История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69

Файлы: 1 файл

куровая работа по нал.праву.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

В первые годы нэпа налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась с 63,14% в 1922/1923 году до 48,13% в 1927/1928году, а поступления неналоговых поступлений возрастали. 25В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вносились существенные изменения, связанные с усилением прогрессивности налогообложения, повышением необлагаемого минимума, введением ряда льгот для государственной и кооперативной промышленности. Пи всем их разнообразии суть сводилась к одному – вытеснению частного капитала. Проводимая государством в дальнейшем налоговая политика исходила не из всесторонне взвешенного анализа жизнеспособности того или иного общественного экономического уклада, полезности его для страны, а их упрощенно понимаемых потребностей пролетарского государства в форсированной социализации народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой.

 

Усиление централизации в народном хозяйстве и реорганизация управления промышленностью потребовали существенных изменений в области финансов. Многочисленные формы обложения  и методы изъятий доходов государственных, кооперативных и частных предприятий (всего насчитывалось 86 разных платежей) потеряли актуальность, стали ненужными.

Крупным мероприятием  в перестройке  финансовой работы явилась налоговая  реформа 1930 года, которая привела  к изменению системы платежей предприятий в бюджет  и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором было объединено множество налогов и сборов, в частности: промысловый налог в виде уравнительного сбора и некоторые другие прямые налоги; акцизы (косвенные налоги); плата за эксплуатацию лесов, разработку залежей полезных ископаемых и за рыбную ловлю (рентные доходы). Некоторые прежние платежи сохранились. С этого момента и до начала 1990-х годов в СССР юридически (но не фактически) перестали существовать косвенные налоги. Платежи, объединенные в налог оборота, давали бюджету к 1930 году 61,6% всех доходов, в том числе акцизы – 29,0% и промысловый налог – 21,5%. Поступление от налога с оборота стали самым крупным доходным источником  государственного бюджета. Неуклонно повышалась не только общая сумма налога с оборота, но и удельный вес его в составе всех бюджетных доходов. В 1938 году сумма поступивших налогов составила 80411 миллионов рублей (из 127571 миллионов бюджетных доходов), или более 63%.26

Одновременно с налоговой осуществлялась и кредитная реформа и перестройка  управления промышленностью, сопровождавшиеся максимальной концентрацией прибыли  в бюджете. В 1930 году норма исчислений прибыли в бюджет была определена в 81%, а для отдельных отраслей и предприятий ВСНХ и Наркомфин имели право увеличить норму. В связи с обострением проблемы устойчивости доходов государственного бюджета в 1931 году вместо практиковавшегося ежеквартального перечисления доли от реально полученной (а не плановой) прибыли было принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли.

Данная система перечислений в  бюджет сохранилось (в основных чертах) до конца 1980–х  годов. В 1932 году общие  нормы распределения прибыли были вообще отменены, и в бюджет могла быть изъята вся плановая прибыль, а за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли. Материальное поощрение работников осуществлялось за счет экономии  расходов и не могло  превышать 1% фонда заработной платы. Прибыль в основной свое массе перестала быть источником материального стимулирования, социального и технического развития предприятия.

В годы третьей пятилетки в действующую  систему взимания налога с оборота  был внесен ряд упрощений и  изменений. Было сокращено количество ставок налога с оборота, отменены бюджетные наценки и бюджетные разницы по некоторым промышленным товарам, но, несмотря на это, поступления от налога с оборота  на долгие годы стали основными доходом государственного бюджета. Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Ряд негативных черт финансовой системы, сложившейся в 1930-х годах, сохранился до начала 1990-х годов, препятствуя развитию самостоятельности и инициативы предприятий.

В годы Великой Отечественной войны  в финансовой системе и финансовых органах какие-либо принципиальные изменения не осуществлялись. Некоторые  коррективы были внесены лишь в финансовую, и в частности в  налоговую, политику. В результате временной  потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на огромных территориях, что неизбежно отразилось на структуре государственных доходов. Резко снизились доходы от налога  с оборота и отчислений с прибыли. Поступления о  налога с оборота уменьшилась с 105,9 миллиардов рублей в 1940 году до 66,4 миллиардов рублей в 1942 году; отчислений с прибыли – с 21,7 миллиардов рублей до 15,3 миллиардов рублей в 1942 году. В дальнейшем, по мере восстановления и развития производства, доходы бюджета от народного хозяйства стали постепенно возрастать, и в 1925 году поступления налога с оборота и отчислений с прибыли составили почти половину всех доходов государственного бюджета. За время войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны   налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они взросли до 13%. Рост налоговых поступлений в начале войны был обеспечен за счет введенной в 1941 году 100% надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам, которая была отменена в 1942 году в связи с появлением военного налога. В основу построения военного налога был положен принцип подушного обложения, что позволило увеличить контингент плательщиков за счет лиц, ранее не являвшихся плательщиками налогов. За период 1942 – 1945 годы поступления военного налога в бюджет составили свыше 72 миллиардов рублей , что сыграло важную роль  в финансировании военных расходов и в изъятии денежной массы из обращения.

В этот период (в конце 1941 года) был  также введен налог на холостяков27, одиноких и малосемейных граждан, предназначенный для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям, а также на содержание и воспитание детей, родители которых погибли во время войны. С 1944 года его стали уплачивать и граждане, имевшие одного или двух детей. Хотя налог вводился как временный, он просуществовал длительный период и был отменен в 1980-е годы. Поступления от этого налога  являлись дополнительным источником покрытия расходов для оказания материальной помощи одиноким и многодетным матерям и на содержание детских учреждений. К этому времени плательщиками налога являлись все (кроме одиноких женщин) не имеющие детей граждане.

