История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69

Файлы: 1 файл

куровая работа по нал.праву.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

Посошная  система возникает во времена  удельных княжеств, однако всеобщей окладной единицей становится лишь с образованием Московской Руси. С 1490 по 1505 год правительство  проводит посошную опись, в которой  были учтены как земельные угодья, так и само население ( были составлены так называемые писцовые книги).

Все население  делилось на тяглое и нетяглое. К  нетяглому населению, то есть обладавшему  налоговым иммунитетом, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов, купцы как русские, так и  иностранные. В случае купли  или получения в дар  черных земель в данную категории попадали монастыри и церкви. Черными землями  и людьми назывались те, которые  были занесены в податные книги –  очерченные.

Развитие  местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. Государственное  упрвление на местах осуществляли наместник  и волостители из числа потомственных  бояр, права которых регулировались жалованными грамотами. При вступлении их в должность местное население  должно было заплатить «въезжие»  и регулярно, трижды в год, -  «корм». За наместником сохранялось право  вместо натурального «корма» требовать  денежное содержание. К примеру, новобрачные  обязаны были уплачивать «новоженный  убрус», сумма которого возрастала, если девушка (или вдова) выходила замуж  за другую волость.6 Наместник получал с населения и судебные пошлины за производство суда. При объезде подопечного округа наместник получал бесплатно ночлег, пропитание лошадей для переезда. Интересно отметить, что защитой от чрезмерных расходов было запрещено наместнику ночевать там, где обедал, и наоборот.

С конца  XVI произвол в установлении размеров и поборов с населения начинает ограничиваться уставными грамотами – «кормленщик получает  доходный список с книг, как ему корм  и всякие пошлины собирать, а населению представлено право челобиться на злоупотребление наместников. Вместе с тем сборы начинают приурочиваться к определенному времени, производится денежная их оценка, а наместникам, волостителям и их людям иногда прямо предписывается собирать вместо натуральных денежные сборы. Таким образом, прежние неопределенные натуральные кормы превращаются в более точные денежные доходы.

В целом  платежи населения по системе  кормлений производились в дополнение к централизованным податям. Постепенно  система посошного обложения  распространилась  не только на крестьян , но и на посадских людей.  Во второй половине XVI века законодательно были установлены размеры сохи как единой окладной единицы России. Система общегосударственных налогов того времени отражает уровень развития производительных сил эпохи, а значит. Основным объектом обложения остается земля. Но  увеличение и укрепление  «государева хозяйства» (в отличие от вотчинного, феодального), за счет которого покрываются потребности царского двора в необходимых продуктах, производит к постепенному переводу  посошной подати на денежную основу.

Развитие  прямого окладного обложения  по «сошному письму» приводит к превращению  сохи в окладную единицу для целого ряда других прямых налогов. Речь идет о полоняничных деньгах, взимаемых  как чрезвычайный налог при  возникновении  необходимости в купле пленных, в ямской повинности (либо натурой, либо деньгами), в поворотной подати (чрезвычайный налог для содержания  армии в военное время), в подати на городовое и засечное дело, в пищальных деньгах и других налогах, сборах и повинностях. Все они взимались также на основе сошного письма, правда, при этом употреблялась более мелкая окладная единица – выть или обжа. Кроме указанных прямых налогов в XV – XVI веках все большее значение приобретают денежные налоги, но не как общая тенденция, а в отношении отдельных местностей и групп тяглового населения. Государство взимало налоги и сборы деньгами и натурой (хлеб, воск, лошади, меха и т.д.). Наибольшее значение имели меха. В Сибири ежегодно собирали подать (ясак) – «440 сороков соболей, 5 сороков куниц, 180 черно – бурых лисиц».

И наконец, посошная система приводила к  значительной нарвномерности в обложении  отдельных хозяйств. Государство  на основе писцовых книг определяло общую  сумму налога, которая распределялась по уездам, волостям и деревням (в  чем и состоит суть окладной системы). Определение величины налога на двор производилось по раскладочному  принципу.  В последнем случае учитывалось имущественное положение  отдельных лиц. При раскладе же по уездам, волостям, деревням исходили из субъективных оценок и опыта прошлых.

Важной  особенностью русской окладной системы  был и надельный принцип, лежащий  в определении величины сохи. Однако объективных критериев не было, понятия  «лучшая» или «худшая» земля, естественно, носили относительный характер и  земля, отнесенная к другой группе, в разных местах не могла быть сопоставимой по качеству, стало быть, и по доходности. Кроме, основной  подати с населения  взимаются, как и раньше,  полняничная  деньга, ямская  повинность, поворотная подать и другие пошлины и сборы. Расширяются различного рода повинности. На рубеже XV –XVI  веков в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины (то есть увеличиваются их пошлины). Появление косвенных налогов – свидетельство расширения товарно – денежных отношений, что является закономерным в условиях увеличения  городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств (дворян, монастырей, бояр).

Изменение социально – экономических условий  к середине XVI века потребовало реорганизации государственного управления и, соответственно, реорганизации системы доходов и расходов государства. По уложению о службе  с вотчин и поместий (1555 год)  служилым людям (которые несли военную или иную государеву службу) были  установлены земельные наделы в зависимости от родовитости и чина по службе. Впервые им было определено и постоянное денежное жалованье – сверх земельных наделов.  Интересно отметить, что такие наделы переходили к старшему сыну лишь при условии, что он поступал на военную или иную государеву службу.  В противном случае земельный надел возвращался в казну. С целью увеличения доходов казны вводится монополия на продажу хлеба, пеньки, ревеня, меда и так далее (казна скупала товары на  внутреннем рынке по твердым ценам для перепродажи по более высоким ценам за границу).  Был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий. Данная практика перекликалась с получившей широкое распространение в Европе политикой меркантилизма,  но в России она диктовалась не только необходимостью накопления денег в условиях неразвитости товарно-денежных отношений,  но и отсутствием собственной добычи золота и серебра. Возрастание же потребности в денежных поступлениях было связанно только с ростом военных расходов, но и с расширением аппарата управления (после ликвидации наместничества), переведенного частично на денежное содержание.

Увеличение  государственных расходов России потребовало  реорганизации налоговой системы. Отмена кормления в 1555 году привела  к установлению  нового налога –  «кормленного откупа», который поступал непосредственно в казну. Его сбором занимались организованные по территориальному принципу «чети», или «четверти», - первые  специальные финансовые учреждения в Росси. Необходимость вооружения стрелецких полков привела к выделении  новых налогов – «пищальных денег» и «емчужных». В денежной форме взимался налог на городовое и засечное дело.  Вся Сибирь и отдаленные поселения  вносили стрелецкие и казачьи деньги, во всей России вводилась ратная повинность. 7

В ряду налоговых  мероприятий важнейшим было совершенствование  посошного обложения. В соответствии с реформой Ивана Грозного размер сохи повсеместно стал составлять 800 – 1200 четвертей (400 – 600 десятин). Соха как  единица обложения включала не только земельный надел, но и определенное  количество крестьянских дворов (обычный  расчет – исходя их двух десятин  пахотной земли на семью, однако допускались  довольно значительные местные отклонения). Налоги с крестьян, как и прежде, носили окладной характер, то есть на все  семьи, входящие в соху, устанавливался общий налог, что значительно  упрощало его сбор. Такая налоговая  система  требовала периодических  переписей поземельных угодий, которые  проводились через 40 – 50 лет.

Таким образом, налоговая система России на протяжении XII – XIII веков складывалась под воздействием требований хозяйственной жизни. С развитием товарно-денежных отношений, изменением социально-экономических условий и расширением государства налоговая система постепенно усложнялась.

 

 

 

 

 

2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках.

 

В XVII веке сменившее «спокойное правление» Бориса Годунова «смутное время» и связанные с ним события негативно отразились как на состоянии государственной казны, так и на материальном положении хозяйств дворян и крестьян. Новый царский дом Романовых был поставлен перед необходимостью внесения  существенных изменений во всю податную систему. В первой половине XVII века налоговая система существенно не изменилась. Формирование государственных доходов происходило за счет таких источников, как подати, сборы, регалии, доходы от государственных имуществ, займы и операции с денежными знаками. Подати строились по-разному для низшего, среднего и высшего сословий. Низшие сословия, то есть крестьяне, являлись основными плательщиками государственных доходов. Объектом обложения продолжает выступать «соха» - земля с учетом проживающих в ней людей.

Хотя  основой обложения выступает  земля, некоторые подати взимались  по числу дворов – подводы для  государственных  гонцов и обозов, для провоза иностранных послов, подати с бобылей (хозяйства, не имевшие  земли), жалованья должностным лицам (натуральная подать), набор служилых людей или плата за них, поворотная (или подымная) подать. Посадские  люди платили оброки по душам и  по промыслам (а если занималась огородничеством, бортничеством и тому подобное, то и по угодьям). Продолжала действовать  окладная системы, то есть налог определялся  с сохи, внутри же действовал раскладочный принцип, для чего тяглое сословие делилось на три группы – лучшие люди, средние  люди и «молодчие».

