Административно - правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения указанных проблем обусловлена:
ростом числа таких детей (причем лишь небольшая часть этих детей, не более 10% , остались без попечения родителей в результате их смерти);
развитием сети специализированных учреждений социального профиля;
низким профессиональным уровнем специалистов, непосредственно осуществляющих восстановление и защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних;
отсутствием единого подхода, единой методики в реализации мер по социально-правовой реабилитации несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение
3
1 Административно-правовое регулирование социально-правовой защиты
несовершеннолетних 6
1.1 Государственно-правовые основы защиты детства 6
1.2 Личные права несовершеннолетних 9
1.3 Имущественные права несовершеннолетних 20

2 Организация социально - правовой защиты несовершеннолетних
в условиях стационарного отделения Центра 28
2.1 Организационно - правовые основы деятельности Центра 28
2.2 Теоретические и практические предпосылки создания
модели социально - правовой реабилитации несовершеннолетних 31
2.3 Описание и механизм реализации модели 33
2.3.1 Извещение органов государственной власти 35
2.3.2 Восстановление правового статуса несовершеннолетнего 36
2.3.3 Восстановление и защита имущественных прав 38
2.3.4 Защита личных прав
41
3 Работа Территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав 42

4 Ответственность должностных лиц за нарушение прав несовершеннолетних 57

Заключение 62

Приложения 66

Библиографический список 68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ СВЕТА.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

Наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка не является для суда достаточным подтверждением законности сделки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем определении от 29 августа 1997 года указала, что критерием оценки действительности сделки является только реальное соблюдение имущественных прав ребенка.

Порядок рассмотрения органом  опеки и попечительства вопроса  о даче согласия на совершение сделок с жилыми помещениями, в которых  проживают несовершеннолетние, предусматривает, в частности, изучение следующих документов:

  • заявление родителей;
  • запрос нотариуса;
  • копии финансовых лицевых счетов жилой площади и копии свидетельств о собственности на жилье (отдельно по месту продажи и по месту покупки жилых помещений);
  • копии справок из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налога на недвижимость, а также выяснение согласия несовершеннолетнего старше 16-ти лет проживать на приобретенной для него площади (Письмо Министерства образования РФ от 20 февраля 1995 г. № 09-М “О защите жилищных прав несовершеннолетних”.

Законодательно закреплен  принцип раздельности имущества  родителей и детей, т.е. ребенок  не имеет права собственности  на имущество родителей, а родители не имеют права собственности  на имущество ребенка. Тем не менее  дети и родители, проживающие совместно, могут владеть  и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Одновременно Семейным Кодексом (п.5 ст. 60) предусмотрено, что в случае возникновения права общей собственности родителей и детей (в результате приватизации, наследования) их права по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом определяются гражданским законодательством. Каждый из видов общей собственности имеет соответствующий правовой режим. Правовой режим долевой собственности определен в ст. 244-254 ГК, а совместной собственности в ст. 253-259 ГК. В совместную или долевую собственность родителей и детей могут передаваться занимаемые ими жилые помещения путем приватизации.

В случае приватизации занимаемого  помещения несовершеннолетние, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи, наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение (ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда).

Статьей 112 Семейного  Кодекса РФ  возможность обращения взыскания по алиментам (задолженности по ним) предусмотрена не только на заработок (доход) плательщика алиментов, но и на иное его имущество.

Взыскание алиментов  и задолженности по ним производится прежде всего из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты. Виды заработка или доходов, из которых должны взыскиваться алименты на несовершеннолетних детей перечислены в постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 “О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей с последующими изменениями и дополнениями.

Во вторую очередь, в  соответствии с последовательностью  указанной в п.1 ст. 112 СК РФ удержание  алиментов и задолженности по ним производится из денежных средств плательщика, находящихся на счетах в банках (иных кредитных учреждениях) или переданных им по договорам коммерческим или некоммерческим организациям.

В третью очередь - на любое  другое имущество должника, на которое  по закону может быть обращено взыскание (ст. 368-369 ГПК).

К нему в частности  относятся:

  • вклады должника в складочный капитал полного товарищества или  на его счет в производственном кооперативе (ст. 80 и п. 5 ст. 3 ГК);
  • долю лица, обязанного уплачивать алименты, в общем имуществе (ст. 255 ГК);
  • акции и другие ценные бумаги, принадлежащие должнику (государственные облигации, векселя, чеки и др. - ст. 143 ГК).

Для предотвращения возможных  фактов злоупотребления со стороны  недобросовестных родителей п.2 ст. 60 СК предусматривает перечисление 50% причитающихся алиментов на счет, открытый на имя несовершеннолетнего в банке по решению суда исходя из интересов детей. При рассмотрении заявления родителя, с которого уже взыскиваются алименты, суд разрешает иск по правилам изменения способа и порядка исполнения решения суда (ст.  207 ГПК; п. 15 постановления Пленума ВС РФ от  25 октября 1996 г. № 9).

Исчисление размера  задолженности по алиментным платежам возложено на судебного пристава (п.3 ст. 113 СК).

Общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196 ГК).

Если удержание алиментов  не производилось по вине должника, то алименты взыскиваются за весь период, в течение которого они не уплачивались, даже если его продолжительность  превышает трехлетний срок.

Семейный Кодекс дает право взыскать задолженность по алиментам, образовавшуюся по вине лица, обязанного уплачивать алименты, независимо от того, объявлялся или нет его розыск органами внутренних дел. Под виновным поведением плательщика алиментов, в результате которого образовалась задолженность, следует понимать не только его отказ от уплаты алиментов, но и совершение любых действий,  препятствующих правильному и своевременному взысканию алиментов: сокрытие своих заработков, дохода, имущества, несообщение получателю алиментов или судебному приставу о перемене места жительства или работы и т.п.

В целях защиты прав несовершеннолетних детей п. 4 ст. 113 СК предусматривает, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на их содержание в соответствии со ст. 31 СК (т.е. в долях к заработку или доходу плательщика алиментов), определяется исходя из фактического заработка и иного дохода должника за время, в течение которого алименты не выплачивались.

Если же плательщик алиментов  в этот период не работал или не представляет документы, подтверждающие его заработок или иной доход, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В случае, когда обязанное  лицо уплачивает алименты по решению  суда и по его вине образовалась задолженность по алиментным платежам, с него в пользу получателя алиментов взыскивается  неустойка в размере 0,1 % от суммы  невыплаченных алиментов за каждый день просрочки (п.2 ст. 115 СК РФ). Неустойка является зачетной.

При злостном уклонении родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей  наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до 3-х месяцев (ст. 157 УК РФ).

Государством предусмотрен ряд мер по обеспечению содержания детей в случаях, когда родители не уплачивают алименты.

Согласно п. 2 ст.17 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, и подп.”б” п. 40 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, размер ежемесячного пособия на детей (70% минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом), родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание невозможно, увеличивается на 50%. Это происходит в том случае, если решение суда (постановление судьи) о взыскании алиментов на детей с лиц, обязанных уплачивать, не исполняется по причине розыска их органами внутренних дел на основании определений судов и постановлений следственных органов в связи с уклонением от уплаты алиментов, привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, из-за отсутствия у плательщиков алиментов заработка, с которого могут быть взысканы алименты в период отбывания наказания в исправительно-трудовых учреждениях, нахождение их под арестом и по другим причинам (подп. “а”, “б”, “г” и “д” п. 44 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).

Порядок аккумуляции  и выплаты государственного ежемесячного пособия на детей, родители которых  уклоняются от уплаты алиментов, совместно  утвержден Министерством финансов РФ  № 72 от 5 августа 1996г.),  Министерством  социальной защиты населения РФ (№ 3516/1-32 6 августа 1996 г.) и Центральным банком РФ ( № 311 от 6 августа 1996 г)*

Выплата ежемесячного пособия  на ребенка в повышенном размере  прекращается только при установлении места жительства (нахождения) родителя (родителей), уклоняющихся от уплаты алиментов, и прекращении его розыска.

В соответствии с Законом  “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении имеют право на пенсию по утере кормильца.

Причитающаяся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца или пенсия, установленная для детей, потерявших родителей (в случае отсутствия документов, подтверждающих трудовой стаж родителей), перечисляется на личный счет ребенка (в размере 50% пенсии - детям, потерявшим обоих родителей и детям умершей одинокой матери, в размере 25% пенсии - другим детям (указание Министерства социальной защиты населения РФ от 23 июня 1999 г. № 1-6-У “ О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном обеспечении.”*)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________

* БНА РФ 1995 г. № 10. 
2 Организация социально-правовой защиты несовершеннолетних в условиях стационарного отделения центра

 

 

 

2.1 Организационно-правовая основа деятельности Центра

 

 

 

Областной Центр социальной помощи семье и детям г.Нижняя Тура (далее Центр) является государственным учреждением социального обслуживания населения, создан Указом Губернатора Свердловской области от 21.08.1998г. № 357 и предназначен для комплексного обслуживания на территории муниципального образования “Нижнетуринский район” Свердловской области семей, женщин и детей, нуждающихся в социальной поддержке, и оказания отдельных видов социальных услуг этой категории граждан, проживающих на других территориях, входящих в Северный округ.

Учредителем Центра выступает Правительство Свердловской области.

Центр осуществляет свою деятельность под руководством Министерства социальной защиты населения Свердловской области.

Центр является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банках, гербовую печать и другие реквизиты.

Центр, осуществляя свою деятельность, может предоставлять  в порядке, установленным Правительством Российской Федерации, следующие виды платных услуг:

  • юридические услуги;
  • информационно-консультативные услуги;
  • услуги социальной гостиницы;
  • услуги общепита.

Цель деятельности Центра - реализация права детей, женщин и  семьи на защиту и помощь со стороны  государства, содействие развитию и  укреплению семьи как социального  института, улучшению социально - психологических  условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установление  гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

  • профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье;
  • предоставление несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временного проживания до определения органом опеки и попечительства оптимальных форм их жизнеустройства;
  • обеспечение семьи и детей квалифицированной медико-социальной,  социально-правовой, психолого-педагогической и другой помощью;
  • оказание помощи в решении вопросов планирования семьи;
  • улучшение положения женщин;
  • оказания организационно-методической помощи муниципальным учреждениям социального обслуживания семьи и детей, находящихся на территории Управленческого округа;
  • социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. (Устав Областного Центра социальной помощи семье и детям в г.Нижняя Тура, утвержденный постановлением  Правительства Свердловской области от 31.12.98 № 1359-п, зарегистрированный постановлением Главы Администрации МО “Нижнетуринский район” 27.01.99г. № 36).

Одной из функциональных особенностей деятельности Центра является создание и апробация научно-методической базы деятельности специализированных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

В структуре Центра предусмотрена  социально-правовая служба (отделение), предназначенная для оказания правовой помощи и юридической защиты семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Помимо этого есть следующие отделения:

  • стационарное отделение (в котором содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении)
  • отделение социальной помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья (работы специалистов этого отделения в основном направлена семьи, имеющие детей-инвалидов)
  • отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних (в этом отделении ведется работа с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, социально опасное положение, направлена она на профилактику семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних)
  • кризисное отделение для женщин (клиенты этого отделение – различные категории женщин, испытывающие определенные трудности: женщины, подвергшиеся насилию (физическому и психическому), одинокие женщины пенсионного возраста, выпускницы детских домов и т.п.)
  • отделение психолого-педагогической помощи (оказание различного рода психологических услуг населению);
  • отделение планирование семьи (работа с молодежью по охране репродуктивного здоровья, созданию крепких семейных отношений, работа психологов с беременными женщинами и т.п.).

Информация о работе Административно - правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания