Собрав и изучив необходимые
материалы (в том числе, ранее
изданные по какому-либо вопросу
решения), определив цель принятия
управленческого решения, исполнитель
приступает к подготовке его проекта.
Для процедуры разработки управленческого
решения руководителю и аппарату
управления необходимо осуществить
следующие действия:
1. Оформить документацию о начале выполнения
работ с указанием конкретного задания,
состава персонала и системы его подчинения,
времени исполнения решений, промежуточных
этапов контроля и размера выделяемых
ресурсов.
2. Разработчикам решения разъяснить
права, ответственность и полномочия;
содержание организационных документов
о начале выполнения работ по разработке
решения.
3. Обсудить с разработчиками неучтенные
детали для успешного выполнения
работ. Акцентировать внимание
на важности задания и значении
его качественного исполнения.
4. Установить соответствие решения
действующему законодательству
и уставным документам организации.
После вышеперечисленных этапов
управленческое решение принимается.
Следующим этапом является его
реализация, которая представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на достижение
установленных целей и сроков.
Процедуры организации выполнения
управленческого решения включают
в себя оформление необходимой
документации, разъяснение исполнителям
их полномочий и сущности задачи, организацию
контроля за реализацией, мотивационной
и при необходимости – поощрительной
деятельности.
Основные
формы реализации управленческих решений:
1. Предписание - официальное извещение
какому-либо должностному лицу
об обязательном выполнении приведенного
решения в установленный срок.
2. Деловая беседа - специально организованная
встреча с подчиненным, группой
подчиненных для обмена мнениями
по заранее оговоренной теме,
актуальной для организации.
3. Убеждение - деловая беседа, проводимая
руководителем с целью добиться у подчиненных
требуемых прочных взглядов по содержанию
управленческого решения для его выполнения.
4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая
руководителем с целью объяснить,
сделать более понятным суть и содержание
управленческого решения.
5. Принуждение - деловая беседа, проводимая
руководителем с целью осознанно
заставить работника выполнить
решение путем угроз или повышенного
вознаграждения.
6. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем
с целью научить, передать опыт для успешного
выполнения решения.
7. Сообщение - деловая беседа, проводимая
руководителем с целью передачи
дополнительной информации, необходимой
для выполнения решения.
8. Обучение - деловая беседа, проводимая
руководителем с целью дать новые знания
или информацию для выполнения решений.
9. Совет - деловая беседа, проводимая
руководителем с целью поделиться
собственными взглядами на выполнение
решений.
10. Тренинг - специально организованная деятельность
по разработке и реализации решений, в
ходе которой закрепляются навыки разработки
решений.
11. Совещание - коллективная деловая
беседа, проводимая руководителем
с целью оперативного доведения
до подчиненных конкретных задач; это форма использования
коллективного разума, обмена информацией
и опытом.
12. Заседание - узкопрофессиональное
совещание для решения организационных
задач.
13. Отчет - сообщение специалиста
о результатах проделанной работы
по выполнению решения.
14. Деловое слово - твердое решение
руководителя, данное подчиненным
в устной форме.
7. Основные
системы государственной службы
зарубежных стран.
Административно-государственное
управление – молодая, быстроразвивающаяся
область научного знания. В последние
годы в нашей стране стремительно растет
интерес к достижениям в этой науке, поскольку
подготовка квалифицированных профессиональных
государственных служащих становится
настоятельным требованием времени. Страны
Запада первыми встали на путь научной
организации труда государственных служащих,
что обуславливает интерес специалистов
к опыту этих стран.
Понятие «государственная служба»
используется почти во всех
Конституциях стран – членов
Европейского Союза. Исключение составляет Великобритания
и Ирландия. В Великобритании отсутствует
«писаная» Конституция, вместе с тем, и
в этой стране разработано множество нормативных
актов, установлены принципы государственной
гражданской службы, т.е. и здесь имеются
конституционные основы гражданской службы.
Правительственная комиссия Великобритании
при организации института государственной
службы опиралась на опыт США и Франции,
поэтому, несмотря на особенности развития
английской гражданской службы, многие
процессы становления службы во многом
схожи с этими странами.
В Конституции Франции и Германии
определены четко важнейшие вопросы
организации и функционирования
государственной (публичной) службы
(профессионального чиновничества).
В этих Конституциях сформулированы формальные и материальные
принципы публичной власти, разделение
компетенции парламента и правительства
по разработке норм, применяемых чиновникам.
Следует подчеркнуть, что в отличие от
США и Германии, где господствует концепция
специализации служащего в госаппарате,
во Франции и Великобритании превалируют
положения о необходимости широкой подготовки
для выполнения как административных,
так и технических функций.
Французская государственная служба
стремится подбирать чиновников
с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных
выполнять самые различные функции. Основным
элементом бюрократической карьеры во
Франции, как и в Германии, является гарантия
медленного, но верного продвижения по
выслуге
лет или по старшинству
пребывания в данном учреждении. Этот принцип почти полностью
исключен в США, где нет автоматического
продвижения по служебной лестнице. В
политической области французская правовая
доктрина представляет наиболее выраженный
характер. Благодаря Общему статусу французские
чиновники пользуются большими политическими
правами и свободами, чем государственные
служащие Великобритании, Германии и США.
Например, западногерманское, американское
и английское право предполагает обязанность
верности чиновников государственной
власти. Иначе говоря, административное
право этих стран регулирует не только
профессиональную деятельность чиновников,
но и их политическую лояльность. Во Франции,
напротив, в личном деле чиновников не
может быть упоминания о его политических,
религиозных или философских взглядах.
В Германии Табель о рангах
предусматривает 16 групп чиновников.
Чиновник рассматривается как
слуга, орган и представитель
государства, его идеи. Закон о
чиновнике называет особые качества,
позволяющие претендовать на
это звание. Прежде всего, требуется быть немцем в смысле
ст. 116 Основного закона. В особом порядке
закон допускает назначение чиновником
иностранца. А во Франции иностранный
гражданин не может стать государственным
служащим. В Германии чиновник должен
обладать необходимой профессиональной
подготовки устанавливаются соответственно
уровню служебной иерархии. Дополнительно
к этим требованиям устанавливаются еще
возрастные барьеры при допуске на должности
различных уровней. Система продвижения
по службе строго регламентируется законами.
Она основана на 2 принципах: повышения
квалификации и принципе постепенного
продвижения.
В США профессиональные гражданские
служащие занимают должности,
распределенные в иерархическом
порядке по 18 категориям Генеральной
схемы должностей соответственно сложности и ответственности
работы. Характеристика и описание каждой
из 18 должностных категорий утверждены
в законодательном порядке и содержатся
в разделе 5 Свода законов США.
Гражданская служба в США подразделяется
на конкурсную и исключительную. Более 90% всех государственных
служащих проходят через конкурсную систему
путем отбора на конкурсных экзаменах.
В США существует также патронажная система
и система добычи, т.е. назначение на высшие
административные должности за политические
заслуги. В каждом учреждении государственной
службы имеется свой план продвижения
по службе. Во Франции существует 4 класса
чиновников в понижающем иерархическом
порядке они обозначены буквами A, B, C и
D. Существует
Инструкция 1946
г, устанавливающая круг обязанностей и утверждающая необходимый
образовательный уровень для каждого
класса. Также как и в США, поступление
на службу производится путем конкурса.
Конкурсная комиссия подбирается из компетентных
специалистов, известных своей беспристрастностью.
Она полностью независима от администрации.
Карьера заканчивается в связи с достижением
определенного возраста, что является
важным фактором обновления корпуса служащих.
В Великобритании в отличие от других
стран институт современной гражданской
службы сложился сравнительно недавно
– в 70-е года нашего столетия после проведения
реформы. Первым ее этапом стала отмена
системы классов и образование трех основных
групп чиновников: группы старших политических
и административных руководителей, административной
группы и группы объединяющей научно-профессиональных
работников и технических специалистов.
Основное требование, предъявляемое к
гражданским служащим, - это лояльность.
Набор на кадровую службу входит в компетенцию
Комиссии по делам гражданской службы.
Введен письменный экзамен общего типа
в качестве главного условия поступления
на гражданскую службу. Продвижение по
службе осуществляется в трех основных
группах по-разному. Английская система
продвижения по службе отличается жесткостью
на всех уровнях. Возможности перехода
из одного министерства в другое и из одной
группы в другую очень ограничены. Из рассмотренных
стран более жесткие требования в смысле
политической беспристрастности, продвижения
по службе и уровню образования предъявляются
в Великобритании. В целом институт государственной
гражданской службы в каждой из рассмотренных
стран индивидуален, но общей чертой имеет
цель: служение государству, народу, отсюда
и название более всех употребляемой в
каждой из стран – публичная служба.
8. Принципы формирования
и функционирования исполнительной власти
в субъектах Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает
единство исполнительной власти
как на федеральном уровне, так
и на уровне субъектов Федерации.
Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября
1999 года закрепляет принцип единства системы
органов исполнительной власти субъектов
Федерации. Во главе нее — высший исполнительный
орган государственной власти субъекта
РФ. Помимо высшего в систему могут входить
иные органы исполнительной власти субъекта
Федерации: министерства, управления,
комитеты, департаменты и др. включая территориальные
(местные) органы государственной исполнительной
власти, действующие в границах административно-территориальных
образований (городов, районов, административных
округов).
В единой системе исполнительной
власти предусмотрена возможность
взаимного перераспределения полномочий
между федеральными органами
исполнительной власти и соответствующими
органами субъектов Федерации.
Оно осуществляется на основе добровольного
соглашения обеих сторон, соблюдения Конституции
РФ и федеральных законов. При этом перераспределение
полномочий не должно приводить к изменению
конституционно-правового статуса субъектов
Федерации.
Конституция РФ и Закон о Правительстве
РФ 1997 года предусматривают возможность
создания федеральными органами исполнительной
власти собственных территориальных органов
в субъектах РФ. Статус территориальных
органов, как правило, определяется в Положении
о федеральном органе исполнительной
власти.
Система органов исполнительной
власти субъектов Федерации образуется
с учетом местных социально-экономических
условий и бюджетно-финансовых
возможностей. Она формируется каждым
субъектом в соответствии с
общими принципами. Такими принципами являются:
государственная и территориальная целостность
РФ; распространение суверенитета РФ на
всю ее территорию; верховенство Конституции
РФ и федеральных законов на всей территории
РФ; единство системы государственной
власти; разделение государственной власти
на законодательную, исполнительную и
судебную; разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ; самостоятельное
осуществление органами государственной
власти субъектов РФ принадлежащих им
полномочий; самостоятельное осуществление
своих полномочий органами местного самоуправления.