Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 22:22, шпаргалка
1.. Муниципальное право - отрасль права
Концепция муниципального права как комплексной отрасли права начала развиваться менее десяти лет назад. Правовой основой этого про¬цесса служит становление и развитие местного самоуправления в Рос¬сийской Федерации. Сам факт базирования муниципального права на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к самостоятельной отрасли права.
2. Правовое регулирование
Значительная часть норм, регулирующих муниципальные отношения, содержится в уставе муниципального образования.
Кроме того, муниципальные образования принимают общеобязательные правила по предметам своего ведения; устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью; регулируют планировку и застройку территории муниципального образования; регулируют использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения, решают другие вопросы правового регулирования муниципальных отношений.
3. Управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического развития МО.
4. Организация, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.
В ведении муниципальных образований находятся также:
содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
организация, содержание и развитие муниципальных служб: энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом
5. Осуществление контроля за
соблюдением правовых актов
В ведении муниципальных образований находятся также отдельные государственные полномочия.
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Вместе с тем они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ.
Органы местного
Виды полномочий: полномочия по управлению; организации; руководству; применению административно-правовых режимов; контролю.
К полномочиям по управлению относятся полномочия по сбору, обработке, анализу информации, передаче информации другим органам, по прогнозированию, по планированию, по учету.
К полномочиям по организации относятся полномочия по обеспечению и организации чего-либо, координации деятельности субъектов управления.
К полномочиям по руководству относятся полномочия по созданию, назначению, регулированию, непосредственному или опосредованному руководству и стимулированию (созданию условий).
К полномочиям по применению административно-правовых режимов относятся полномочия по участию органов местного самоуправления в разрешительной системе (квотирования, лицензирования, аттестации, выдачи разрешений и т.п.).
Полномочия по контролю могут рассматриваться и как осуществляемые ими самостоятельно, и осуществляемые совместно с органами государственной власти или иными властными структурами.
Основными формами реализации полномочий органов местного самоуправления являются правотворчество и правоприменение.
Правотворчество выражается в принятии устава МО, внесении в него изменений или дополнений, издании муниципальных правовых актов; при установлении официальных символов МО; при создании муниципальных предприятий и учреждений, формировании и размещении муниципального заказа; установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и т.д.
Правоприменение может выражаться в организационном и материально-техническом обеспечении подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ, голосования по вопросам изменения границ МО, и т.д.
Обращение органа МСУ или его должностного лица в суд с иском или заявлением в защиту публичных интересов также является реализацией полномочий в порядке правоприменения.
Особенностью при реализации
полномочий при
Т.е. органы местного самоуправления и их должностные лица при реализации возложенных на них полномочий обязаны четко различать случаи, когда они вправе действовать по усмотрению, а когда они обязаны реализовать то или иное право, и если этого не будет сделано, тогда наступит их ответственность перед государством и обществом
74. Исключительные
полномочия представительных
Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.
В исключительной компетенции городской Думы Краснодара находятся:
1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития МО г. Краснодар, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка
6) определение порядка принятия
решений о создании, реорганизации
и ликвидации муниципальных
7) определение порядка участия МО г. Краснодар в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления МО г.Краснодар и должностными лицами муниципального образования город Краснодар полномочий по решению вопросов местного значения.
Городская Дума Краснодара обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Краснодарского края.
Полномочия городской Думы Краснодара начинаются со дня первого заседания городской Думы Краснодара соответствующего созыва и прекращаются в день первого заседания городской Думы Краснодара нового созыва.
Расходы на обеспечение деятельности городской Думы Краснодара предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете.
Городская Дума Краснодара
самостоятельно распоряжается
Представительные органы
К полномочиям по организации
деятельности
Заседания являются основной формой деятельности представительного органа муниципального образования. Они созываются председателем представительного органа, как правило, не реже одного раза в месяц, по утвержденному графику. Внеочередные заседания созываются по инициативе главы МО, председателя представительного органа либо по требованию определенного числа депутатов.
Заседания представительного
органа являются открытыми. Открытость
заседаний гарантируется
На заседаниях
Заседание городской Думы Краснодара считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от числа избранных депутатов .
Чрезвычайное заседание городской Думы Краснодара созывается председателем городской Думы Краснодара, а в его отсутствие - заместителями председателя городской Думы Краснодара в течение 12 часов с момента наступления следующих ситуаций:
1) введения на территории МО чрезвычайного положения;
2) наличия угрозы
3) массовых нарушений
4) возникновения эпидемий, стихийных бедствий;
5) осуществления террористических актов, связанных с захватом людей;
6) других чрезвычайных
76. Органы
исполнительной власти в
Наименования исполнительно-
Муниципальные образования могут предусматривать должность главы МО - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории МО. Он возглавляет исполнительный орган местного самоуправления, является высшим должностным лицом в системе МСУ. Одновременно он может быть наделен правом входить в состав представительного органа МСУ и председательствовать на его заседаниях. Он может именоваться в уставе МО главой города, поселка, района и т.п. Руководство исполнительным органом он осуществляет на принципе единоначалия. Глава муниципального образования избирается либо населением непосредственно, либо представительным органом местного самоуправления.
Возможно разделение функций председателя представительного органа и руководителя исполнительного органа местного самоуправления. В этом случае руководитель исполнительного органа (он может именоваться, например, главой администрации) является высшим должностным лицом местного самоуправления, замещающим свою должность на основе контракта (трудового договора) либо иным способом, указанным в уставе МО.
Структура исполнительного органа местного самоуправления, за исключением небольших поселковых и сельских муниципальных образований, включает различные подразделения отраслевого и функционального назначения: отделы, управления, комитеты (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.). Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел (сектор) кадров и др. Структурные подразделения исполнительного органа (администрации) находятся в подчинении его руководителя.
Управления, отделы, другие структурные подразделения исполнительного органа местного самоуправления (администрации) возглавляются единоличными руководителями - начальниками управлений, заведующими отделами. В качестве совещательных органов при них могут создаваться коллегии или консультативные общественные советы.