Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа
Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.
Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69
|
Автономная некоммерческая организация
КАЛИНИНГРАДСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ
|
Кафедра экономики и права
Комплексная курсовая работа
Тема:
«История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России»
По дисциплинам: Финансовое и Налоговое право
Выполнила студентка
группы 10-П -2
Левина О. С.
Проверила:
.
__________________________
Калининград
2011
Содержание
Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложение №1. 70
Приложение № 2. 83
Приложение №3. 86
История развития государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов представляет собой часть истории общества, государства и права. История налогов в России одновременно выступает составной частью общей (всемирной) истории налогов – науки, предметом которого является установление закономерностей в использовании тех или иных методов налогообложения в определенные исторические периоды в отдельных странах.
К объектам исследования истории налогов относятся: изменение и значение налогов и парафискальных платежей в формировании доходов государства, принципы построения налоговых систем, главные тенденции в их развитии, особенности отдельных стран и территорий, налоговая политика государства, реформы в сфере налогообложения, практика сбора налогов и организации налогового контроля.
Актуальностью данной курсовой работы является факт того, что знание истории налогов является необходимым для подготовки специалистов в сфере налогообложения, которые в данный период развития страны необходимы. В стране не сформировались какие – либо исторические традиции в налоговой политике ( история доносит до нас отрывочные сведения о попытках упорядочить системы фискальных сборов), не сложился менталитет служащего налоговых органов, не выработаны действенные меры по борьбе с неуплатой налогов: ретроспективно не на что опереться.
Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.
Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на будущих русских землях после нашествия гуннов в V-VI веках. Первое централизованное государство – Киевская Русь – возникает в IX веке, а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В XIII веке татары покоряют Русь, а в XIV веке начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита). Процесс образования русского государства во главе с Москвой завершается в 1521 году, и с этого времени правомерно говорить о генезисе налогов и системе налогов в России. Первыми государственными образованиями древней Руси были родовые общины, основывавшиеся на натуральном способе ведения хозяйства , определявшем натуральные формы налогов и повинностей. « Феодальные отношения были еще слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и полусвободное население - общинников-смердов - данью. Первоначально размер этой дани не был регламентирован. Рента-дань потреблялась князем и дружиной, а ее остатки продавались в Византию. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определённые натуральные повинности».1
В вопросах обложения подданных первые русские князья вели себя как завоеватели: их интересовало не укрепление базы собственной власти - хозяйств подданных, а временные выгоды. Основной формой налогов в рассматриваемый период выступала дань. Потребности князя на первых порах ограничивались расходами на содержание дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти, в связи с необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну (строительства Киева и ряда других городов) происходит некоторое упорядочение налоговой системы. В 883 году Олег ,когда воевал с древлянами, «примучил» их и возложил дань « по черной куне» (кунице). В 884 году покорены северяне, на них была возложена «дань легкая. Против радимичей, живших в бассейне реки Сож, также воевать не пришлось. Олег, узнав, что радимичи платили дань хазарам, прислал к ним послов с требованием платить эту дань ему. Но в то же время, когда Олег наложил дань на покоренных им древлян и северян, он установил дань и для словен, живших в новгородской земле, кривичей мери. Эти племена находились под его властью до похода в Киев и вряд ли могли рассматриваться как покоренные народы. Причем в данном случае летописец употребляет выражение «устави дани», установил дань, определив его размер, и порядок сбора.2 Так с образованием Древнерусского государства происходит упорядочение сбора дани, она становится общим налогом для всех подданных независимо оттого, являются ли они недавно покоренными «иноземцами» или недавними подданными своих правителей. Возникнув как контрибуция с покоренных народов, первые налоги постепенно распространяются на все население, параллельно устанавливается определенный порядок сбора.
Существенную эволюцию переживает и так называемое полюдье. Оно становится регулярным и упорядоченным и представляет собой ежегодный круговой объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с целью сбора дани.
Конкретных сведений на счет величины дани нет. Возможно, существовали какие-то пределы, превысить которые киевские князья не могли. Возможно, в ряде земель какие-то нормы существовали издревле, возможно величину дани определяли сами князья. По свидетельству Никоновской летописи, в 914 году, князь Игорь, преемник Олега, передал древлянскую дань своему воеводе Свенельду в размере по «черной куни с дыма».3 Превышение этих норм киевским властям вело к конфликтам и восстаниям, о чем свидетельствует известная история о сборе князем Игорем дани с древлян в 945 году, которая привела к убийству князя древлянами, за то, что он решил собрать дань повторно. За смерть мужа княгиня Ольга жестоко расправилась с древлянами, и вскоре установила «уроки» ( то есть размер дани) , «погосты» ( то есть места сборов) и «уставы» ( то есть установление и определение того, как и что делать ). Размер дани определялся в целом для каждого племени отдельно. Первоначально это была плата за защиту дружиной князя общинных земель. Известны две формы дани – повоз и полюдье. Повоз доставляли сами плательщики, а полюдье собиралось князем или его дружиной.
