Место в системе правовых знаний и соотношение с другими учебными дисциплинами. Комплексный характер спецкурса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:13, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является исследование основных вопросов потребительского права как учебной дисциплины.
Для достижения данной цели сформулированы следующие задачи исследования:
Определить понятие потребительского права, его предмет и метод правового регулирования.
Рассмотреть общеправовые и отраслевые принципы дисциплины потребительского права.
Исследовать вопрос о системе спецкурса потребительского права.
Охарактеризовать комплексность учебной дисциплины «потребительское право» и соотнести ее с другими юридическими дисциплинами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Предмет спецкурса «Потребительское право», его практическая значимость для изучения. Методы потребительского права………………..5
2. Принципы потребительского права…………………………………………8
3. Система спецкурса «Потребительское право»……………………………13
4. Место в системе правовых знаний и соотношение с другими учебными дисциплинами. Комплексный характер спецкурса…………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованных источников…………………………………………22

Файлы: 1 файл

Предмет, принципы, система потребительского права.docx

— 45.88 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Предмет спецкурса «Потребительское  право», его практическая значимость  для изучения. Методы потребительского  права………………..5

2. Принципы потребительского  права…………………………………………8

3.  Система спецкурса  «Потребительское право»……………………………13

4.  Место в системе  правовых знаний и соотношение  с другими учебными дисциплинами. Комплексный характер спецкурса…………………………..16

Заключение……………………………………………………………………..20

Список использованных источников…………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Потребительское право –  молодая и развивающаяся отрасль  российского права. Наука и учебная  дисциплина потребительского права  также сравнительно молода и требует  наиболее глубокого и повсеместного  исследования вопросов, касающихся потребительского права.

Потребительское право является новым научным направлением российской теории права и ставит своей целью рассмотрение и анализ практической деятельности потребительско-правовой юриспруденции, анализ большого массива международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов о защите прав потребителей и выведение на основе полученных исследований научных знаний о комплексной дисциплине «Потребительское право».

В российской доктрине потребительского права, к сожалению, мало научных  работ в этой области, что объясняется  недостаточной научной разработанностью потребительско-правовых вопросов и кратковременностью использования норм потребительского права в России. Сказывается также сравнительно недавний переход от командно-административной экономики к рыночной.

Целью данной контрольной работы является исследование основных вопросов потребительского права как учебной дисциплины.

Для достижения данной цели сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Определить понятие потребительского права, его предмет и метод правового регулирования.
  2. Рассмотреть общеправовые и отраслевые принципы дисциплины потребительского права.
  3. Исследовать вопрос о системе спецкурса потребительского права.
  4. Охарактеризовать комплексность учебной дисциплины «потребительское право» и соотнести ее с другими юридическими дисциплинами.

При написании контрольной  работы в качестве нормативной базы исследования использовались международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты (Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи», Конституция РФ, Закон «О защите прав потребителей» и т.д.)

Теоретическую базу исследования составила отнюдь немногочисленная учебная литература по потребительскому праву таких авторов как Г.Я. Цехер, Ю.Е. Булатецкий, З.М. Фаткудинов, И.Д. Еналеева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет спецкурса «Потребительское право», его практическая значимость для изучения. Методы потребительского права.

Наука российского потребительского права сравнительно молода и в связи с этим недостаточно развита и представляет собой систему научных знаний, идей, понятий  и суждений о правах потребителей, что находит свое отражение в различных правовых доктринах и в законодательных актах. Как самостоятельная комплексная отрасль потребительское право признано учеными-правоведами в октябре 1998 года, что подтверждается публикацией статьи ученого-юриста Г.Я. Цехера «Потребительское право - новая комплексная отрасль российского права» в Российском Юридическом Журнале»1.

В общем виде наука потребительского права изучает закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования потребительского права. Предмет теории потребительского права есть само потребительское право, основные закономерности его возникновения и развития, его сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности потребительско-правового сознания и потребительско-правового регулирования2.

