Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 22:22, шпаргалка
1.. Муниципальное право - отрасль права
Концепция муниципального права как комплексной отрасли права начала развиваться менее десяти лет назад. Правовой основой этого про¬цесса служит становление и развитие местного самоуправления в Рос¬сийской Федерации. Сам факт базирования муниципального права на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к самостоятельной отрасли права.
органы и должностные лица МСУ в соответствии с ФЗ несут ответственность перед:
а) населением муниципального образования;
б) государством;
в) физическими и юридическими лицами.
Население является основным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому прежде всего необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением.
Виды ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, определяются уставами МО.
Население муниципального
1. Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных и региональных законов, уставов МО, муниципальных правовых актов.
Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, а также вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами местного самоуправления.
Прокурор или его заместитель
приносит протест на
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
2. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами и должностными лицами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. и вправе давать письменные предписания по устранению нарушений, обязательные для исполнения органами МСУ и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
3. контроль со стороны специально уполномоченных органов и должностных лиц МСУ., наделенных в соответствии с уставом МО контрольными функциями.
В исключительном ведении представительного органа МО находится контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению местных вопросов.
Помимо представительного органа муниципального образования контрольные полномочия осуществляются и специализированным контрольным органом муниципального образования (контрольно-счетной палатой, ревизионной комиссией и др.).
91.Ответственность главы муниципального образования или главы местной администрации перед государством наступает в случаях:
1) издания им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу МО, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы МО или главы местной администрации. в срок, который не может быть менее одного месяца со дня принятия последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, а также он не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.
Глава муниципального образования или глава местной администрации вправе обжаловать указанный акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Федеральным законом определен также срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения. Этот срок не должен быть более 10 дней со дня подачи такой жалобы.
Гражданин РФ, замещавший должность главы МО и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством.
Основаниями для удаления главы МО в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий (просроченная задолженность МО по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств,; было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, ФЗ),;
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, , и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
3) неудовлетворительная оценка
деятельности главы
Рассмотрение инициативы депутатов ПО МО об удалении главы МО в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
92. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:
определение общих принципов организации МСУ в РФ;
правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области МСУ;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности МСУ и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Осуществление исполнительно-
В случае противоречия
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области МСУ относятся:
правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены законами субъектов РФ.
Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия
93. Временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ возможно в случаях:
а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы МСУ отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;
б) если вследствие решений, действий (бездействия) органов МСУ возникает просроченная задолженность МО по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств;
в) если при реализации
Не могут быть временно возложены на региональные органы государственной власти следующие полномочия органов МСУ:
принятие устава МО, внесение в него изменений и дополнений;
установление структуры органов МСУ;
изменение границ территории М
Решение о временном
Данное постановление должно содержать:
перечень возлагаемых на
органы государственной власти
субъектов Российской
перечень органов
срок, на который на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия органов местного самоуправления;
источники и порядок
В случае, если вследствие
решений, действий (бездействия) органов
местного самоуправления
временная финансовая