С развитием
производительных сил и производственных
отношений и расширением границ
государства усложняются и
В X веке возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Развивается внутренняя и внешняя торговля, что было следствием возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. Данный процесс обуславливает появление пошлин с внешней торговли. Наконец, интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных повинностей. Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI века, в княжеском дворе появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов: данщики, мытники, вирники, пятенщики. Объектом обложения выступал дом, дым, то есть само хозяйство, размер которого и его экономические возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения стало обложение по числу членов хозяйства. К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Во времена удельных княжеств окладные единицы, равно как и размеры и виды податей различались. Однако в большинстве княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Особенностью этой сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определенного размера с учетом качества земли, к которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип. Все налоговые платежи крестьян носили натуральный характер. В этот период времени власть над подданными полностью принадлежала князю, а значит, в его пользу выполняли все повинности свободный крестьяне. С развитием городов укреплений возникают связанные со строительными работами личные повинности, четкий перечень которых отсутствует.
Изучение исторических источников позволяет сделать вывод о том, что возникновение внутренних пошлин связано с появлением христианства. По свидетельству «Устава Великого Князя Киевского и всея Руси»4 духовенство собирало для своих нужд пошлины во время устраиваемых в храмовые праздники ярмарок. Во многих источниках упоминается и о развитии пошлин с внешней торговли. Уже в первых договорах, заключенных с Византией в X веке, особо оговариваются, регламентируются правила торговли с целью обеспечения поступлений в княжескую казну торговой пошлины.
Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом разложения Киевской Руси. В XII веке Киев перестал быть столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. В налоговой политике этого периода какое-либо единообразие отсутствовало, в пределах каждого феодального княжества существовала своя система. В соответствии с закономерностями развития феодальной системы продолжался процесс закабаления крестьян. Налоги остаются натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли; прежде всего деньги выполняют функцию средства накопления. Возрастает значение доходов от дани с побежденных и добычи от набегов.
Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемых термином «мыт». «Сбор мыта производился преимущественно деньгами». Разнородные пошлины делились на две группы: заставные, взимаемые до начала торговли, за проезд и торговые. К заставным относились побережные( с пристававших к берегу судов и лодок), перевоз (на паромах и лодках), мостовщина (за проезд через мост), костки ( за проезд по большим охраняемым дорогам – не за груз, а с самих торговых людей). Основная форма торговых сборов – явление, явка, взимаема поголовно с торговых людей и грузов. Взыскивались сборы за хранение товара (гостиное), поступавшее не в казну князя, а в пользу местных феодалов. Внутренние пошлины значительно сдерживали развитие торговли, поскольку их количество и размер никак не регламентировались.
Мы не можем определить точно размеры налогов и сборов, нельзя достоверно и утверждать, что нам известны все формы и методы изъятия части доходов населения.
О развитых денежных отношениях (денежная единица-кун, куны) и отношениях кредита-займа свидетельствуют не только наличие в «Правде» специальных терминов «долг», «исто», «истое», «рез», но и специальные статьи, регулирующие отношения между кредитором и должником. Различались три вида кредитных отношений: дача «кун в рез» ( то есть предоставление денежного займа под проценты); «истое» - дача денег в рост под проценты; «настав в мед», «жито в присоп» - предоставление ссуд в натуральной форме (мед, жито). Оговаривался и размер надбавки при возвращении этих ссуд. Однако в этом русском законодательном акте налоговые отношения между князем и подданными никак не регламентируется, и наше представление о них базируется на данных летописей и других церковных сочинений.
Развитие финансовой системы Руси было приостановлено в XIII веке татаро–монгольским нашествием. Завоеватели обложили Русь тяжелой поголовной данью. Кроме постоянной дани взимались различные сборы. Постепенно к концу XIII века право собирать дань перешло от чиновников Золотой Орды к великим русским князьям. Естественно, русский князь не мог собирать меньшую сумму дани, чем он должен был внести в орду. Право сбора дани было одним из основных способов обогащения великих князей и укрепления их могущества.
Характерной особенностью всего периода становления централизованного Русского государства во главе с Москвой, завершившегося в 1521 году, является превышение расходов над доходами и непроизводительное расходование государственных средств (более 90% доходов направлялось на военные нужды – оборона рубежей, освобождение от татаро – монгольского ига, объединение русских княжеств в централизованное государство). В условиях натурального хозяйства и низкого уровня развития производительных сил основным материальным богатством являлась земля. Вот почему основные силы феодальной верхушки были направлены на сосредоточение в своих руках земли как военной мощи. Расчеты со «служилыми людьми» производились землей. Возникает Поместный приказ, задача которого заключалась в точном распределении земельных участков сообразно занимаемой должности своевременном их возвращении государству по смерти «служилого человека». Денежные выплаты из казны стали производиться лишь с XVI века, что было связано с привлечением к государственной службе охранявших южные границы государства казаков. В этом регионе земля была свободна и в достаточном количестве, поэтому казна. Контролировавшая поступления золота и серебра, была вынуждена расстаться с частью из них. Но плата за неё была мизерной даже по тем безденежным временам – 3 рубля серебром за пять лет службы.
Становление
Московского государства
Налоговая система развивалась по трем направлениям: основу налогового обложения составляли прямые натуральные налоги на нужды централизованного государств; все большее значение получали косвенные налоги, имевшие, как правило, денежный характер; формировалась система дополнительных сборов и повинностей для содержания местных органов власти. Главным в этом процессе был переход от многочисленных и непостоянных налогов и сборов к системе имущественного обложения. В условиях, когда основным богатством и средством производства была земля, она, и только она, могла выступать объектом обложения. Земля расписывалась на равномерные участки, называемые сохой, которые и выступали как окладная единица. Но эта общая для России тенденции далеко не сразу привела к единообразию налоговой системы. В первой четверти XVII века, в отдельных частях Московского государства сохраняется пестрота налогов и способов их взимания.