Методы правового регулирования российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, метод экологического права - это «определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования»1. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное.

Содержание работы

1. Методы правового регулирования российского права 3
2. Нормы-правила 6
3. Принципы хозяйственной и иной деятельности, оказывающей
воздействие на окружающую среду (ст. 3 Федерального закона
"Об охране окружающей среды") 7
4. Юридические факты, события, действия 9
5. Абсолютные и относительные, регулятивные и
охранительные правоотношения 11
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota_ekologicheskoe_pravo.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Методы правового регулирования  российского права    3

2. Нормы-правила          6

3. Принципы хозяйственной  и иной деятельности, оказывающей

воздействие на окружающую среду (ст. 3 Федерального закона

"Об охране окружающей  среды")        7

4. Юридические факты, события, действия      9

5. Абсолютные и относительные, регулятивные и

охранительные правоотношения               11

Список использованной литературы              14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

1. Методы правового  регулирования российского права

 

Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, метод экологического права - это «определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования»1. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное.

Как известно, частному праву характерен диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права экологического права. Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

- дозволение совершить  определенные действия, имеющие  правовой характер;

- предоставление участникам  общественных отношений, урегулированных  нормами права, определенных прав;

- предоставление лицам, участвующим  в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта  своего поведения.

Публичному праву характерен императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.

Особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строиться по принципу "власть-подчинение", а такжепринципы экологического права. Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений, однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права:

- Метод "экологизации", характеризуется проникновением  экологических требований во  все сферы жизнедеятельности  общества. Так, законодательством РФ  требования в области охраны  окружающей среды и природопользования  устанавливаются не только в  отношении конкретных компонентов  природной среды, но и в отношении  хозяйственной и иной деятельности  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей. В действующем  законодательстве прослеживается  интеграционный подход в принятии  органами государственной власти  управленческих решений и осуществлении  контрольных мероприятий;

- Метод административно-правового  регулирования, характеризуется юридическим  неравенством сторон и властной  сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными  нормами (обязательными), а усмотрение  сторон допускается лишь в  установленных ими пределах или  случаях. Так, взаимоотношения органов  государственной власти и юридических  лиц при осуществлении государственного  контроля и надзора регулируются  именно императивными нормами.

- Метод гражданско-правового  регулирования основан на равенстве  сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена  возможность заключения Соглашения  между органами государственной  власти разного уровня, осуществляющих  государственное управление в  области охраны окружающей среды  как одна из правовых и наиболее  действенных форм взаимодействия2.

 

 

 

 

 

2. Нормы-правила

 

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.

В экологическом праве по содержанию юридического предписания выделяются следующие виды норм:

1) нормы-принципы - закрепляют  основополагающие начала охраны  окружающей среды;

2) нормы-приоритеты - устанавливают  правовые преимущества в охране  и использовании одних объектов  перед другими в интересах  обеспечения качества природной  среды;

3) нормы-правила – содержат общеобязательные правила поведения, закрепленные в официальных актах государства и опирающиеся на возможность государственного принуждения. Они являются основными инструментами социального контроля, их нарушение влечет за собой суровое наказание. Эти нормы запрещают или дозволяют конкретные виды поведения.

Нормы-правила - содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. Экологические императивы по своему содержанию подразделяются на следующие виды: предупредительные, запретительные; восстановительные (компенсационные); карательные; поощрительные; управомочивающие; разрешительные; обязывающие.

 

 

 

 

3. Принципы хозяйственной  и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду (ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды")

 

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- независимость государственного экологического надзора;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

- сохранение биологического разнообразия;

- обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

- участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

- обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

 

4. Юридические  факты, события, действия

 

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений необходимы обстоятельства, имеющие юридическое значение, которые называются юридическими фактами. Например, наличие права на земельный участок возникает после того, как принято решение компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отводе земельного участка, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т.д.

Юридические факты можно подразделить на следующие группы:

- правоустанавливающие, то есть такие действия и события, которые являются основанием возникновения экологических правоотношений (например, подача гражданином в установленном порядке заявки на получение лицензии на водопользование - ст. 48 Водного кодекса РФ);

- правоизменяющие, то есть такие действия и события, которые влекут за собой изменение сложившихся правоотношений (например, возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта, которое может повлечь ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта - ст. 26 Лесного кодекса РФ);

- правопрекращающие, то есть такие действия и события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений (например, истечение установленного срока пользования животным миром является основанием прекращения правоотношений по пользованию этими объектами - ст. 47 федерального закона «О животном мире»).

По связи с волей субъекта юридические факты могут быть классифицированы на события (появление которых объективно не зависит от воли сторон правоотношения) и действия (появление которых связано с волей хотя бы одного из участников правоотношения).

События — явления реальной действительности, которые происходят независимо от воли человека.

События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события не зависят от действий человека (стихийные бедствия, падение метеорита, вспышка на солнце и т.д.), тогда как относительные события зависят от участников данных правоотношений, то есть возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли.

Действия (бездействия) — это жизненные обстоятельства, происходящие по воле людей. Могут быть правомерными и противоправными. В свою очередь, правомерные факты подразделяются на юридические акты и юридические поступки, а противоправные — на правонарушения и объективно противоправные юридические факты.

Юридические поступки — это поведение людей в рамках существующих правоотношений, волевое начало которых прямо не направлено на возникновение конкретных юридических последствий.

Юридические акты — действия (осознанные) субъектов правоотношений, явно направленные на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические акты являются выражением чьей-либо воли и делятся на сделки и административные акты. Сделки порождают только гражданско-правовые последствия, административные акты могут порождать ещё и административные последствия.

Информация о работе Методы правового регулирования российского права