Административно - правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения указанных проблем обусловлена:
ростом числа таких детей (причем лишь небольшая часть этих детей, не более 10% , остались без попечения родителей в результате их смерти);
развитием сети специализированных учреждений социального профиля;
низким профессиональным уровнем специалистов, непосредственно осуществляющих восстановление и защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних;
отсутствием единого подхода, единой методики в реализации мер по социально-правовой реабилитации несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение
3
1 Административно-правовое регулирование социально-правовой защиты
несовершеннолетних 6
1.1 Государственно-правовые основы защиты детства 6
1.2 Личные права несовершеннолетних 9
1.3 Имущественные права несовершеннолетних 20

2 Организация социально - правовой защиты несовершеннолетних
в условиях стационарного отделения Центра 28
2.1 Организационно - правовые основы деятельности Центра 28
2.2 Теоретические и практические предпосылки создания
модели социально - правовой реабилитации несовершеннолетних 31
2.3 Описание и механизм реализации модели 33
2.3.1 Извещение органов государственной власти 35
2.3.2 Восстановление правового статуса несовершеннолетнего 36
2.3.3 Восстановление и защита имущественных прав 38
2.3.4 Защита личных прав
41
3 Работа Территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав 42

4 Ответственность должностных лиц за нарушение прав несовершеннолетних 57

Заключение 62

Приложения 66

Библиографический список 68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ СВЕТА.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

В своей деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних социально-правовая служба руководствуется действующим законодательством, Указом Президента Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации, инструктивно-методическими рекомендациями соответствующих Министерств (Федерального Министерства труда и социального развития и Министерства социальной защиты Свердловской области), органов управления, локальными нормативными актами.

В состав социально-правовой службы входят юристы, которые работают в тесном взаимодействии с такими специалистами Центра, как психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе.

Одним из направлений  деятельности службы является оказание социально-правовой помощи воспитанникам  стационарного отделения, защиты их прав и законных интересов.

Осуществляя свою деятельность в этом направлении, специалисты  отделения:

а) определяют направления  социально-правовой реабилитации несовершеннолетнего;

б) курируют работу специалиста  по социальной работе в плане правового  обеспечения его деятельности;

в) осуществляют периодический  контроль:

    • за соблюдением сроков осуществления правовой защиты;
    • за полнотой объема защищаемых и восстанавливаемых личных и имущественных прав несовершеннолетних;
    • за подготовкой документов для представления в случае необходимости в судебные и иные инстанции;
    • за наличием и соблюдением правовой основы помещения несовершеннолетних в стационарное отделение.

 

 

 

2.2 Теоретические и практические предпосылки создания модели социально-правовой реабилитации несовершеннолетних

 

 

 

Создание модели в качестве научно-методической разработки осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап. Сбор информации о состоянии социально-правовой реабилитации воспитанников специализированных учреждений социального обслуживания Северного округа, далее по тексту Учреждения.

Для получения объективных  данных, в соответствии с приказом министерства социальной защиты населения  Свердловской области была проведена  инспекция Учреждений, в ходе которой  сбор информации осуществлялся по трем направлениям:

  • определение круга теоретических и практических проблем в области социально-правовой защиты несовершеннолетних;
  • наличие профессионально подготовленных специалистов, деятельность которых должна быть максимально эффективной;
  • наличие и уровень структурного взаимодействия с должностными лицами государственных органов и учреждений, организация их действенной координации.

В результате проведенного анализа, сделан вывод о том, что  прежде, чем предъявлять требования к эффективности деятельности учреждения в плане социально-правовой реабилитации, необходимо создать для него научно-методическую, правовую базу, а так же должно быть дано определение структуры социально-правовой реабилитации несовершеннолетних. По этому определению социально-правовая реабилитация несовершеннолетних, оставшихся без попечения, должна представлять собой комплекс действий правомочных должностных лиц, осуществляющих свои функции в соответствии с должностной инструкцией в тесном взаимодействии с различными государственными органами и структурами.

Второй этап. Разработан инструментарий, обеспечивающий реализацию модели: образцы различных писем, запросов, заявлений, извещений. Проанализированы личные дела несовершеннолетних, находящиеся в архиве и производстве (всего было просмотрено более 100 личных дел), с целью выявления наиболее часто встречающихся проблем.

На основании полученных данных разработана стандартная  форма индивидуального плана  социально-правовой реабилитации несовершеннолетнего  с четырьмя разделами, определена последовательность и сроки их реализации.

Третий этап. Модель в течение полугода апробирована на базе стационарного отделения Центра. Специалисты по социальной работе обучены теоретическим и практическим навыкам работы в режиме функционирования модели.

Четвертый этап. Модель получила экспертную оценку специалистов министерства социальной защиты населения Свердловской области, представлена в докладе на семинаре-совещании руководителей Учреждений и начальников управлений служб социальной защиты населения муниципальных образований.

Пятый этап. Модель предложена к внедрению в деятельность Учреждений Северного округа на семинаре для руководителей и специалистов по социальной работе, проведенном на базе Центра. Разработано и распространено методическое пособие к модели.

Внедрение модели позволило:

- ускорить процесс  социально - правовой реабилитации, одновременно осуществляя его  в полном объеме;

- в короткий срок  повысить профессиональную подготовку  специалистов по социальной работе;

-  осуществлять действенный  контроль за деятельностью специалиста по социальной работе по защите и восстановлению законных прав и интересов несовершеннолетних.

 

 

 

2.3 Описание и механизм реализации модели

 

 

 

Предлагаемая модель представляет собой систему социально-правовой реабилитации несовершеннолетнего, помещенного в стационарное отделение, и включает определенный алгоритм действий специалиста по социальной работе.

Условно эту систему  можно разделить на два подразделения:

  • подразделение (социально-правовая служба), осуществляющее определение направлений социально-правовой работы, документального, методического и представительского обеспечения, контрольных функций;
  • подразделение (специалист по социальной работе), осуществляющее исполнительскую деятельность.

Алгоритм действий специалиста  по социальной работе был определен в результате анализа реабилитационных мероприятий, проводимых специалистами стационарного отделения Центра, в отношении несовершеннолетних.

Он содержит в себе следующие этапы (шаги):

а) определение социального  статуса несовершеннолетнего

б) обобщение и анализ полученной информации

в) определение  индивидуальных особенностей направлений реабилитации с учетом конкретного объема прав и интересов несовершеннолетнего, подлежащих защите или восстановлению

г) практическая реализация поставленных задач

д) анализ проведенной работы с составлением заключения (отчета).

е) представление заключения (отчета) на коллегиальное обсуждение и его утверждение.

Реализация модели осуществляется посредством мероприятий перечисленных в индивидуальном плане социально-правовой реабилитации несовершеннолетних, который состоит из четырех стандартных разделов.

Эти разделы получили следующие наименования:

  • извещение органов государственной власти;
  • восстановление правового статуса несовершеннолетних;
  • восстановление и защита имущественных прав;
  • защита личных прав.

Исполнение всех планируемых  мероприятий производится одновременно по всем разделам.

Процесс реализации отражается в функциональном разделе “Этапы реализации плана”.

 

 

 

2.3.1 Извещение органов государственной власти

 

 

 

Срок, установленный на реализацию этого раздела плана - три дня.

В процессе реализации мероприятий, запланированных  в данном разделе, может возникнуть необходимость извещения следующих  государственных органов и структур:

Территориальное управление социальной защиты населения.

а) отдел по выплате  пособий - о необходимости прекращения  выплаты.

В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты  государственных пособий гражданам, имеющим детей, на ребенка в возрасте до 18-ти лет государством через органы социального обеспечения должно выплачиваться ежемесячное государственное пособие. На детей, находящихся на полном государственном обеспечении, действие Положения не распространяется. Органы социального обеспечения должны быть уведомлены о том, что ребенок находится в специализированном учреждении на полном государственном обеспечении. Отдел извещается письмом-уведомлением.

Управление  пенсионного фонда.

При наличии данных о  назначении социальной пенсии направляется письмо-уведомление о необходимости перечисления пенсии на лицевой счет несовершеннолетнего.

Прокуратура.

В обязанности прокурора  входит осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью  отобрания детей у родителей), и принятия при наличии соответствующих  оснований предусмотренных законом мер, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделены правом на внесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно), или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 266 Закона о прокуратуре).

Прокуратура извещается письмом - уведомлением.

Прокуратура, дежурный ОВД, отделение по делам несовершеннолетних ОВД.

Извещаются при выявлении  во время личного осмотра ребенка  следов физического насилия, а при  опросе - сексуального.

- прокуратура, отделение  по делам несовершеннолетних ОВД извещаются письмом-уведомлением в 3-дневный срок;

- дежурный ОВД извещается по телефону непосредственно после выявления следов жестокого обращения. В соответствующем разделе акта личного осмотра несовершеннолетнего отмечается дата, время, должность, фамилия, имя, отчество работника, пославшего извещение дежурному УВД, а также звание и фамилия принявшего сообщение.

Орган опеки  и попечительства.

Семейным Кодексом устанавливаются  обязанности должностных лиц  организаций и граждан, которым  станет известно об угрозе жизни и  здоровью ребенка или о нарушениях его прав, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

 

 

 

2.3.2 Восстановление правового статуса несовершеннолетнего

 

 

 

На восстановление утраченных документов специалисту по социальной работе отводится один месяц.

У большинства детей, помещаемых в стационарное отделение, отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о его правовом статусе.

В абсолютном большинстве  случаев восстанавливались:

  • свидетельство о рождении;
  • страховой полис;
  • вкладыш о гражданстве (согласно Приказа МВД от 2 февраля 2007 г. N 118 в бланке свидетельства о рождении проставляется соответствующая отметка*)
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

Для получения повторного свидетельства о рождении, а также  иных документов в отдел ЗАГС посылается письменный запрос, согласованный или завизированный специалистом органа опеки и попечительства. Виза специалиста органа опеки и попечительства необходима для освобождения от уплаты государственной пошлины.

Страховой медицинский полис выдается по запросу администрации учреждения бесплатно.

Раздел предусматривает  определение круга близких родственников  несовершеннолетнего.

Сведения о наличии  или отсутствии близких родственников  необходимы при определении дальнейшего  жизнеустройства ребенка, и способствуют реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.

Исчерпывающий перечень родственников в Семейном Кодексе  отсутствует, и это дает возможность  включения в эту категорию  не только родственников ребенка, непосредственно  указанных в п.1 ст. 55 СК РФ “... оба родителя, дедушка, бабушка, братья, сестры...”, но и родственников более отдаленных степеней родства.

Под “родственниками” подразумеваются  лица, связанные между собой кровным  родством и происходящие один от другого  или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя) и т.д. **

В конкретных жизненных  ситуациях вопрос о круге близких  родственников решается индивидуально, но основу сведений о близких родственниках  составляют оба родителя, дедушка, бабушка, братья, сестры.

______________

* СЗ РФ, 2006, N 45, Ст. 4670.

** Энциклопедический юридический словарь О.Г.Румянцев, В.Н.Дедяков. М., 1996.

Запросы при необходимости  посылаются в:

  • отдел ЗАГСа;
  • паспортную службу УВД;
  • территориальное управления социальной защиты населения.

Информация о работе Административно - правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания