненормативного акта недействительным. В частности, данное положение закреплено в ст. 13 ГК РФ. Согласно указанному положению суд может признать акт недействительным при наличии двух юридических условий: несоответствие правовых актов законодательству и нарушение ими прав и законных интересов истцов25.

В земельном  законодательстве предусмотрена ответственность органа местного самоуправления за издание им ненормативного акта, нарушающего права гражданина. Согласно п. 2 ст. 61 ЗК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт.

Следует отметить декларативность данной статьи, поскольку органы местного самоуправления не всегда сами признают свои ошибки в связи с вынесением акта, противоречащего действующему законодательству, и не всегда идут по пути возмещения причиненного вреда гражданину, если только по судебному решению. Но существование большого количества подобных решений заставляет задуматься и о компетентности исполнительных органов местного самоуправления.

 

2.2. Полномочия  органов местного самоуправления

в области  охраны окружающей среды

 

Основные полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"26. В указанном Федеральном законе используются основные понятия, подразумевающие под охраной окружающей среды, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие  на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдения  прав человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечения благоприятных  условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованного  сочетания экологических, экономических  и социальных интересов человека, общества и государства в целях  обеспечения устойчивого развития благоприятной окружающей среды;

охраны, воспроизводства  и рационального использования  природных ресурсов как необходимых  условий обеспечения благоприятной  окружающей среды и экологической  безопасности;

ответственности, в том числе органов местного самоуправления, за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимости контроля в области охраны окружающей среды;

презумпции  экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности  оценки воздействия на окружающую среду  при принятии решений об осуществлении  хозяйственной и иной деятельности;

обязательности  проведения государственной экологической  экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

учета природных  и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритета  сохранения естественных экологических  систем, природных ландшафтов и природных  комплексов;

допустимости  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на природную среду  исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами  в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательности  участия в деятельности по охране окружающей среды, в том числе  органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

сохранения  биологического разнообразия;

обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к  установлению требований в области  охраны окружающей среды к субъектам  хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещения  хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой  непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые  могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдения  права каждого на получение достоверной  информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственности за нарушение законодательства в  области охраны окружающей среды;

организации и  развития системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры;

участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач  охраны окружающей среды;

международного  сотрудничества Российской Федерации  в области охраны окружающей среды27.

Конкретные  полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных  с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. При этом Законом об охране окружающей среды установлено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды, а при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты28.

Информация  о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении  государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), может использоваться органами местного самоуправления для  разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки программ в области охраны окружающей среды.

Контроль в  области охраны окружающей среды (экологический  контроль) проводится в целях обеспечения  органами местного самоуправления исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

В Российской Федерации  осуществляется, в том числе, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления29.

Результаты  общественного контроля в области  охраны окружающей среды (общественного  экологического контроля), представленные в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Органами местного самоуправления осуществляется экологическое  просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в  области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений

 

3.1. Конституционно-правовые  основы определения полномочий  органов местного самоуправления в сфере земельных отношений

 

В сфере земельных  отношений любое государство  осуществляет свои традиционные функции  по установлению основ государственной  политики в области регулирования  земельных отношений, определению  прав правообладателей земельных участков, ограничению оборотоспособности земельных участков. Реализация полномочий местного самоуправления в ходе административной, муниципальной и земельной реформ поставила на повестку дня ряд новых теоретических и практических вопросов, связанных с полномочиями органов местного самоуправления в сфере земельных отношений. Нормативные правовые акты, в том числе Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", изменения и дополнения к ряду федеральных законов, судебная и арбитражная практика не устранили всех проблем и противоречий, имеющихся в области регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.

Следует отметить, что в федеративных государствах полномочия местного самоуправления в  сфере землепользования являются производными и вытекают из предметов ведения Федерации или Федерации и ее субъектов. США, Германия не имеют специального федерального закона о местном самоуправлении, предоставляя субъектам Федерации право осуществлять в полной мере законодательное регулирование вопросов местного самоуправления. Американская правовая доктрина - "муниципалитеты - креатура штатов". В Германии конкретные вопросы организации местного самоуправления регламентируются конституциями земель.

Сущность и  содержание полномочий местного самоуправления наиболее отчетливо проявляются в ходе их классификации. Традиционная классификация полномочий местного самоуправления ограничивается выделением полномочий: 1) установленных законами; 2) делегированных государством (осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления) и 3) добровольных. Современные подходы к определению полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений ориентируют на реализацию принципов народовластия, справедливости, самостоятельности, соразмерности, эффективности, публичности, открытости, целевого использования земли, в том числе планирования в сфере землепользования, регистрации земель, управления, администрирования, информации, государственных и частных прав на землю, вопросов арендной платы, налогообложения и другие. В объективном смысле полномочия есть совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих права конкретных субъектов муниципального права. В субъективном смысле полномочия - это право конкретного субъекта муниципального права осуществлять определенную публичную деятельность в сфере земельных отношений (правотворческую, организационно-распорядительную, правоприменительную и др.), требовать действий от других участников правоотношений; владеть, пользоваться и распоряжаться землей30.

В соответствии с действующим  законодательством особенности  полномочий местного самоуправления обусловлены  типом муниципального образования: 1) муниципальные районы, городские  округа и внутригородские территории городов федерального значения; 2) городские, сельские поселения, входящие в состав муниципальных районов; 3) закрытые административно-территориальные образования, наукограды, города федерального значения, приграничные территории, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Основные полномочия органов местного самоуправления в  области земельных отношений  установлены ст. 11 Земельного кодекса РФ. Земельный кодекс РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ), установление порядка ведения муниципального земельного контроля (п. 2 ст. 72 Земельного кодекса РФ), управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления