Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:25, дипломная работа
Актуальность рассмотрения указанных проблем обусловлена:
ростом числа таких детей (причем лишь небольшая часть этих детей, не более 10% , остались без попечения родителей в результате их смерти);
развитием сети специализированных учреждений социального профиля;
низким профессиональным уровнем специалистов, непосредственно осуществляющих восстановление и защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних;
отсутствием единого подхода, единой методики в реализации мер по социально-правовой реабилитации несовершеннолетних.
Введение
3
1 Административно-правовое регулирование социально-правовой защиты
несовершеннолетних 6
1.1 Государственно-правовые основы защиты детства 6
1.2 Личные права несовершеннолетних 9
1.3 Имущественные права несовершеннолетних 20
2 Организация социально - правовой защиты несовершеннолетних
в условиях стационарного отделения Центра 28
2.1 Организационно - правовые основы деятельности Центра 28
2.2 Теоретические и практические предпосылки создания
модели социально - правовой реабилитации несовершеннолетних 31
2.3 Описание и механизм реализации модели 33
2.3.1 Извещение органов государственной власти 35
2.3.2 Восстановление правового статуса несовершеннолетнего 36
2.3.3 Восстановление и защита имущественных прав 38
2.3.4 Защита личных прав
41
3 Работа Территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав 42
4 Ответственность должностных лиц за нарушение прав несовершеннолетних 57
Заключение 62
Приложения 66
Библиографический список 68
Если родители, или один из них осуждены, запрос посылается в канцелярию городского суда. В личное дело несовершеннолетних вкладываются соответствующие постановления или решения суда.
В результате проведенных мероприятий составляется справка о близких родственниках, в которой указываются:
2.3.3 Восстановление и защита имущественных прав.
Реализация данного
раздела плана социально-
Первоочередные задачи специалиста по социальной работе в этом направлении:
- сбор сведений о
имуществе, принадлежащем
- определение состояния реализации его прав на имущественное обеспечение.
Для реализации задач, после помещения несовершеннолетнего в стационарное отделение, опрашиваются его близкие родственники.
Цель опросов - выяснить, какие виды денежного обеспечения, в том числе гарантированные государством, реализованы родителями или законными представителями несовершеннолетнего до момента помещения его в стационарное отделение (алименты, пенсии, пособия и пр.).
Данные, полученные в
ходе опросов могут свидетельствоват
- наличии или отсутствии
исковых требований о
- наличии или отсутствии
пенсионного обеспечения
- наличии или отсутствии жилой площади;
- наличии или отсутствии
прав требований в
- наличии или отсутствии
у должника имущества,
Право на причитающиеся несовершеннолетнему алименты.
В случае если исковое требование о взыскании алиментов не предъявлялось, в суд подается исковое заявление о взыскании алиментов или заявление о выдаче судебного приказа.
После вынесения судом постановления или судебного приказа необходимо представить в службу судебных приставов данные о расчетном счете учреждения и лицевом счете несовершеннолетнего.
Далее специалист по социальной работе осуществляет контроль за поступлением денежных средств на соответствующие счета, делая отметку в ведомости учета денежных средств.
Право собственности на доходы и имущество
Для установления факта
наличия или отсутствия у несовершеннолетнего
жилья из жилищной конторы коммунального
хозяйства необходимо затребовать
справку о жилой площади, на которой
зарегистрирован
В этой справке указывается:
- состав семьи;
- кому и в какой
форме собственности
- краткая характеристика занимаемого помещения.
В случае если родители или один из них не проживают с несовершеннолетним совместно, то наводятся справки о месте их пребывания или жительства.
Если у отдельно проживающих
родителей имеется в
Право на получение пенсии.
В соответствии с Законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении, имеют право на пенсию по утере кормильца.
С целью выяснения вопроса назначения пенсии по утере кормильца опрашиваются близкие родственники, при необходимости делается запрос в Управление пенсионного фонда.
Если право на пенсию, пособие у несовершеннолетнего подопечного возникло в период пребывания в специализированном учреждении (или до устройства ребенка в учреждение пособия не были еще назначены), то специалист по социальной работе оформляет необходимые документы для их назначения.
2.3.4 Защита личных прав
Вопрос о жизнеустройстве детей, попавших в центр на полное государственное обеспечение решается непосредственно органом опеки и попечительства. Но при этом специалисты Центра принимают в его решении активное участие. Обеспечить право несовершеннолетнего жить и воспитываться в биологической семье специалистам Центра очень сложно. Родители этих детей зачастую уже «опустились на дно» (злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни) и не пытаются изменить ситуацию. Хотя такая вынужденная мера – изъятие детей из семьи – в редких случаях дает свой результат, в конченом итоге которого дети возвращаются к родителям.
