Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 22:22, шпаргалка

Описание работы

1.. Муниципальное право - отрасль права
Концепция муниципального права как комплексной отрасли права начала развиваться менее десяти лет назад. Правовой основой этого про¬цесса служит становление и развитие местного самоуправления в Рос¬сийской Федерации. Сам факт базирования муниципального права на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к самостоятельной отрасли права.

Файлы: 1 файл

otvety_po_municipalnomu_pravu.doc

— 849.50 Кб (Скачать файл)

 Полномочия избирательной  комиссии муниципального образования

 Избирательная комиссия муниципального  образования осуществляет:

 контроль за соблюдением  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

 реализацию мероприятий, связанных  с подготовкой и проведением  выборов в органы местного  самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной  продукции;

 меры по соблюдению единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

меры соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

 меры по обеспечению соблюдения  единого порядка опубликования  итогов голосования и результатов  выборов, референдумов;

меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов,;

 оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь  нижестоящим комиссиям;

 заслушивает сообщения органов  местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

 рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная  комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения и др

 

83. Решения, принятые непосредственно населением

Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан)

В том случае если собрание, сход граждан созывается по мере необходимости для решения наиболее важных вопросов местного значения и параллельно действует выборный представительный орган местного самоуправления, решения схода имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным органам местного самоуправления, действующим в данном муниципальном образовании. Если представительный орган местного самоуправления в данном муниципальном образовании не избирается, то его функции переходят к сходу, собранию граждан, а решения имеют ту же юридическую силу, что и решения представительного органа местного самоуправления. Решения местного референдума в соответствии со статьей 3 Конституции РФ во всех случаях имеют высшую юридическую силу независимо от формы его проведения. Что же касается опроса, то его результаты имеют значение для выборных органов местного самоуправления, однако могут быть подвергнуты коррективам в ходе дальнейшей нормотворческой деятельности

Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, вступают в силу на следующий день после его официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Решения местного референдума имеют обязательный характер на территории соответствующего МО. Эти решения не нуждаются в утверждении органами государственной власти, их должностными лицами, органами местного самоуправления. Принятые на референдумах решения, например уставы муниципальных образований, подлежат государственной регистрации.

Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения МО, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Индивидуальное решение местного референдума может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия. Нормативные акты, принятые на местном референдуме, могут быть изменены не ранее чем через пять лет со дня их принятия. Однако в них самих может быть установлен иной порядок их изменения. Решение местного референдума может быть признано недействительным (недействующим) в судебном порядке по мотивам законности. От признания недействительным (недействующим) принятого на референдуме акта следует отличать признание комиссией референдума недействительным результата референдума. Во втором случае комиссия назначает повторное голосование

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица МСУ, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

 

84. Муниципальные  правовые акты

Муниципальный правовой акт - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и региональными законами, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории МО, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

 За неисполнение муниципальных  правовых актов граждане, руководители  организаций, должностные лица органов  государственной власти и должностные  лица органов местного самоуправления  несут ответственность в соответствии  с федеральными и региональными  законами.

 Муниципальные правовые акты  не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации.

 Если орган местного самоуправления  полагает, что закон или иной нормативный правовой акт РФ либо ее субъекта по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, то вопрос о таком соответствии разрешается судом. До вступления в силу решения суда о признании закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо ее субъекта или отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям указанных нормативных правовых актов, не допускается.

 

 Система муниципальных правовых актов

 Согласно ст. 43 Федерального  закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на  местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые  акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального  образования, постановления и распоряжения  главы местной администрации, иных  органов и должностных лиц  местного самоуправления, предусмотренных  уставом муниципального образования.

 Устав муниципального образования  и оформленные в виде правовых  актов решения, принятые на местном  референдуме (сходе граждан), являются  актами высшей юридической силы  в системе муниципальных правовых  актов, имеют прямое действие  и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

 Представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

 Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа или постановления и распоряжения в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

 Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа.

 Глава местной администрации в пределах своих полномочий, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

 Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов установлен в ст. 47 ФЗ "Об общих принципах МСУ в РФ" ".

 МПА вступают в силу в порядке, установленном уставом МО, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

 Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

 Акты законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

 Акты законодательства о  налогах и сборах, отменяющие  налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

 МПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

 Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов  устанавливается уставом МО и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.. МПА, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

 МПА могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий МПА, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, - уполномоченным федеральным или региональным органом государственной власти.

 

85. Правотворческий  процесс представительного органа

 Основными стадиями правотворческого  процесса являются: подготовка и  внесение проекта правового акта  в представительный орган; рассмотрение  проекта правового акта в комитетах  или комиссиях; принятие, утверждение  и опубликование правового акта.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой МО, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, общественными объединениями и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"