История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69

Файлы: 1 файл

куровая работа по нал.праву.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

Основным  законодательным актом, определявшим нормы внешней и внутренней торговли и  подводившим  определенный итог  борьбе русских торговых людей  за  отечественный  рынок, был Новоторговый устав от 22 апреля 1667 года. 9 Наиболее запутанную систему представляют внутренние пошлины, которые взимались с каждого товара отдельно и  не один раз, в соответствии с количеством и качеством реализуемых товаров.  Характерной особенностью внутренних пошлин является многократность обложения. Ставки пошлин законом не устанавливались и варьировались на местах с учетом спроса, предложения  других соображений. До 1700 года пошлины взимало не только правительство, но и отдельные землевладельцы как в денежной форме, так и натурой (о 1697 года). Д. Толстой описывал различные виды внутренних пошлин: тамга, весчее, контарное,  подъемное и припуск, руказнобная пошлина, померное, восмничее, пятенное, свальное, привязная пошлина, роговое, явка. Они применялись либо одновременно, либо избирательно  зависимости от специализации торгового места. Часть пошлин шла в доход казны, а часть – на покрытие расходов по обслуживанию рынка. Внутренние пошлины как источник государственных доходов просуществовали в России до 1753 года.

Внешние пошлины не играли большой роли в  доходах казны в силу неразвитости торговых связей и носили односторонний  характер, так как ими облагались лишь ввозимые товары. Отсюда и их общее  название – заставные пошлины. Заставные  пошлины включали в себя мыт, побережное, отвод, шестовину, перевоз, мостовщину. Все они носили внешний характер и не имели отношения  к стоимости  груза и виду товара. По внешним  основаниям взимались ввозные и  вывозные пошлины. Виды и размеры  пошлин зависели от политики в отношении  того или иного государства, от потребности  в товаре, от урожая и ряда других причин.

Торговля  с иностранными государствами (и  вывоз, и ввоз) регулировались центральными органами государственной власти. В  первой четверти XVII века Как внешняя, так и внутренняя торговля значительно сокращаются, и до конца века объем торговли так и не достиг показателей века XVI, с чем связано снижение роли пошлин как источника доходов. «По именному указу 25 октября 1653 года взамен целой пестрой массы веками возникавших проезжих и рыночных торговых сборов введена была единая, так называемая рублевая пошлина взимавшаяся по 10 денег от рубля с продаваемых товаров».10 С иностранных купцов взималось на 2 алтына больше (за исключением Архангельского порта). Особенность таможенного обложения в России являлось применение одновременно и откупов,  системы государственного взимания с пошлин. Транзитная пошлина не могла получить в России  большого распространения. Известно всего два государственных акта, регулирующих подобного рода операции: в 1656 году была разрешена торговля Англии с Персией через Россию,  а в 1667 году – исфаганская армянская компания получило право перевозить товары через Россию. Остальные виды сборов, такие как судебные издержки, платежи должностным лицам и чрезвычайные взносы, могут быть причислены к финансам в различной степени.

В XVII веке судебные издержки взимались в денежной форме. Они, как правило, не являлись источниками доходов государства, но сокращали величину его расходов. Система чрезвычайных сборов носила нерегулярный характер, так как их введение было связано с военными расходами. Такие сборы уплачивались крестьянами натуральной форме, а посадскими людьми -  в денежной. Сборы проводились по окладному принципу между общинами и по раскладочному внутри их.

Регалии не являются изобретением какой-то одной  страны. Как правило, регалии являются либо причиной, либо следствием развития отдельных производств и их отрыва от натурального хозяйства, точнее, от земледелия. Роль отдельных регалий в разных странах различна.  В XVII веке в России были известны следующие регалии: винная, соляная, жемчужная, монетная, звериная, почтовая, регалия поташная и смольчужная, регалия ревеня. Нет необходимости давать оценку регалиям как форме косвенного обложения . монопольное право производства или торговли позволяло государству превратить регалии в важнейший источник государственных денежных доходов. Отношения по поводу регалий можно назвать финансовыми.

В 1705 году соляной регалии была соляная пошлина 1646 года. В России варка соли находилась преимущественно в частных руках (в основном потреблялась соль Строгановых). Введение соляной пошлины (2 гривны на пуд) преследовало цель обеспечения поступления в казну необходимой суммы денег и отмены остальных сборов. Предполагалось, что пошлина ляжет равной долей на всех плательщиков, но, как  и всякий косвенный налог на предметы первой необходимости, соляная пошлина не учитывало положение отдельных групп населения. Для не имевшего денежных доходов  основного населения России она была настолько тяжелым бременем, что вызвало  «соляной бунт».

