Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:25, дипломная работа
Актуальность рассмотрения указанных проблем обусловлена:
ростом числа таких детей (причем лишь небольшая часть этих детей, не более 10% , остались без попечения родителей в результате их смерти);
развитием сети специализированных учреждений социального профиля;
низким профессиональным уровнем специалистов, непосредственно осуществляющих восстановление и защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних;
отсутствием единого подхода, единой методики в реализации мер по социально-правовой реабилитации несовершеннолетних.
Введение
3
1 Административно-правовое регулирование социально-правовой защиты
несовершеннолетних 6
1.1 Государственно-правовые основы защиты детства 6
1.2 Личные права несовершеннолетних 9
1.3 Имущественные права несовершеннолетних 20
2 Организация социально - правовой защиты несовершеннолетних
в условиях стационарного отделения Центра 28
2.1 Организационно - правовые основы деятельности Центра 28
2.2 Теоретические и практические предпосылки создания
модели социально - правовой реабилитации несовершеннолетних 31
2.3 Описание и механизм реализации модели 33
2.3.1 Извещение органов государственной власти 35
2.3.2 Восстановление правового статуса несовершеннолетнего 36
2.3.3 Восстановление и защита имущественных прав 38
2.3.4 Защита личных прав
41
3 Работа Территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав 42
4 Ответственность должностных лиц за нарушение прав несовершеннолетних 57
Заключение 62
Приложения 66
Библиографический список 68
В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4 на 1000 родившихся живыми в 2003 году до 11 на 1000 родившихся живыми в 2005 году), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 году до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 году), снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. По сравнению с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации - на 274тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 года.
Реализация программы на федеральном уровне позволила ежегодно улучшать показатели здоровья и социального положения около 4 млн. детей, в том числе каждого четвертого ребенка-инвалида, каждого десятого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и каждого двенадцатого ребенка из числа детей-сирот.
Но, несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.
Законодательство Российской
Федерации корреспондируется с
положениями международной
1.2 Личные права несовершеннолетних
В Семейном Кодексе права несовершеннолетних детей разделяются на
личные и имущественные.
К личным правам несовершеннолетних относятся:
______________________________
*САПП. 1993. № 35 Ст.3318;
**СЗ РФ. 1998. № 41 Ст. 5034
В преамбуле Конвенции указано: “Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания”.
Право жить и воспитываться в семье является одним из основополагающих, и органично согласуется с п. 2 ст. 20 Гражданского Кодекса РФ, который устанавливает местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения, спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК ).
Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности при лишении родителей родительских прав. С учетом исключительной важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных судом необходимых процедур и условий. Такое решение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка (ст. 9 Конвенции о правах ребенка).
Ребенок имеет неотъемлемое право знать своих родителей. Оно неразрывно связано с правом ребенка на совместное проживание с родителями, создающими наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития.
В преамбуле Конвенции о правах ребенка записано: “Семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества”.
Конституция Российской Федерации статьей 38 главы 2 “Права и свободы человека и гражданина” гарантирует: “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”.
Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях являются невозможным.
Обеспечение интересов ребенка и его всестороннее развитие, несомненно, являются важным дополнением к вышеперечисленным правам, позволяющим ему нормально жить и воспитываться в семье. Естественно, что здоровый климат в семье невозможен без взаимного уважения членов семьи. Особенно важно уважение человеческого достоинства ребенка со стороны родителей.
В случае утраты родительского попечения, право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом порядке. При этом согласно ст. 123 СК предпочтение должно отдаваться семейным формам воспитания, что в существующих реальных условиях жизни становиться все более проблематичным.
У основной части детей, оставшихся без попечения родителей, так называемых “социальных сирот”, плохая генетическая наследственность и это, в частности, затрудняет их усыновление.
Опекунов, которые должным образом могут заменить родителей подобрать очень сложно. Обычно это бабушки и дедушки, реже дальние родственники детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу своего возраста и отсутствия должного уровня материальной обеспеченности просто не в состоянии обеспечить ребенку полный объем прав.
Одним из неотъемлемых прав ребенка, закрепленных в ст. 55 СК РФ, является его право общаться со своими родителями, дедушкой, бабушкой, сестрами и другими родственниками. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком в СК отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию не только близких родственников обоих родителей, но и родственников более отдаленной степени родства.
В Семейном Кодексе особенно подчеркивается, что право ребенка на общение с родителями сохраняется также в случаях:
Лишение родительского права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с родителями, СК РФ предусматривает в строго установленных случаях:
а) в судебном порядке - при лишении или ограничении родительских прав (ст. 71 и 74 СК РФ);
б) в административном порядке - при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК).
Право ребенка на общение
со своими родителями и другими родственниками
в случае его задержания, ареста,
заключения под стражу, особенно важно.
Оно прямо согласуется с
Ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.) является экстремальной. Понятно, что при подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. Отдельного специального нормативного акта по этому вопросу не имеется, но в различных законах он нашел свое отражение. Так, согласно ст.191 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР, к несовершеннолетнему могут быть применены такие меры пресечения, как задержание и заключение под стражу. Однако в этом случае лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из общих родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей (ст. 7 Закона РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ “ О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”). Родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных правонарушениях (ст. 249 Кодекса об Административных Правонарушениях), а по определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам (ст.49 УПК). Участие родителей предусмотрено и на других стадиях предварительного и судебного следствия, включая ознакомление с материалами уголовного дела и оказания помощи ребенку в судебном заседании. Кроме того, в целях соблюдения законных прав и интересов несовершеннолетнего установлено, что он может быть вызван к следователю или в суд только через родителей (ст.395, 398-399 УПК).
Осужденные несовершеннолетние, содержащиеся в воспитательных колониях общего или усиленного режима, могут получать краткосрочные (продолжительностью 4 часа) и длительные (продолжительностью до трех суток на территории воспитательной колонии и до пяти суток с проживанием вне воспитательной колонии) свидания с родителями (с правом совместного проживания с родителями). Несовершеннолетние осужденные имеют право на телефонные переговоры с родителями в установленном порядке, могут быть поощрены путем предоставления права выхода за пределы воспитательной зоны в сопровождении с родителями продолжительностью до восьми часов (ст.89, 92, 133, 134, 135 Уголовно-исполнительного Кодекса). Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свое право на защиту.
Объявление
Семейным кодексом устанавливаются обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка или о нарушениях его прав, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, что значительно увеличивает гарантию надлежащей защиты прав несовершеннолетних.
Под должностными лицами признаются люди, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК). К сожалению за ненадлежащее исполнение этой обязанности закон не предусматривает применение каких-либо санкций. При получении сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка. Органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью с последующим принятием решений в соответствии с законом.
Непосредственная защита
прав и законных интересов ребенка
должна осуществляться родителями или
лицами, их заменяющими, а в прямо
предусмотренных законом