В годы войны были внесены серьезные  изменения в действующие налоги: пересмотрены ставки сельскохозяйственного  налога; усилена дифференциация  ставок подоходного налога, изменен порядок его взимания; отменен культсбор. Для увеличения доходов местных бюджетов в качестве обязательных платежей были введены налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках. Местным Советам на своей территории в городах разрешалось вводить сбор с владельцев скота.

В послевоенные годы государственный  бюджет был подчинен решению важнейшей  задаче – ликвидации последствий  войны  и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Рост поступлений  в бюджет в виде налога с оборота  и отчислений от прибыли восстановленных  промышленных предприятий позволил несколько снизить налги с  населения. С 1 января 1946 года был отменен  военный налог, с сентября того же года повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В 1951 году были несколько повышены ставки подоходного налога, налога с доходов некооперированных кустарно ремесленных промыслов.

В рассматриваемый период население  было обязано уплачивать следующие  налоги: подоходный налог с населения; налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений; земельный налог; налог с владельцев транспортных средств. Помимо налогов на территориях союзных республик взимались местные сборы с населения, которые устанавливались республиканскими органами власти в целях частичного возмещения расходов по организации туризма, любительского рыболовства и охоты и других услуг, оказываемых гражданам, и поступали в бюджет республик.

Налоги с населения представляли собой дополнительный источник формирования доходной базы государственного бюджета. Их доля в доходах бюджета была относительно невелика: в 1940 году – 5,2%, в 1960 году – 7,3%, в 1970 году – 8,1%, в 1980 – 8,1%, в 1985 году – 7,7%. 28  Суммы поступлений налогов с населения в бюджет постоянно возрастали, что было обусловлено увеличением фонда заработной платы трудящихся и возрождением и развитием  индивидуальной трудовой деятельности. Поскольку государственные и кооперативные организации не смогли удовлетворить постоянно возраставший спрос населения на товары и услуги, в ноябре 1986 года Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

Ориентируясь на  постепенную  отмену  налогов с населения, государство  повышало необлагаемый минимум заработной платы трудящихся, который к началу 1990-х годов достиг 80 рублей. В это  же время происходят серьезные изменения  во взаимоотношениях государства с  предприятиями: ослабляется администрирование, устанавливаются отчисления в доход государства от прибыли предприятий в виде твердо фиксированного процента (норматива), развивается индивидуальная трудовая деятельность и кооперативное движение  и так далее. В связи с этим становится необходимым установление новых, более эффективных отношений предприятий с государством. Одним из условий формирования основ рыночной экономики становится создание новой налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление налоговой системы современной России

 

 

 Основы налоговой системы и  система налогового законодательства Российской Федерации формировались  в октябре — декабре 1991 г.

Законами Российской Федерации  от 11 октября 1991 года 29 и 18 октября 1991 года30 были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты Законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и другие.

Был принят Закон Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились  в действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное  управление налоговых расследований  при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные  главы второй. В настоящее время  продолжается совершенствование налогового законодательства Российской  Федерации, процесс его кодификации: принимаются  новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих  налогах.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой  полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических  и налоговых преступлений.

В марте 2004 г. в результате системного изменения  структуры федеральных органов  исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебная практика №1.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа

П о с т  а н о в л е н и е

№ Ф09-1603/11-С3                                                                       04.04.2011

 

 

 Резолютивная  часть постановления объявлена  29.03.2011, полный текст постановления  изготовлен 04.04.2011.

 

 Федеральный  арбитражный суд Уральского округа  в составе:

 

 председательствующего  Жаворонкова Д.В.,

 

 судей  Гавриленко О.Л., Первухина В.М.,

 

 рассмотрел  в судебном заседании жалобу  Инспекции Федеральной налоговой  службы по Верх-Исетскому району  г. Екатеринбурга (далее - инспекция,  налоговый орган) на решение  Арбитражного суда Свердловской  области от 30.09.2010 по делу N А60-25765/2010-С8  и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда  от 28.12.2010 по тому же делу.

 Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения кассационной  жалобы извещены надлежащим образом  путем направления в их адрес  копий определения о принятии  кассационной жалобы к производству  заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

 В  судебном заседании приняли участие  представители:

- налогового органа - Скутина О.Я. (доверенность от 11.01.2011 N 02);

- общества с ограниченной ответственностью "Научно-внедренческий центр "Катализ" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) - Коваленко Л.Н. (доверенность от 07.09.2009 N 3-д).

 Общество  обратилось в Арбитражный суд  Свердловской области с заявлением  к инспекции о возврате из  бюджета излишне уплаченных налогов  в общей сумме 1 097 335 руб. 50 коп., в том числе 395 057 руб. 77 коп.  налога на добавленную стоимость, 287 672 руб. 03 коп. налога на прибыль  организаций, зачисляемого в бюджет  Российской Федерации, 414 650 руб. 70 коп.  налога на прибыль организаций,  зачисляемого в бюджет субъектов  Российской Федерации.

 Решением  суда от 30.09.2010 (судья Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены.

 Постановлением  Семнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 28.12.2010 (судьи Сафонова  С.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без  изменения.

Информация о работе История развития государственно – правового регулирования в сфере налогов и сборов в России