Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа
Проследить развитие государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в истории России – является целью настоящей курсовой работы. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть становление и развитие налогов и сборов на определенных этапах становления государства, особенности обложения на каждом из периодов, а также их влияние на финансовую деятельность государства.
Введение 3
1.Развитие налогообложения Древней Руси. 4
2. Налогообложение в России в XVII – XIX веках. 16
3. Система налогообложения в России в начале XX века. 31
4. Налогообложение в России периода нэпа. 37
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 45
6. Становление налоговой системы современной России 51
Судебная практика №1. 53
Судебная практика №2. 59
Заключение 66
Список использованных источников 69
В первые годы нэпа налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась с 63,14% в 1922/1923 году до 48,13% в 1927/1928году, а поступления неналоговых поступлений возрастали. 25В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вносились существенные изменения, связанные с усилением прогрессивности налогообложения, повышением необлагаемого минимума, введением ряда льгот для государственной и кооперативной промышленности. Пи всем их разнообразии суть сводилась к одному – вытеснению частного капитала. Проводимая государством в дальнейшем налоговая политика исходила не из всесторонне взвешенного анализа жизнеспособности того или иного общественного экономического уклада, полезности его для страны, а их упрощенно понимаемых потребностей пролетарского государства в форсированной социализации народного хозяйства.
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой.
Усиление централизации в народном хозяйстве и реорганизация управления промышленностью потребовали существенных изменений в области финансов. Многочисленные формы обложения и методы изъятий доходов государственных, кооперативных и частных предприятий (всего насчитывалось 86 разных платежей) потеряли актуальность, стали ненужными.
Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы явилась налоговая реформа 1930 года, которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором было объединено множество налогов и сборов, в частности: промысловый налог в виде уравнительного сбора и некоторые другие прямые налоги; акцизы (косвенные налоги); плата за эксплуатацию лесов, разработку залежей полезных ископаемых и за рыбную ловлю (рентные доходы). Некоторые прежние платежи сохранились. С этого момента и до начала 1990-х годов в СССР юридически (но не фактически) перестали существовать косвенные налоги. Платежи, объединенные в налог оборота, давали бюджету к 1930 году 61,6% всех доходов, в том числе акцизы – 29,0% и промысловый налог – 21,5%. Поступление от налога с оборота стали самым крупным доходным источником государственного бюджета. Неуклонно повышалась не только общая сумма налога с оборота, но и удельный вес его в составе всех бюджетных доходов. В 1938 году сумма поступивших налогов составила 80411 миллионов рублей (из 127571 миллионов бюджетных доходов), или более 63%.26
Одновременно с налоговой
Данная система перечислений в бюджет сохранилось (в основных чертах) до конца 1980–х годов. В 1932 году общие нормы распределения прибыли были вообще отменены, и в бюджет могла быть изъята вся плановая прибыль, а за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли. Материальное поощрение работников осуществлялось за счет экономии расходов и не могло превышать 1% фонда заработной платы. Прибыль в основной свое массе перестала быть источником материального стимулирования, социального и технического развития предприятия.
В годы третьей пятилетки в
В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе и финансовых органах какие-либо принципиальные изменения не осуществлялись. Некоторые коррективы были внесены лишь в финансовую, и в частности в налоговую, политику. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на огромных территориях, что неизбежно отразилось на структуре государственных доходов. Резко снизились доходы от налога с оборота и отчислений с прибыли. Поступления о налога с оборота уменьшилась с 105,9 миллиардов рублей в 1940 году до 66,4 миллиардов рублей в 1942 году; отчислений с прибыли – с 21,7 миллиардов рублей до 15,3 миллиардов рублей в 1942 году. В дальнейшем, по мере восстановления и развития производства, доходы бюджета от народного хозяйства стали постепенно возрастать, и в 1925 году поступления налога с оборота и отчислений с прибыли составили почти половину всех доходов государственного бюджета. За время войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они взросли до 13%. Рост налоговых поступлений в начале войны был обеспечен за счет введенной в 1941 году 100% надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам, которая была отменена в 1942 году в связи с появлением военного налога. В основу построения военного налога был положен принцип подушного обложения, что позволило увеличить контингент плательщиков за счет лиц, ранее не являвшихся плательщиками налогов. За период 1942 – 1945 годы поступления военного налога в бюджет составили свыше 72 миллиардов рублей , что сыграло важную роль в финансировании военных расходов и в изъятии денежной массы из обращения.
В этот период (в конце 1941 года) был также введен налог на холостяков27, одиноких и малосемейных граждан, предназначенный для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям, а также на содержание и воспитание детей, родители которых погибли во время войны. С 1944 года его стали уплачивать и граждане, имевшие одного или двух детей. Хотя налог вводился как временный, он просуществовал длительный период и был отменен в 1980-е годы. Поступления от этого налога являлись дополнительным источником покрытия расходов для оказания материальной помощи одиноким и многодетным матерям и на содержание детских учреждений. К этому времени плательщиками налога являлись все (кроме одиноких женщин) не имеющие детей граждане.
В годы войны были внесены серьезные
изменения в действующие
В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задаче – ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий позволил несколько снизить налги с населения. С 1 января 1946 года был отменен военный налог, с сентября того же года повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В 1951 году были несколько повышены ставки подоходного налога, налога с доходов некооперированных кустарно ремесленных промыслов.
В рассматриваемый период население было обязано уплачивать следующие налоги: подоходный налог с населения; налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений; земельный налог; налог с владельцев транспортных средств. Помимо налогов на территориях союзных республик взимались местные сборы с населения, которые устанавливались республиканскими органами власти в целях частичного возмещения расходов по организации туризма, любительского рыболовства и охоты и других услуг, оказываемых гражданам, и поступали в бюджет республик.
Налоги с населения
Ориентируясь на постепенную отмену налогов с населения, государство повышало необлагаемый минимум заработной платы трудящихся, который к началу 1990-х годов достиг 80 рублей. В это же время происходят серьезные изменения во взаимоотношениях государства с предприятиями: ослабляется администрирование, устанавливаются отчисления в доход государства от прибыли предприятий в виде твердо фиксированного процента (норматива), развивается индивидуальная трудовая деятельность и кооперативное движение и так далее. В связи с этим становится необходимым установление новых, более эффективных отношений предприятий с государством. Одним из условий формирования основ рыночной экономики становится создание новой налоговой системы.
Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.
Законами Российской Федерации от 11 октября 1991 года 29 и 18 октября 1991 года30 были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты Законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и другие.
Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.
Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.
В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа
П о с т а н о в л е н и е
№ Ф09-1603/11-С3
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2011, полный текст постановления изготовлен 04.04.2011.
Федеральный
арбитражный суд Уральского
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Первухина В.М.,
рассмотрел
в судебном заседании жалобу
Инспекции Федеральной
Лица,
участвующие в деле, о времени
и месте рассмотрения
В
судебном заседании приняли
- налогового органа - Скутина О.Я. (доверенность от 11.01.2011 N 02);
- общества с ограниченной ответственностью "Научно-внедренческий центр "Катализ" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) - Коваленко Л.Н. (доверенность от 07.09.2009 N 3-д).
Общество
обратилось в Арбитражный суд
Свердловской области с
Решением
суда от 30.09.2010 (судья Савина Л.Ф.)
заявленные требования
Постановлением
Семнадцатого арбитражного