Не соответствующее правовым и нравственным требованиям поведение человека, имеющего несовершеннолетних детей, далеко не всегда носит необратимый характер. К тому же у некоторых чувство привязанности к ребенку побеждает, а желание быть с ним рядом, заботиться о нем заставляет лечиться, в частности, от алкоголизма, - первопричины противоправного поведения гражданина как родителя. С другой стороны, даже тогда, когда имеет место попрание прав ребенка, должна оставаться возможность для возрождения утраченного. Вместе с тем восстановление в родительских правах - это своего рода стимул для тех, кому ребенок действительно дорог. Что касается правовой стороны восстановления в родительских правах, то оно допустимо лишь в отношении несовершеннолетних, так как напрямую связано с воспитанием ребенка.
Восстановление в
родительских правах
- свое поведение;
- образ жизни;
- отношение к воспитанию ребенка.
В этом случае специалисты Центра помогают родителям в сборе документов, А также в суде помогают родителям (или одному из них) доказать, что имеются все основания для удовлетворения их просьбы.
С целью реализации права жить и воспитываться в семье специалисты Центра сотрудничают с органом опеки и попечительства и ведется работа по устройству детей в приемные, опекаемые семьи,
Реализуется и право на общение с родственниками: они навещают несовершеннолетних в самом учреждении, а также предусмотрена процедура, когда воспитанники имеют возможность провести дни в кругу своих родственников за пределами учреждения.
В целом, защита личных прав происходит в основном в процессе воспитательной работы.
3 Работа территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Реализация, восстановление и защита прав и законных интересов несовершеннолетних специалистами Центра не редко осуществляется при тесном взаимодействии со специалистами Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом работа ведется не только в отношении несовершеннолетних, находящихся в стационарном отделении Центра, но и в отношении несовершеннолетних, проживающих на территории всего Нижнетуринского городского округа. Это и координация вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, находящихся в стационарном отделении Центра на полном государственном обеспечении; решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних (учреждения социального обслуживания являются субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). Соответственно, специалисты совместно участвуют в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также совместно решают ряд других вопросов.
Функция административной юрисдикции, выполняемая комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, исторически менялась, но в таком объеме административным законодательством Российской Федерации возложена впервые. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), который вступил в действие с 1 июля 2002 года, почтив два раза увеличилось количество составов административных правонарушений по сравнению с Административным кодексом РСФСР.
Менялся и статус комиссий. В 2005 году внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с этим был издан Закон Свердловской области от 15 июля 2005 года № 87-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» согласно которому с 1 января 2006 года на территории Свердловской области образуются территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – территориальная комиссия) (районные, городские, районные в городах), являющиеся территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области. Городские комиссии Свердловской области в городах, имеющих районное деление, не образуются.
В целях реализации пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закона Свердловской области от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 15 июля 2005 года № 87-ОЗ Губернатор Свердловской области Э.Э.Россель подписал Указ №951-УГ от 30 ноября 2005 года «Об образовании территориальных комиссий Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав» (Приложение 1) с приложением Перечня территориальных комиссий (по Свердловской области – 66 комиссий) и обозначены муниципальные образования, на которые распространяются их полномочия.
Рассмотрим деятельность комиссий на примере Территориальной комиссии города Нижняя Тура по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Постановлением Правительства Свердловской области № 72-ПП от 24.01.2006г. «Об утверждение Положения о территориальной комиссии города Нижняя Тура по делам несовершеннолетних и защите их прав и ее состава» утверждено Положение комиссии и ее состав с указанием конкретных лиц и их должностей.
Комиссия образуются на основании решения Губернатора Свердловской области Правительством Свердловской области, является территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, обладающим правами юридического лица, имеющими расчетный счет, печать и бланки со своим наименованием и водящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Нижняя Тура.
Непосредственно комиссия подчиняется администрации Северного управленческого округа Свердловской области.
Председатель территориальной комиссии назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Свердловской области по представлению председателя Правительства Свердловской области. Ответственный секретарь территориальной комиссии, специалисты территориальной комиссии, чьи должности не отнесены к должностям государственной гражданской службы Свердловской области, назначаются на должность и освобождаются от должности председателем территориальной комиссии.
Состав комиссии формируется ее председателем по согласованию с органами местного самоуправления Нижнетуринского городского округа и органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих деятельность на этой территории.
Деятельность территориальной комиссии основывается на следующих основных принципах:
Основные задачи и функции территориальной комиссии.
Во взаимодействии с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выполняет следующие основные задачи:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и обеспечение устранения причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечение защиты
прав и законных интересов
несовершеннолетних во всех
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.