Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:44, курсовая работа
Любая работа требует постановки цели. В данном случае целью является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка. Постановка цели определяет и выбор задач, которые, служа раскрытию цели, заключаются в следующем: рассмотрение понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков, определение понятия, способов, методов защиты налогоплательщиков.
Введение
Глава 1. Основные понятия и актуальные проблемы защиты прав налогоплательщиков на современном этапе
1.1 Основные понятия при защите прав налогоплательщиков
1.2 Актуальные проблемы использования принципов
правоприменения при защите прав налогоплательщиков
1.3 Налоговое споры и решение их в пользу налогоплательщиков
Глава 2. Способы защиты прав налогоплательщиков
2.1 Защита прав налогоплательщиков в арбитражном суде
2.2 Административный порядок защиты налогоплательщиков
2.3 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ
2.4 Возможность апелляций по результатам проверок
Глава 3. Роль и значение налогового консультирования при защите прав налогоплательщиков
3.1 Понятие и значение налогового консультирования
3.2. Подзаконные акты о налоговом консультировании
Заключение
Список использованной литературы
Приложения.
Содержание
Введение
Глава 1. Основные понятия и актуальные проблемы защиты прав налогоплательщиков на современном этапе
1.1 Основные понятия
при защите прав
1.2 Актуальные
проблемы использования
правоприменения при защите прав налогоплательщиков
1.3 Налоговое споры и решение их в пользу налогоплательщиков
Глава 2. Способы защиты прав налогоплательщиков
2.1 Защита прав
налогоплательщиков в
2.2 Административный
порядок защиты
2.3 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ
2.4 Возможность
апелляций по результатам
Глава 3. Роль и значение налогового консультирования при защите прав налогоплательщиков
3.1 Понятие и
значение налогового
3.2. Подзаконные акты о налоговом консультировании
Заключение
Список использованной литературы
Приложения.
Введение
Налоговые споры
в последние годы практически
у каждого налогоплательщика
стали приобретать
Постоянно ужесточающийся
фискальный контроль государства и
желание налоговиков любым спос
Следует признать, что отечественные предприниматели всерьез обеспокоили государство своей хитростью и находчивостью в делах налоговой оптимизации, вследствие чего последнее предпринимает решительные и порой далеко неадекватные меры по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Лес рубят – щепки летят и, конечно, под горячую руку фискалов часто попадают вполне добросовестные и порядочные налогоплательщики. В результате, даже по простейшим и очевидно проигрышным для самой налоговой инспекции конфликтным ситуациям налогоплательщики вынуждены обращаться в суд. Налоговые органы, обладая властными полномочиями и «наплевав» на закон, часто выносят заведомо незаконные решения или просто бездействуют, ставя налогоплательщика в безвыходное положение. Цивилизованно решить спор и договорится с налоговой инспекцией во внесудебном порядке в отличие от той же таможни по ряду вопросов совершенно бесполезно. Вот и возникают налоговые споры даже у самых продвинутых и расчетливых налогоплательщиков.
Уже «притчей во языцех» стали споры по возврату (возмещению) экспортного НДС. Все экспортеры заранее готовятся к необходимости отстаивать свое законное право в суде. Доходит до абсурда, когда налогоплательщик вынужден идти в суд даже из-за нескольких тысяч рублей! Таковы корни немалого количества налоговых споров, в которых нашей фирме приходится защищать права налогоплательщика.
Безусловно, и сами налогоплательщики допускают серьезные и даже преступные нарушения налогового законодательства. Налоговым органам хорошо известны схемы уклонения от уплаты налогов. Увлеченность такими опасными играми и безнаказанность притупляет внимание многих предпринимателей, которые вообще не желая платить налоги, все глубже и глубже копают себе яму, в которую в конце концов попадают. Из таких ям даже при виртуозном оперировании фактами и нормами права мы не сможем в суде вытащить налогоплательщика. Именно поэтому мы постоянно говорим, что налоговое планирование должно быть продуманным, профессиональным и комплексным. Не надо подставляться самим под удар, надо уклоняться и предотвращать его и всегда знать меру!
Складывающаяся
в последние годы устойчивая судебная
практика и предполагаемые новации
в законодательстве позволяет нам
сделать вывод, что борьба с недобросовестными
налогоплательщиками будет
Предметом представленной работы является рассмотрение налогового законодательства в его современном виде, принимая во внимание принятие и вступление в законную силу нового Налогового кодекса Российской Федерации, возникающие в связи с этим налоговые правоотношения. Объектом работы является защита прав и законных интересов налогоплательщиков.
Любая работа требует постановки цели. В данном случае целью является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка. Постановка цели определяет и выбор задач, которые, служа раскрытию цели, заключаются в следующем: рассмотрение понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков, определение понятия, способов, методов защиты налогоплательщиков.