Начало  монетной регалии относится к 1539 году. Доход казны обеспечивался  выпуском монет большей  нарицательной  стоимости, чем их фактическая стоимость. Финансовые реформы 1654 и 1656 годов  предусматривал выпуск медных денег замен серебряных. Медные деньги были выпущены по курсу серебряных. Звериная регалия распространялась на ловлю дорогих зверей, соколов, кречетов, ястребов, а также на рыбу, составляющую предмет государственных промыслов. В последнем случае собирался оброк. Почтовая регалия возникает с 1665 года, когда в России была основана почта.  Поташная и смольчужная регалии не имели особого значения для доходов казны и были призваны обеспечить  сохранность лесов от массовых порубок. При Петре I дополнительно к регалии были установлены 30-верстные границы порубок леса вдоль рек.

Государственные имущества в России были представлены лесами и землями сельскохозяйственного  пользования.   До XVIII  века не делалось даже попыток отделить государственные доходы от доходов государя. В этот период управление земельным богатством казны заключалось в контроле за выдачей наделов служилым людям. В XVII веке начали создаваться государственные хлебные запасы на случай войны или неурожайного года. С 1630 года была установлена зависимость надела от числа душ мужского пола, что, как предполагалось, должно было привести к увеличению поступлений в казну, поскольку такой порядок распределения земли должен был ликвидировать бросовые необрабатываемые земли. 

Государственный кредит как источник доходов приобретает  важное значение лишь в середине XVIII века. Существенным источником пополнения казны были конфискации. Правомерно предположить, что нередко причиной политических гонений становилось имущественное положение преследуемых. Однако четкие указания на такого рода основания конфискаций в научной литературе отсутствуют.

Таким образом, в формировании доходов государства  участвовали все  классы и группы населения страны, причем  на смену  случайным  податям и налогам  пришла стройная система с учетом особенностей формирования доходов  в разных регионах и у различных групп населения.

Создание  единого государства способствовало усилению  роли торговли и выделению  торгового капитала, то есть зарождению капиталистических отношений в  недрах феодализма XVII  века. В частности, неудобства исчисления и громоздкость посошной системы привели в 1678-1679 годах к замене посошного обложения подворым. Многие боры и налоги были либо отменены, либо слиты.

Таким образом, в России формируется финансовая система – основную часть налогов  составляют денежные изъятия. «Прямые  налоги не были главной статьей государственных  доходов, первое место в бюджете  занимали косвенные налоги».11 В 1680 году на долю косвенных налогов приходилось 56% всех денежных доходов государства, а на долю прямых обыкновенных – 24,6%. Наряду с другими факторами на формирование финансовой системы России значительное влияние оказали реформы в области управления. Так создание Приказа счетных дел привело к созданию системы счетоводства и отчетности по доходам и расходам государства, к составлению росписи доходов и расходов (прообраз государственного бюджета).

Единый  орган, которому было вменено  право  контроля над доходами и расходами  государства, в XVII веке отсутствовал. Для осуществления своих функций все приказы имели закрепленные за ними доходные источники сборов налогов и даже расходованием одновременно ведали несколько приказов и, в частности, в разные годы XVII века – Приказ новой четверти (кабацкие сборы), Приказ большого прихода, Приказ большой казны, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Приказ денежной раздачи, Приказ денежного сбора и так далее. Уже во второй половине XVII века в России формируются предпосылки для экономических преобразований – зарождалось мануфактурное производство, развивались города, расширялись торговые связи между отдельными регионами страны, укреплялись товарно-денежные отношения, подкрепленные переводом натуральной налоговой системы на денежную основу. Благодаря реформаторской деятельности Петра I  в первой четверти XVIII века все эти процессы ускорились.

Проведение  активной экономической политики требовало  принципиальной перестройки финансовой системы, в том числе системы  формирования доходов государства  и системы расходов.

Ведомственный принцип уже не отвечал духу времени. Кроме качественного изменения  экономической политики изменение  финансовой системы было вызвано  огромным ростом государственных расходов, и в первую очередь военных. Немаловажную роль в изменении финансовой системы сыграли реорганизации административного деления страны и системы России относится в первой половине XIX века.

Роль  Петра I в экономическом и социальном преобразовании, несомненно, трудно переоценить – его неустанная жажда реформ ускорила естественные процессы развития феодального государства. Петровский период, и в этом, несомненно, личная заслуга Петра I, дает нам яркий пример обратного воздействия настройки на базис – экономическая и финансовая политика государства были направлены на экономическое развитие страны.  Дорогостоящие войны преследовали, в частности,  цель обеспечения свободных кратчайших путей в Европу и на Ближний Восток. Задача финансового обеспечения войн стала первой важнейшей проблемой  всей экономической политике правительства. Петр I понимал, что мелкое натуральное крестьянское хозяйство   не в состоянии обеспечить возрастающие потребности государства. Вот почему государство уделило повышенное внимание развитию торговли и промышленности.  Постоянные войны за расширение  и укрепление границ требовали увеличения притоков финансовых ресурсов. В целях обеспечения денежных сборов в казну вводятся всевозможные дополнительные налоги: рекрутский, корабельный, драгунский и так далее.

Финансовый  аппарат России не справлялся с задачей  обеспечения государственных потребностей деньгами. Возник институт «государевых прибальщиков», занимающихся разработкой  новых финансовых мероприятий. И  прежде всего новое развитие получило прямое обложение. С 1704 года вводится  целый ряд новых сборов: хомутный, шапочный, с бороды и так далее, возрастает  и размер подворного обложения. Подворный налог (в виде штрафа за уклонение от государственной службы) распространяется и на дворян – от 50 до 125 рублей (обычная норма налога с тяглого двора – 2,5 рубля). Особо тяжелыми были натуральные налоги и повинности, а также денежные  налоги, связанные со строительством Петербурга и организацией морского флота. Двойной гнет несли крестьяне, ибо помещики перекладывали на них свое налоговое бремя.

Кроме обязанностей по подвозке строительных материалов, корабельного леса, строительства кораблей, дорог и общественных построек крестьянами были вменены дополнительный хлебный сбор для нужд армии и флота (общая потребность раскладывалась по дворам) и обязанность по поставкам лошадей для армии (из расчета одна лошадь с 40 дворов или 12 рублей). Был введен целый ряд налогов на купцов и ремесленников: налог с мельниц, постоялых дворов, с наемных углов (25% годового дохода), с заводов и фабрик, на заготовление амуниции (4 алтына со двора) и так далее.

В эпоху  Петра I резко возросло число и бремя денежных налогов. О характере налогов сборов говорят следующие факты: в 1710 году был издан указ о сборе денег с крестьянских дворов  и купецких людей на наем подвод на артиллерийские и иные припасы;  в том же году – о сборе в Московской  губернии со всех доходов по деньге с рубля; в 1712 году – о ежегодном сборе с губерний 20 тысяч рублей на изготовление и обжигание  в Петербурге извести; в 1713 году – «О приуготовлении на полки, которые при фельдмаршале Шереметеве, вина, уксуса и пива и о сборе  для сего денег со всех губерний с дворового числа»; в том же году  - о сборе денег с каждого двора на фураж для армейских полков в Санкт – Петербургской губернии; в 1714 году -  о денежном сборе «на строение домов на Котлине острове»;в 1717 году – о сборе денег для поставки провианта в Санкт – Петербургский «магазейн»; в 1721 году – о сборе денег на провиант и всякие  морские припасы к предстоящей морской кампании, о сборе денег для построения Ладожского канала и так далее. Действительно, даже  простой перечень вновь введенных налогов достаточно красноречиво говорит об их характере; налог на бани (взимаемый с высших чиновников в размере 3 рубля в год, с дворян – 1 рубль, с крестьян – 10 копеек), сапожный налог, шапочный, за прорубку проруби, с печных труб и так далее. Хрестоматийным стал налог  на бороды (от 100 рублей с купцов гостиной сотни до 1 копейки с крестьян при въезде и выезде из города), брачный налог, глазной налог и так далее.12

Особенно  тяжелой была финансовая эксплуатация народов Поволжья и Приуралья: татар, башкир, удмуртов, марийцев,  мордовцев; 25% всего взрослого мужского населения  этих народов несли повинность по охране, заготовке и подвозу корабельного леса. В 1704 году через прибальщиков на эти народы было возложено 72 налога. Возрастающее количество налогов и рост налогового бремени, непрестанные войны приводили к росту недоимок, к бегству крестьян, к сокращении населения. Даже в районах, удаленных от военных действий, численность населения  уменьшилась за петровское время на 1/3.

При Петре  I развивались и косвенные налоги: пошлины, монополии, регалии. Кроме ранее действовавших монополий на водку, поташ, смолу, ревень других добавляются монополии на соль, деготь, икру, игральные приспособления. При этом широко использовался метод откупов. Так, в России было запрещено разведение табака – и табачное дело было отдано в откуп английскому  адмиралу Кармертеру. Пошлины все более приобретали протекционистский характер, их ставки колебались о 5% до 37% в зависимости от вида товара. При помощи высоких пошлин ограничивался вывоз некоторых видов сырья и ввоз товаров, которые производились внутри страны (в 1724 году высшая ставка была доведена до 75%).  

Информация о работе История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России