Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:09, лекция
курс лекций по основам управленческой деятельности с контрольными вопрсами
Глава 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМ
"Каждый век, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза".
Г. Гейне
Переступив порог любой области знаний, мы встречаемся с целым миром новых терминов и понятий. Процесс создания и функционирования системы знаний возможен только при наличии устойчивой структуры научного языка. Научная лексика является своеобразным проводником для "стыковки" системы сознания и системы коммуникаций при общении специалистов. При становлении и развитии системы клинического управления как новой области знаний большое значение имеет формирование понятийного аппарата и научного словаря. Создание последних особенно актуально в связи с многочисленными публикациями последних лет о таких элементах системы клинического управления, как формуляры, стандарты и протоколы, в которых наблюдается терминологический и понятийный хаос.
Смысл терминов и понятий
во многом определяется средой, в которой
они формируются, существуют и функционируют.
В основе "семантического шума",
который часто возникает при общении, лежит отсутствие
связи употребляемых терминов и понятий
со средой их применения. Так, например,
"Национальный формуляр лекарственных
средств" в условиях общей медицинской
практики представляет собой справочник
лекарственных средств, рекомендованных
Национальным фармакотерапевтическим
комитетом к применению на территории
государства. В то же время "формуляр
лекарственных средств" в условиях
программ государственных гарантий бесплатной
медицинской помощи населению является
регламентированным перечнем лекарственных
средств, подлежащих оплате из государственных
источников финансирования. В последних
условиях — это документ, в соответствии
с которым могут рассмат-
риваться финансовые претензии и решаться юридические споры между пациентом и медицинским учреждением, между медицинским учреждением и финансирующим органом.
В данной главе представлены основные понятия и термины, которые используются в общей теории управления, теории организации, общей теории систем. Они включены в словарь терминов (см. Приложение), который также содержит термины и понятия, предложенные авторами для характеристики системы клинического управления в рамках регламентированных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению (среды функционирования терминов и понятий).
Правильное представление о природе систем определяет методологические, логические и гносеологические подходы к эффективному управлению сложными системами. К разряду таких сложных систем может быть отнесена и система управления клинической практикой в рамках программ государственных гарантий, которая, для того чтобы выжить (т. е. сохранить определенный объем гарантированной государством бесплатной медицинской помощи населению), должна адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
1.1. Понятие о системах и системном подходе
Процессы управления любыми объектами имеют общие черты, что позволяет изучать их абстрактно. Как без овладения общими основами управления невозможно управлять никаким конкретным объектом, так и без глубокого знания конкретных объектов нельзя создать эффективную систему управления ими. В связи с этим изложение основ управления клинической практикой целесообразно предварить общими понятиями о системах, системном подходе и управлении. Фундаментом общей теории систем послужили работы биолога Л. фон Берталанфи (1928) и экономиста К. Боулдинга (1950).
Система — это комплекс элементов и отношений между ее частями, взаимосвязанными в единое целое. Через конкретную структуру связей и отношений (т. е. через организацию системы) каждая часть системы взаимодействует с другой в процессе передачи информации и регулирования функций (работы) системы.
Известно более 40 различных определений систем и системных объектов. Теория систем дает строгое определение понятия "система": совокупность конкретных объектов (компонентов, элементов), существование или деятельность которых взаимосвязаны и взаимообусловлены в силу достаточно определенных обстоятельств; важнейшим признаком системы в таком ее понимании является целостность — новое интегриро-
10
11
ванное качество, возникшее с появлением у данной совокупности объектов таких свойств, которых не было у каждого из них в отдельности.
Системы различаются по степени сложности их организации. К. Боулдингом выделено восемь классов систем в порядке возрастания их сложности:
Универсальным объективным организующим принципом сложных систем является закон самообращенной причинности. Основная суть этого закона состоит в том, что развитие причинно-функциональных связей и отношений в системе определяет процессы, которые порождают качественно новый (самосогласованный) порядок в системе. В сложных динамических процессах действие усиливает свою причину, образуя цикл (причинный круг, контур) и переводя систему на новый уровень, в новое состояние.
Причинный контур может играть роль стабилизирующего или дезинтегрирующего фактора в системе. Стабилизирующим он является тогда, когда в нем содержится нечетное количество отрицательно направленных изменений условной причины и условного действия (отрицательное нейтрализующее противодействие). В этом случае сложная система, состоящая из стабильных подсистем, является устойчивой, равновесной и статичной.
При наличии четного количества отрицательно и положительно направленных условных причин и условных действий формируется бифуркационная неустойчивость, возникают условия для качественных изменений в сторону распада и процессов дезинтеграции системы.
В соответствии с данной концепцией, мир реальных процессов и явлений — это процессы причинного кругооборота. Закон дает объективное обоснование принципу обратной связи и показывает, что причинная связь имеет функциональный характер.
Системообразующими признаками объекта являются:
Составными частями любой системы являются: вход, выход, процессы и связи.
Всякая система имеет свои границы, которые отделяют ее от внешней среды и контролируют обменные процессы с внешней средой. Граница системы — это ее специфичность, особенность по отношению к другим системам.
Внешняя среда — это то, что не входит в состав системы и с чем система взаимодействует при функционировании (финансовое обеспечение, рынок лекарственных средств, профессиональная культура и традиции, уровень научно-технического развития общества и т. д.). В зависимости от характера взаимодействия с внешней средой система может быть закрытой (такая система имеет жесткие фиксированные границы и независимые от внешней среды действия) и открытой (система интенсивно взаимодействует с внешней средой).
Вход в систему: любые материальные, энергетические, информационные и другие потоки, пересекающие границы системы и влияющие на состояние системы.
Процесс представляет собой смену отношений, форм деятельности в системе.
Процессы системы: процедуры, которым подвергаются входные данные для преобразования в конечный продукт системы.
Выход системы: конечный продукт ее деятельности.
Связи системы: взаимодействия между элементами системы (внутрисистемные связи), взаимодействия с внешней средой (внесистемные связи).
Системность — объективное свойство всех сложных объектов и явлений реальной действительности. Системный подход и системное мышление являются необходимыми предпосылками эффективности клинического управления.
Системный подход — особое методологическое направление в практике управления, в основе которого лежит понимание объекта как системы; применяется при решении задач, предполагающих изучение или создание системных объектов высокой сложности. Системный подход предполагает взаимо-обусловленность и взаимодополнение таких противополож-
12
13
ных понятий, как интеграция (целостность, функция) и дифференциация (структурированность). Чем выше уровень дифференциации и интеграции, тем выше степень развития и самоорганизации системы.
1.2. Понятия системы управления
В соответствии с концепцией управления во всякой системе есть объект управления (в системе клинического управления — это лечебно-диагностический процесс) и управляющий субъект. Объект и субъект управления находятся в системном единстве с внешней средой (финансированием, профессиональной культурой, традициями, уровнем научно-технического развития и т. д.).
Управление — это процесс целенаправленных воздействий на объект в рамках организованной системы. С точки зрения содержания, управление — это действия, направленные на достижение целей определенной системой. С точки зрения технологии, управление — это выявление отклонений (проблем) при достижении целей системы и принятие решений по их устранению.
В целом, по своей сути, управление — это процесс сбора, хранения, анализа и использования информации о достижении целей системы, а также об эффективности принимаемых решений и совершаемых действий.
Неотъемлемыми свойствами любой системы являются структура и функции. Только в их единстве раскрывается сущность системы как целостности.
Понятие "структура" отражает внутреннюю организацию, порядок и построение системы. Структура состоит из совокупности элементов системы и связей между ними и является характеристикой устойчивости.
В структуре заложена специфическая упорядоченность материи, накопленная информация, т. е. потенциал функционального порядка, качественной определенности, который обеспечивает оптимальное функционирование системы.
Структура управленческой деятельности включает в себя процессы, отношения, цели, функции, стимулы, мотивы, технологии, формы, методы, результаты, эффекты. Все это — компоненты структуры.
Функция ~ слово латинского происхождения, означает "круг деятельности", заданную деятельность элемента системы или системы в целом (когда последняя выступает в качестве компонента системы более высокого уровня).
Одной из общих функций
управления является менеджмент (руководство).
Менеджмент, в свою очередь, включает такие
функции, как планирование, прогнозирование,
органи-
зация, регулирование, координирование, стимулирование и контроль.
Закономерное выражение функции — форма. Форма и структура являются философскими категориями.
Форма — выражение содержания, совокупность связей между элементами деятельности. Внутреннюю организацию формы, ее устойчивость обеспечивает структура.
Метод — способ решения задачи. Слово "метод" происходит от греч. Metodos, что буквально означает путь к чему-либо (определенным образом упорядоченную деятельность).
Методы управления — способы воздействия субъекта управления на объект для достижения цели.
В науке выделяют:
Практика клинического управления предполагает применение административных, экономических, математических, статистических, аналитических, синтетических, социологических и других методов.
Стимул — внешнее побуждающее воздействие.
Мотив — внутреннее побуждающее воздействие.
Результат — итог деятельности, ее завершение.
Эффект — побочный результат.
Функция регулирования в управлении обеспечивает необходимое состояние упорядоченности и устойчивости системы.
Процесс маркетинга заключается в поиске и изучении возможных вариантов решения проблемы.
Технология — совокупность способов изменения состояния объекта. Для четкой реализации технологии управления должен быть сформирован нормативно-справочный фонд системы, который используется для выявления отклонений системы в процессе достижения цели. Реализация технологии управления заключается в устранении проблем, возникающих в системе.
Технологии управления могут быть простыми или гибкими, централизованными или распределенными.