История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69

Файлы: 1 файл

куровая работа по нал.праву.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

 

 

Автономная некоммерческая организация

 

КАЛИНИНГРАДСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ

 

 



Кафедра экономики и права

 

 

 

 

Комплексная курсовая работа

 

 

Тема:

«История  развития государственно – правового  регулирования в сфере налогов  и сборов в России»

 

 

По дисциплинам: Финансовое и Налоговое право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы 10-П -2

Левина О. С.

 

Проверила:

.

__________________________

 

 

 

 

 

 

Калининград

2011

 

 

Содержание

 

Введение 3

1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4

2. Налогообложение в России в  XVII – XIX веках. 16

3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31

4. Налогообложение в России периода нэпа. 37

5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45

6. Становление налоговой системы современной России 51

Судебная практика №1. 53

Судебная практика №2. 59

Заключение 66

Список использованных источников 69

Приложение №1. 70

Приложение № 2. 83

Приложение №3. 86

 

Введение

 

История развития государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов представляет собой часть истории общества, государства и права. История налогов в России одновременно выступает  составной частью общей (всемирной)  истории  налогов – науки, предметом которого является установление закономерностей в использовании  тех или иных методов налогообложения в определенные исторические периоды в отдельных странах.

К объектам исследования истории налогов относятся: изменение и значение налогов  и парафискальных платежей  в  формировании доходов государства, принципы построения налоговых систем, главные тенденции в их развитии, особенности отдельных   стран  и территорий, налоговая политика государства, реформы  в сфере  налогообложения, практика сбора налогов  и организации налогового контроля.

Актуальностью данной курсовой работы является факт того, что знание истории налогов является необходимым для подготовки специалистов в сфере налогообложения, которые в данный период развития страны необходимы. В стране не сформировались   какие – либо исторические традиции в налоговой политике ( история доносит до нас отрывочные сведения о попытках упорядочить системы фискальных сборов), не сложился  менталитет  служащего налоговых органов, не выработаны действенные меры по борьбе с неуплатой налогов: ретроспективно не на что опереться.

Проследить  развитие государственно-правового  регулирования сферы налогов  и сборов в истории России –  является целью настоящей курсовой  работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.

1.Развитие налогообложения Древней Руси.

 

Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена  появились на будущих  русских  землях после нашествия гуннов в V-VI веках. Первое централизованное государство – Киевская Русь – возникает в IX веке, а через 150 лет начинается  его распад на независимые княжества. В XIII веке татары покоряют Русь, а в XIV веке начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита). Процесс образования русского государства во главе с Москвой завершается в 1521 году, и с этого времени правомерно говорить  о генезисе налогов и системе налогов в России. Первыми государственными образованиями   древней Руси были родовые общины, основывавшиеся на натуральном способе ведения хозяйства , определявшем  натуральные формы налогов и повинностей. « Феодальные отношения были еще слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и полусвободное население - общинников-смердов   - данью. Первоначально размер этой дани не был регламентирован. Рента-дань потреблялась князем и дружиной, а ее остатки продавались в Византию. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определённые натуральные повинности».1

В вопросах обложения подданных первые русские князья вели себя как завоеватели: их интересовало не укрепление базы собственной власти  - хозяйств подданных, а временные выгоды. Основной формой налогов в рассматриваемый период выступала дань. Потребности князя на первых порах ограничивались расходами на содержание дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти, в связи с необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну (строительства Киева и ряда других городов)  происходит некоторое упорядочение налоговой системы. В 883 году Олег ,когда  воевал с древлянами, «примучил» их и возложил дань « по черной куне»  (кунице). В 884 году покорены северяне, на них  была возложена «дань легкая. Против радимичей, живших в бассейне реки Сож, также воевать не пришлось. Олег, узнав, что радимичи платили дань хазарам, прислал к ним послов с требованием платить эту дань ему. Но в то же время, когда Олег наложил дань на покоренных им древлян и северян, он установил дань и для словен, живших  в новгородской земле, кривичей  мери. Эти племена находились под его властью до похода в Киев и вряд ли могли рассматриваться как покоренные народы. Причем в данном случае летописец употребляет выражение «устави дани», установил дань, определив его размер, и порядок сбора.2 Так с образованием  Древнерусского государства происходит упорядочение  сбора дани, она становится общим налогом для всех подданных независимо оттого,  являются ли они недавно покоренными «иноземцами» или недавними подданными своих правителей.  Возникнув как контрибуция с покоренных народов, первые налоги постепенно распространяются на все население, параллельно устанавливается определенный порядок сбора.