Любая учебная дисциплина и отрасль права имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

Предмет потребительского права  составляют следующие общественные отношения:

Во-первых,  обмен товаров, работ и  услуг на денежные средства;

Во-вторых, отношения регулируются государством и нормативно-правовыми актами в области потребительских отношений

В-третьих, предмет потребительского права составляют отношения по обеспечению потребительского правопорядка с участием или в интересах потребителей.

Важной особенностью исследуемой  отрасли, «определяющей ее предмет регулирования, является субъектный состав»3, подчеркивает Ю.Е. Булатецкий. Центральной фигурой регулируемых отношений является потребитель. В потребительском праве за основу берется понятие «потребитель», определяемое в законе «О защите прав потребителей в РФ» следующим образом: «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары, (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли»4. Кроме того, Гражданский кодекс РФ наделяет правом самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки несовершеннолетних граждан, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, и малолетних граждан, в возрасте от шести до четырнадцати лет, полная потребительская дееспособность которых возникает с восемнадцати лет5. Из законов следует вывод, что несовершеннолетние потребители обладают гражданской процессуальной дееспособностью и имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы.

Практическая значимость спецкурса «потребительское право» состоит в том, что необходимо наладить механизм реализации прав потребителей, повысить правовую культуру населения в молодой науке потребительского права и разъяснить потребителям, как, когда, где и при наличии каких обстоятельств, граждане могут защитить нарушенные потребительские права.

В регулировании потребительско-правовых отношений используются императивные и диспозитивные методы, так как в предмет входят и отношения равенства и отношения влестеподчинения (к примеру, предприниматель подчиняется какому-либо органу управления).

Законы, защищающие права  потребителей, как правило, используют императивное регулирование. Однако, в  некоторых случаях государство, используя диспозитивный метод  регулирования, сознательно воздерживается от навязывания участникам потребительских  правоотношений своей воли, предоставляя им самим решать, какая модель потребительских  правоотношений для них наиболее приемлема.

Метод правового регулирования  определяется тем, какие нормы в потребительском праве преобладают. Следовательно, речь может идти лишь о соотношении между императивными и диспозитивными нормами в потребительском праве, что связано с особенностями правового регулирования потребительских отношений. Субъекты потребительских правоотношений юридически неравноправны. Это происходит в силу того, что одни из них, потребители, экономически слабее, а предприниматели экономически более сильны, что оказывает влияние на их отношения. Именно наличие такого неравенства и экономической зависимости служит обоснованием необходимости регулирования потребительских отношений в основном императивными нормами.

«Метод потребительского права является не просто императивным, а императивно - дозволительным, что роднит его с гражданско-правовым методом»6, считает Г.Я. Цехер. Дозволительный характер проявляется в преобладании управомочивающих норм, наделяющих участников потребительских отношений определенными правами.

 

2. Принципы потребительского  права.

В общем смысле принцип  – это основополагающая идея. Принципами потребительского права являются фундаментальные положения - основополагающие (руководящие) правовые идеи, пронизывающие все его нормы и институты.

Принципы потребительского права, будучи закрепленными, в первую очередь, в Конституции Российской Федерации, являются базисом всей системы норм отрасли. Потребительско-правовые принципы, с одной стороны, выражают его закономерности, а с другой, как отмечает Ю.Е. Булатецкий «представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования потребительского права и распространяются на всех субъектов потребительско-правовых отношений (потребители - предприниматели; органы управления - предприниматели; органы правопорядка - потребители и предприниматели)»7.

Г.Я. Цехер отмечает, что  «принципы потребительского права пронизывают все потребительское законодательство, отражая его наиболее существенные свойства, поэтому правильное понимание и применение норм потребительского законодательства возможно только с учетом основных принципов потребительского права»8.

Как известно, правовые принципы разделяются по сфере действия на общеправовые, отраслевые и внутриотраслевые.

Общеправовыми принципами потребительского права являются принципы демократии, гуманизма, социальной справедливости, законности и гласности. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Принцип демократии позволяет  народу Российской Федерации осуществлять власть в вопросах защиты прав потребителей непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 статьи 3 Конституции РФ), а также через создаваемые гражданами на добровольной основе общественные объединения потребителей (ст.30 Конституции).

Принцип гуманизма заключается в том, что потребительские отношения в стране и на международном уровне строятся с учетом интересов людей. В силу этого, считает Г.Я. Цехер «упомянутый принцип имеет две стороны:

- недопустимость производства товаров (работ, услуг), которое бы наносило вред здоровью людей и окружающей среде;

- обязанность изготовителя (исполнителя) осуществлять свою деятельность по производству товаров (работ) таким способом, который бы соответствовал наиболее благоприятному в экологическом отношении обеспечению экологической безопасности данного поведения»9. К примеру, для принятия хозяйственного решения, осуществление которого может негативно сказаться на окружающей среде, необходимо проведение государственной экологической экспертизы10.

Принцип социальной  справедливости подразумевает равноправие всех граждан перед судом и законом. Принцип социальной справедливости обеспечивает возможность каждому субъекту потребительских правоотношений равноправного положения, устранения ущемления в потребительско-правовом статусе.

Общеправовой принцип  законности характерен для всех отраслей российского права. В потребительском  праве он означает распространение всех нормативных предписаний на субъектов потребительских правоотношений, а также предполагает единообразное применение всех нормативных предписаний субъектами потребительских отношений.

Закон РФ «О защите прав потребителей»  закрепляет положение о том, что  «в случае нарушения прав потребителей, защита прав потребителей осуществляется судом»11 (п.1 ст. 17 закона «О защите прав потребителей»); государство обеспечивает надлежащую защиту нарушенных или оспоренных прав потребителей в установленном законом процессуальном порядке.

  Принцип гласности предоставляет каждому право на правдивую информацию об изготовителях (исполнителях, продавцах) и о товарах (работах, услугах), за искажение которой виновные несут ответственность.

Затрагивая вопрос об отраслевых принципах потребительского права, следует обратить внимание на то, что прямо в законе они не сформулированы, как, например, в гражданском законодательстве. Вследствие этого, исследователями и теоретиками права принципы потребительского права выделяются из общего смысла законов.

Одним из источников формирования отраслевых потребительско-правовых принципов является Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи»12. Из данной Конвенции можно выделить такие принципы потребительского права как:

- принцип ответственности продавца за любое несоответствие товара (п. 2 статьи 36 Конвенции);

- принцип, обязывающий продавца принять товар, в котором обнаружено несоответствие товара договору, несмотря на то, что товар был потреблен или переделан потребителем в порядке нормального использования до того, как он обнаружил или должен был обнаружить несоответствие товара договору (ст. 82 Конвенции).

Из нормативного содержания закона «О защите прав потребителей»  можно выделить следующие принципы:

- принцип защиты прав потребителей при продаже товаров потребителям;

- принципы защиты прав потребителей при выполнении работ и (или) оказании услуг;

- принципы государственной и общественной защиты прав потребителей;

- принцип потребительско-правовой ответственности предпринимателя (продавца, изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей13.

Г.Я. Цехер помимо вышеперечисленных  принципов к отраслевым принципам  потребительского права относит: 

- принцип государственно-правовой гарантии на получение знаний и информации о правах потребителей и действиях по их защите;

- принцип государственного регулирования и гарантии качества и безопасности потребительских товаров;

- принцип верховенства публичных правил над договором, ущемляющим права потребителей;

- принцип государственно-правовой гарантии сроков службы, срока годности и гарантийного срока на товар (работу);

- принцип обязательного ремонтно-технического обслуживания товара (принцип “сервиса”);

- принцип государственно-правовой гарантии информационного права потребителей и ответственности изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце);

Информация о работе Место в системе правовых знаний и соотношение с другими учебными дисциплинами. Комплексный характер спецкурса