Принципы  обложения и раскладки платежей были достаточно полно определены в  регламенте государственной Камер-коллегии 1710 году: «1. Все окладные земские подати зело крепко, по состоянию натуры и обстоятельству провинций, как могут придать и по цене полевых плодов и прочих товаров, и по другим потребным резонам и обретающим обстоятельствам определены были; 2. Чтобы между великими  и нижними, убогими и богатыми по препорции надлежащи равенство в осмотрении иметь, и ни ктоб от надлежащего более другаго уволен, или отягчен не был, ибо ежели оное учинится, то утесненные убогие дворы и пашню оставят, а государственные доходы со временем весьма умалятся, и бедных плач привлечет гнев  Божий на все Государство». 8

Особая  система обложения применялась  к людям, занимающимся торговлей  и промыслом. Подать с них взималась  в соответствии с состоянием. К  ним применялась и окладная система, для чего они были объединены в  сохи, но уже не по размеру земельных  наделов, а по имущественному состоянию. При определении же имущественного состояния исходили как из заявления  самого торговца, так из других косвенных источников. Торговые люди делились на сотни. В Москве было четыре таких сотни – гости, гостиная, суконная и черная, а в прочих городах и посадах – посадские и слободские люди. О размере обложения известно лишь, что купцы платили десятую деньгу: то есть 10% стоимости товара. По всем остальным группам торговых людей , как и по крестьянам, размер подати, скорее всего, дифференцировался с учётом конъюнктуры,  то есть  потребностей государства и урожая. С целью упорядочения обложения  в 1693 году была сделана перепись посадских людей, а  в 1750 году – купеческого состояния.

Кроме податей  в России существовала система личных повинностей, включавшая в себя ямскую повинность, ратную (рекрутскую) повинность; повинность дел городового, домового, острожного, засечного и губного; мостовщину; повинность содержания государевых  лошадей и прочие. Эта повинность была натуральной и денежной. В денежной  форме (ямщина, ямские деньги) подать платили жители сел, далеких от основных дорог (жалованье ямщикам). Размер ямских денег твердо был установлен в 1589 году – 10 рублей  с сохи. Остальное тягловое население содержало ямские дворы и обеспечивало их лошадьми, подводами, кормом, а также выделяло из своей среды ямских охотников.

В отличие  от ямщины и ямских денег  натуральные ямские повинности назывались ямскою посохою. Ратная повинность была введена при Иване IV и носила преимущественно натуральный характер – стрелецкие и казачьи хлебные запасы. Отдельные селения (и вся Сибирь) платили стрелецкие и казачьи деньги. Плательщиками денежных ратных  запросов выступали также посадские люди и бобыли. Размеры стрелецких и казачьих хлебных запасов часто менялись. При этом, если первоначально с посадских людей и обывателей  мест, отдаленных от Москвы, налог взимался деньгами, то с 1661 года – только натурой, что привело к росту цен на хлеб. Поэтому указанным группам населения опять было разрешено платить налог в денежной форме. Объектом обложения выступала соха (и крестьянская, и посадская).  Купечество вместо рекрутом могло вносить в казну деньги. Третьей составляющей ратной повинности была обязанность крестьян пополнять конные полки лошадьми. При этом высшие ратные чины (офицеры) имели право требовать от жителей лошадей, подводы и проводников. Во время войны население было обязано вносить дополнительно на прокорм армии продукты или деньги (с отдалённых мест). Частью ратной повинности выступала и обязанность односельчан снабжать ратника вооружением и продуктами на несколько месяцев. Денежная часть от ратной повинности поступала в казну (то есть имели место финансовые отношения).

Третья  группа была связана с расширением  городского строительства и укрепления границ государства.  Взимание их происходило  также по сохам без каких-либо исключений. Применялись три формы  выполнения повинности: личным трудом, материалами и деньгами.  Данная повинность носила целевой характер и в казну не поступала. Мостовщина взималась по аналогии с податью со тех, кто имел землю или двор, и заключалась в обязанности строить и содержать в исправном состоянии дороги и мосты.   Эта повинность исполнялась либо личным участием либо внесением денег. Повинность содержания государевых лошадей с финансовой точки зрения не представляет интереса.

Шестая  повинность включает в себя пять видов  работ, которые выполнялись тягловым населением и распространялись в  основном на тех крестьян, которые  жили недалеко  от государевых земель  или около городов. Сюда входили обязанности по участию в копании и прочистке прудов в государевых землях , колке и перевозке льда, обработке государевых полей, перевозке камней, извести, дров к местам строек. Замену отработки денежным платежом допускала только одна из этих повинностей. Денежный характер носили многочисленные сборы, куда включались таможенные платежи, судебные издержки, платежи должностным лицам, все чрезвычайные взносы. Одним из наиболее «древних» видов сборов являлись таможенные сборы, которые по принятой классификации можно разделить на три группы: внутренние, внешние и транзитные.

Информация о работе История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России