Существенную  эволюцию переживает и так называемое полюдье. Оно становится регулярным и упорядоченным и представляет собой ежегодный круговой объезд князем вместе с дружиной подвластных  земель с целью сбора дани.

Конкретных  сведений на счет величины дани нет. Возможно, существовали какие-то пределы, превысить  которые киевские князья не могли. Возможно, в ряде земель какие-то нормы существовали издревле, возможно величину дани определяли сами князья. По свидетельству Никоновской летописи, в 914 году, князь Игорь, преемник Олега, передал древлянскую дань своему воеводе Свенельду в размере по «черной куни с дыма».3 Превышение этих норм  киевским властям вело к конфликтам и восстаниям, о чем свидетельствует известная история о сборе князем Игорем дани с древлян в 945 году, которая привела к убийству князя древлянами, за то, что он решил собрать дань повторно. За смерть мужа княгиня Ольга жестоко расправилась с древлянами, и вскоре установила «уроки» ( то есть размер дани) , «погосты» ( то есть места сборов) и «уставы» ( то есть установление и определение того, как и что делать ). Размер дани определялся в целом для каждого племени отдельно. Первоначально это была плата за защиту дружиной князя общинных земель. Известны две формы дани – повоз и полюдье.  Повоз доставляли сами плательщики, а полюдье собиралось князем или его дружиной.

С развитием  производительных сил и производственных отношений и расширением границ государства усложняются и формы  налогов. Если на первых стадиях образования  Киевской Руси, когда все функции  государства сводились к обороне  границ и их расширению, его потребности  ограничивались  расходами по содержанию княжеского двора и дружины, то позднее  возникла  необходимость в общественных перестройках (города, укрепления, церкви, дороги и т.д.), содержании аппарата управления, поддержании внутреннего  порядка, финансировании посольств и т.д.  Налоги собирались в нескольких формах: дань, оброк, подать, урок, дары, поклоны, кормы, поборы. Подать – собирательный термин, равнозначный налогу и объединяющий  и дань, и оброк, и урок.  Однако если дань устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки взимались с определенного предмета, а уроки определялись по размеру и по времени поступления.

В X  веке возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Развивается внутренняя и внешняя торговля, что было следствием возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. Данный процесс обуславливает появление пошлин с внешней торговли. Наконец, интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных повинностей. Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI  века, в княжеском дворе появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов: данщики, мытники, вирники, пятенщики. Объектом обложения выступал дом, дым, то есть само хозяйство, размер которого и его экономические возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения стало обложение по числу членов хозяйства. К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Во времена удельных княжеств  окладные единицы, равно как и размеры и виды податей различались. Однако в большинстве княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Особенностью этой сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определенного размера с учетом качества земли, к которому  приписывалось тяглое население. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип. Все налоговые платежи крестьян носили натуральный характер. В этот период времени власть над подданными полностью принадлежала князю, а значит, в его пользу выполняли все повинности свободный крестьяне. С развитием городов укреплений возникают связанные со строительными работами личные повинности, четкий перечень которых отсутствует.

Изучение  исторических источников позволяет  сделать вывод о том, что возникновение  внутренних пошлин связано с появлением христианства. По свидетельству «Устава Великого Князя Киевского и всея Руси»4 духовенство собирало для своих нужд пошлины во время устраиваемых  в храмовые праздники ярмарок. Во многих источниках упоминается и о развитии пошлин с внешней торговли. Уже в первых договорах, заключенных с Византией в X веке, особо оговариваются, регламентируются правила торговли с целью обеспечения поступлений в княжескую казну торговой пошлины.

Процесс возникновения крупных городов  совпал с периодом    разложения Киевской Руси. В  XII  веке Киев перестал быть столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. В налоговой политике этого периода какое-либо единообразие отсутствовало, в пределах каждого феодального княжества существовала своя система. В соответствии с закономерностями развития феодальной системы продолжался процесс закабаления крестьян. Налоги остаются  натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли; прежде всего деньги выполняют функцию средства накопления. Возрастает значение доходов от дани с побежденных и добычи от набегов.

Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают   торговые пошлины  и сборы, объединяемых термином «мыт». «Сбор мыта производился преимущественно  деньгами».  Разнородные пошлины  делились на две группы: заставные, взимаемые до начала торговли, за проезд и торговые. К заставным относились побережные( с пристававших к берегу судов и лодок), перевоз (на паромах  и лодках), мостовщина (за проезд через  мост), костки ( за проезд по большим  охраняемым дорогам – не за груз, а с самих торговых людей). Основная форма торговых сборов – явление, явка, взимаема поголовно с торговых людей и грузов. Взыскивались сборы  за хранение товара (гостиное), поступавшее  не в казну князя, а в пользу местных феодалов. Внутренние пошлины значительно сдерживали развитие торговли, поскольку их количество и размер никак не регламентировались.

Мы не можем определить точно размеры  налогов и сборов, нельзя достоверно и утверждать, что нам известны все формы и методы изъятия  части доходов населения.

О развитых денежных отношениях (денежная единица-кун, куны) и отношениях кредита-займа  свидетельствуют не только наличие  в «Правде» специальных терминов «долг», «исто», «истое», «рез», но и  специальные статьи, регулирующие отношения  между кредитором и должником. Различались  три вида кредитных отношений: дача «кун в рез» ( то есть предоставление денежного займа под проценты); «истое» - дача денег в рост под  проценты; «настав в мед», «жито  в присоп» - предоставление ссуд в  натуральной форме (мед, жито). Оговаривался и размер надбавки при возвращении этих ссуд. Однако в этом русском законодательном акте налоговые отношения между князем и подданными никак не регламентируется, и наше представление о них базируется на данных летописей и других церковных сочинений.

Развитие  финансовой системы Руси было приостановлено в XIII веке татаро–монгольским нашествием. Завоеватели обложили Русь тяжелой поголовной данью. Кроме постоянной дани взимались различные сборы. Постепенно к концу XIII века право собирать дань перешло от чиновников Золотой Орды к великим русским князьям. Естественно, русский князь не мог собирать меньшую сумму дани, чем он должен был внести в орду. Право сбора дани было одним из основных способов обогащения великих князей и укрепления их могущества.

Характерной особенностью всего периода становления  централизованного Русского государства  во главе с Москвой, завершившегося в 1521 году, является превышение расходов над доходами  и непроизводительное расходование государственных средств (более 90% доходов направлялось на военные  нужды – оборона рубежей, освобождение от татаро – монгольского ига, объединение русских княжеств в централизованное государство). В условиях натурального хозяйства и низкого уровня развития производительных сил основным материальным богатством являлась земля. Вот почему основные силы феодальной верхушки были направлены на сосредоточение в своих руках земли как военной мощи. Расчеты со «служилыми людьми» производились землей. Возникает Поместный приказ, задача которого заключалась в точном распределении земельных участков сообразно занимаемой должности своевременном их возвращении государству  по смерти «служилого человека». Денежные выплаты  из казны стали производиться лишь с XVI века, что было связано с привлечением  к государственной службе охранявших южные границы государства казаков. В этом регионе земля была свободна и в достаточном количестве, поэтому казна. Контролировавшая поступления золота и серебра, была вынуждена расстаться с частью из них. Но плата за неё была мизерной даже по тем безденежным временам – 3 рубля серебром за пять лет службы.

Становление Московского государства сопровождалась возникновением органов управления, что требовало поиска постоянных источников как для их содержания, так и для нужд государства  в целом. В этот период государственные  доходы и доходы великого князя, как  и во времена Киевской Руси, не отделялись друг от друга. «Государь рассматривался не как глава государства, а как  вотчинник; оттого доходы князя не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд»5.

Налоговая система  развивалась по трем направлениям: основу налогового обложения составляли прямые натуральные налоги на нужды  централизованного государств; все  большее значение  получали косвенные  налоги, имевшие, как правило, денежный характер; формировалась система  дополнительных сборов и повинностей  для содержания местных органов  власти. Главным в этом процессе был переход от многочисленных и непостоянных налогов и сборов к системе имущественного обложения. В условиях, когда основным богатством и средством производства была земля, она, и только она, могла выступать объектом обложения. Земля расписывалась на равномерные участки, называемые сохой, которые и выступали как окладная единица. Но  эта общая для России тенденции далеко не сразу привела к единообразию налоговой системы. В первой четверти XVII века, в отдельных частях Московского государства сохраняется пестрота налогов и способов их взимания. 

Информация о работе История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России