История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69

Файлы: 1 файл

куровая работа по нал.праву.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

В  1915 -1916 годах несколько раз  увеличивались ставки действующих  налогов. Так, акциз с нефти, увеличенный  в 1914 году на 50%, в 1916 году возрастает на 100%; акциз со спичек был увеличен в 1914 году на 50-100%, а в 1915 году – на 80-140%; акциз с сахара – на 14%, затем на 60%; акциз с табака и табачных изделий – на 25-33% в 1914 году и на 100-344% в 1916 году. В 1915- 1916 годы вводятся судебные сборы, акцизы с виноградных и плодово-ягодных вин (до 4 рублей 80 копеек с ведра), увеличенные затем  на 200% сбор с театральных билетов, сбор с билетов на тотализаторы, акциз с чая (до 1 рубля с фунта). 20 После победы Февральской революции Временное правительство безуспешно пыталось ввести обложение сверхприбыли промышленных предприятий. Были приняты Закон о единовременном налоге на доход и Закон о повышении ставок обложения подоходного налога, введенного в России в 1916 году. Налог на военную сверхприбыль был реорганизован в налог на прост прибылей  торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий. В августе 1917 года было принято решение об увеличении косвенного обложения через расширение государственных монополий (сахар, табак, спички, чай, кофе). Однако частые смены состава Временного правительства и незначительный период его пребывания у власти не позволяют говорить о каких-либо практических результатах его налогового законотворчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Налогообложение в России периода нэпа.

 

С первых дней существования пролетарского  государства экономическая политика была направлена на выживание хозяйственного механизма, экономический подъем страны. Экономическая программа большевистской партии, принятая в предреволюционный  период, предусматривала, в частности, следующие требования: установление прогрессивного подоходного налога; отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости; установление  высоких налогов на предметы роскоши.

В первое время после революции  правительство не устанавливало  новых налогов (кроме штрафов). Декретом от 07.12.1917 года предписывалось лишь обязательное взимание налогов, введенных Временным  правительством, - подоходного, единовременного  и налога на прирост прибылей, падающих исключительно на имущие классы. Отмена частной собственности на землю  и национализация промышленности привели к сокращению применения подоходного обложения. Местным органам власти для покрытия собственных нужд разрешалось проводить конфискации и взимать контрибуции и разовые сборы с национализированных предприятий. Поскольку в этот период система прямого обложения не смогла выполнит задачу формирования доходов бюджета, продолжали существовать косвенные налоги: таможенные сборы; сборы со спирта и питей; табачный доход и доход с папиросных гильз и бумаги; спичечный доход; сахарный доход; чайный доход.21

Начавшаяся Гражданская война  коренным образом изменила политику государства. Товарные отношения в  промышленности все больше вытеснялись административным доходом к решению экономических проблем, внедрялось сметное финансирование (прообраз нынешней системы бюджетирования) и натуральные формы связи между предприятиями. Финансовые меры формирования доходов государства полностью были ликвидированы. Расчеты между госпредприятиями производилось путем записей, а затем через бюджет. Сокращение роли финансов в период «военного коммунизма» было вынужденной мерой. Военное положение страны требовало максимальной концентрации в руках государства всех материальных и трудовых ресурсов при нарушении нормальных хозяйственных связей в условиях разрухи и оккупации значительной территории.

Большие изменения в экономическую, том числе и в финансовую, политику РСФСР внес Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» от 21.03.1921 году.22 В соответствии   с ним предусматривалась замена разверстки натуральным налогом; разрешение свободного оборота сельскохозяйственных продуктов и кустарных изделий; предоставление кооперативам большей свободы в развитии хозяйственного почина; меры поощрения местной промышленности; поощрение всякого хозяйственного почина, который мог бы способствовать быстрому подъему промышленности и сельского хозяйства. Мероприятия НЭП и восстановление товарно-денежных отношений привели к быстрому воссозданию системы финансов и в первую очередь налогов. Учитывая состояние налогового аппарата, первоначально вводились налоги в наиболее простых формах (подворно, подушно).  Налоговая система характеризовалась многократностью обложения и множественностью налогов,  что объяснялось необходимостью обложения различных сфер деятельности частного капитала и интересами государственного и местных бюджетов.

Возрожденная налоговая система включала прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы. При организации налоговой системы, в соответствии с рекомендациями XI съезда РКП(б), применялись заимствованные из дореволюционной практики, но с соответствующими изменениями, формы налогообложения. Порядок изъятия налогов и сборов в бюджет государственных и частных предприятий был в основном одинаковым, но для последних устанавливались более высокие ставки налогов. Натуральный налог был значительно меньше продразверстки и строился по принципу множественности натуральных налогов на различную сельскохозяйственную продукцию. Большое количество натуральных налогов не обеспечивало достаточной прогрессивности налогообложения и не создавало заинтересованности в развитии отдельный отраслей сельского хозяйства, что потребовало изменения системы обложения. Уже в марте 1922 года все натуральные налоги были унифицированы в единый натуральный налог, который взимался в пудах ржи и пшеницы. Налог носил прогрессивный характер. Для различных по мощности хозяйств он устанавливался с учетом количества пашни и сенокоса, едоков в хозяйстве и средней урожайности в районе.

Низкая квалификация налогового аппарата и техническое несовершенство взимания налогов при одновременном существенном рост потребности государства в доходах явились причиной введения наиболее простых видов налогов и сборов с акцентом на реальные налоги.  В этот период действовали следующие налоги: налог со строений в городской местности; денежный подворный налог в сельской местности;  квартирный налог; налог на домашнюю прислугу;  налоги с городских и пригородных садов и огородов; налог на право охоты; сбор с владельцев транспортных средств (в том числе и велосипедов); сбор с грузов, привозимых и не вывозимых по железным и водным путям сообщения; сбор за пользование общественными весами; сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота; сбор с извозного промысла; сбор с отпускаемой на корню древесины; прописочный сбор и другие.

Первым денежным налогом в условиях нэпа был введенный в действие в июле 1921 года промысловый налог, который взимался с частных торговых и промышленных предприятий и  состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Внимание патентного сбора позволяло осуществить  регистрацию предприятия в финансовых органах и получить поступления  в бюджет вперед за определенный срок, что имело существенное значение в условиях большой нестабильности работы частных торговых предприятий. Уравнительный сбор позволял усилить обложение предпринимателей, получавших более крупные доходы (взимался ежемесячно в размере 3% с оборота предприятия). С 1922 года промысловый налог взимался на общих основаниях также государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий. Впоследствии уравнительный сбор дифференцировался в зависимости и от типа предприятия (государственное, кооперативное, частное) и являлся действенным рычагом вытеснения частного капитала.

Натурализация хозяйства в период «военного коммунизма» не могла  не затронуть и оплату труда, что  усложняло восстановление денежных налогов в первый период нэпа. Однако перевод предприятий на хозяйственный  расчет, внедрение принципа материальной заинтересованности позволили внести существенные изменения в формы оплаты труда, вследствие чего заработной плата приобрела преимущественно денежное выражение. Снижение удельного веса натуральной части заработной платы происходило весьма высокими темпами. Если в январе 1922 году доля натуральных выплат составляла 77,5% общего заработка работающих, то в июне того же года она снизилась до 54%, а в январе 1923 года – до 21,1%.  В сентябре 1923 года натуральная часть заработной платы работающих по всей стране среднем составляла уже только 8,9% общего заработка, что послужило основой дальнейшего развития системы налогообложения.23

С 1922 года в тех случаях, когда доходы частных лиц и доходы рабочих и служащих от работы по найму превышали определенный размер, с них начал взиматься подоходно-поимущественный налог (сельское население освобождалось от его уплаты).налог исчислялся по ступенчатой прогрессивной шкале и взимался по полугодиям из совокупного дохода, определяемого по декларациям налогоплательщиков. Использование необлагаемого минимума при исчислении подоходного налога позволило освободить от налога лиц с небольшими доходами и заработками.

Впоследствии в порядок взимания налога были внесены существенные изменения, направленные на усиление дифференциации размеров обложения по источнику  и характеру получаемых доходов, расширение круга плательщиков и  повышение прогрессивности обложения. В дальнейшем поимущественное обложение  в составе подоходного налога было отменено. В конце 1922 года вводится налог с наследства, который уплачивал  каждый наследник в отдельности  в размере от 1 до 4% от стоимости  доли наследственного имущества.

Взимание подоходного налога с  государственных и кооперативных  организаций началось в 1923 году.  При этом использовалось пропорциональная ставка 8%, а облагаемая прибыль исчислялась  налоговыми органами как разница между валовыми доходами и расходами предприятия и не совпадала с балансовой прибылью. В этом же году в сельской местности был введен единый сельскохозяйственный налог. Первоначально он взимался частично натурой, частично деньгами, а с 1924 – полностью в денежной форме. Введение данного налога позволило унифицировать единый платеж большое количество ранее уплачиваемых налогов:  натуральный налог; трудгужналог (трансформированный из трудовой и гужевой повинности); общегражданский налог для оказания помощи голодающим; единовременный общегражданский налог для помощи сельскому хозяйству; подворно –денежный налог, поступающий в местные бюджеты на местные нужды, и целый ряд других местных налогов. Наиболее крупным местным налогов был налог со строений, взимались даже  налоги с транспортных средств, налог со скота и  других мелких сборов.

В формирующейся налоговой системе  РСФСР особое место занимали постоянно  действующие специальные налоги. Первым из них был рентный налог, введенный в ноябре 1923 года. Основным его назначением являлось упорядочение взимания арендной платы с земель как застроенных, так и не застроенных, находившихся в черте городских поселений и предоставленных транспорту. Взимался налог в виде основной и дополнительной ренты. Основная рента взималась по одной ставке для отдельного города независимо от доходности земли и поступала в государственный бюджет. При исчислении дополнительной ренты учитывалась доходность участка, эта часть налога поступала в доходы местных бюджетов.

В 1925 году был введен специальный  военный налог, который уплачивал  не призванные в армию мужчины  в возрасте от 21 до 40 лет. В течение  первых двух лет налог взимался в  повышенном размере – 25%  от уплачиваемых этими лицами окладов подоходного  и сельскохозяйственного налогов. Поступления от военного налога расходовались  исключительно на оказание помощи инвалидам  Гражданской войны.

Дальнейшее развитие товарно –  денежных отношений в стране и  возрождение рынка ценных  бумаг  потребовали введения государственных  пошлин: гербового сбора, канцелярского  сбора, нотариального сбора, судебных пошлин, портовых сборов, консульских сборов и ирригационного сбора (в Туркестане). Наибольшее финансовое значение имел гербовый сбор, которым оплачивались документы, связанные с торговыми и биржевыми сделками, заключением договоров, оформлением завещаний, обращением векселей, акций, облигаций.24

После перехода к нэпу и одновременно с формированием системы прямого налогообложения государство вводит косвенные налоги в виде акцизов на отдельный товары. Техника их взимания в сравнении с прямыми налогами была менее сложной, и, кроме того, они отвечали принципу массовости налогообложения. В условиях отсутствия  квалифицированного налогового аппарата косвенные налоги превратились в наиболее эффективный источник доходов бюджета. В области косвенных налогов (ровно как и прямых) задача  финансовых органов заключалась в перенесении основной тяжести налогового бремени на имущие классы и слои населения. С этой целью акцизы дифференцировались в зависимости от качества изделий, продажной цены, круга потребителей.

Первый косвенный налог (акциз на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина) был введен в ноябре 1921 года, а немного позднее  были введены  акцизы на спички, тачные и гильзовые изделия.  В течение 1924 года были введены акцизы на следующие виды товаров: пиво, мед, квас, фруктовые минеральные воды,  спирт (для технических целей), соль; нефтяные продукты (керосин, нефтяные масла, бензин); сахар, сахарин и другие сладкие вещества; восковые и озокеритовые свечи; чай, кофе, цикорий, дрожжи; коньяк и водочные изделия. Такой широкий круг акцизов был обусловлен бюджетными интересами. Дифференциация ставок акцизов была направлена на урегулирование уровня потребления различных групп населения. В последующие годы вводятся новые акцизы (на текстильные изделия; на наливки; на резиновые калоши) и совершенствуется система их взимания. Кроме того, были введены таможенные сборы на ввозимые и вывозимые товары.

Созданная в годы нэпа налоговая система при всех ее недостатках позволила решить  стоявшие перед государством задачи. Суммы налоговых поступлений в бюджет неуклонно возрастали.

Информация о работе История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России