Глава 1. Основные понятия и актуальные проблемы защиты прав налогоплательщиков на современном этапе
1.1 Основные
понятия при защите прав
Законодательство, регламентирующее деятельность налоговых органов, достаточно четко устанавливает правовые основы, принципы организации и деятельности, права и обязанности налоговых органов. Несмотря на это у предпринимателей постоянно возникают вопросы относительно правомерности деятельности налоговой инспекции и полиции по осуществлению налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности. Многие предприниматели даже и не подозревают, что права есть не только у налоговых органов, осуществляющих проверки, но и у налогоплательщиков, в частности, право обжалования действий и решений налоговых органов при осуществлении ими проверок. [5]
Налоговая проверка
Действующее законодательство
предусматривает право
В настоящее время налогоплательщик может подвергаться следующим видам проверок:
· камеральным проверкам (проводятся только налоговой инспекцией);
· самостоятельным проверкам налогового органа и органа налоговой полиции;
· совместным проверкам
(в том числе с другими
· контрольным проверкам (проводятся органами налоговой полиции после проверок налоговых органов).
Государственным
налоговым инспекциям, органам налоговой
полиции и их должностным лицам
предоставлено право применять
к предприятиям, организациям и учреждениям
установленные законодательство
Должностные лица
налоговых органов вправе осуществлять
проверки и обследования на основании
письменного поручения
При осуществлении своих полномочий работники налоговых органов вправе обследовать любые помещения и объекты, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от их местонахождения (производственные, складские, торговые и иные помещения).
За оказание
противодействия входу
С согласия налогоплательщика проверка может проводиться и в налоговом органе. В этом случае сотрудники налоговой инспекции или налоговой полиции обязаны вручить руководителю предприятия помимо поручения на проведение проверки запрос о предоставлении документов.
Изъятие документов
Этот вопрос представляет повышенный интерес для всех налогоплательщиков, т.к. подчас работники налоговых органов злоупотребляют своими правами и без достаточных на то оснований изымают бухгалтерские и другие документы.
Согласно законодательству, основанием для изъятия бухгалтерских документов органами ГНИ является постановление должностного лица налоговой инспекции. В постановлении должен содержаться мотив изъятия (т.к. закон допускает такие действия только при наличии сведений о сокрытии (занижении) прибыли), а также перечень документов, подлежащих изъятию. Само изъятие оформляется протоколом. Срок, на который изымаются документы, не установлен законом, что затрудняет для налогоплательщика составление и представление возражений по акту налоговой инспекции.
В соответствии с законодательством, сотрудники налоговой полиции для проведения проверки не вправе изымать бухгалтерские, договорные и прочие документы налогоплательщика. Изъятие допускается только в том случае, если в ходе проверки установлены факты сокрытия налогооблагаемой базы, и есть достаточные основания полагать, что первичные документы, подтверждающие эти факты, подменены или уничтожены. Изъятие производится на основании зарегистрированного и заверенного гербовой печатью постановления, которое выносится должностным лицом, проводящим проверку. В ходе изъятия составляется протокол.
Если налогоплательщик
считает, что изъятие документов
произведено без достаточных
на то оснований, он имеет право обжаловать
действия сотрудников налоговых
органов в вышестоящей
Акт проверки
По окончании проверки в случае установления нарушений налогового законодательства проверяющими составляется акт проверки, а если нарушений не обнаружено, то справка о результатах проверки.
В акте обязательно должны быть указаны конкретные нарушения налогового законодательства, суммы сокрытого (заниженного) дохода, а также конкретные факты других нарушений.
В акте должны содержаться требования об устранении налогоплательщиком выявленных нарушений, а также предложения о перечислении сумм сокрытого дохода и пеней.
Акт проверки должен быть подписан сотрудниками налогового органа, проводившими проверку, и должностными лицами предприятия (руководителем и главным бухгалтером). Один экземпляр акта вручается налогоплательщику.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, должностные лица налогоплательщика должны подписать акт с изложением письменных возражений и приложением документов, подтверждающих мотивы своих возражений. Налогоплательщик вправе отказаться от подписания акта, о чем делается соответствующая отметка в акте. Возражения, в случае несогласия с актом должны быть направлены в 10-дневный срок в налоговый орган, проводивший проверку. [5]
Руководители налоговых органов в течение 10 дней с момента подписания акта проверки должны, в соответствии с внутренними инструкциями ГНС, которые нельзя, как указывал Высший Арбитражный суд, рассматривать в качестве правового акта, принять решения, в том числе по применяемым к налогоплательщику санкциям. В случае представления возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц предприятий, представивших возражения.
Списание денежных средств в безакцептном порядке
Решение о безакцептном списании денежных средств со счетов налогоплательщиков - юридических лиц - принимается руководителем налогового органа, выявившим сокрытие (занижение) прибыли на основании акта проверки. Органы налоговой полиции и инспекции вправе списывать в безакцептном порядке только недоимки за неуплату налогов, включая пени. Решением Конституционного Суда РФ от 17.12.03 г. признано не соответствующим Конституции РФ право налоговых органов списывать в бесспорном порядке штрафы, а также сами суммы сокрытой (заниженной) прибыли. Списание налоговых недоимок со счетов физических лиц не допускается, взыскание в данном случае возможно только в судебном порядке.[12]
Информация о работе Защита прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений