Бюджетная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.

Содержание работы

Введение 5

1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7

1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27

2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31

2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40

3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52

Заключение 63

Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РК.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

      В целях дальнейшего совершенствования нормативной и методологической базы, а также обеспечения соответствия требованиям международных стандартов осуществляемых контрольных мероприятий создан Методологический совет Счетного комитета, разрабатывается проект стратегии развития государственного финансового контроля.  Одним из необходимых условий для результативного взаимодействия органов контроля является документальное закрепление вопросов взаимодействия. Нами подписан совместный приказ «О создании рабочей группы по обеспечению эффективного взаимодействия Генеральной прокуратуры, Счетного комитета, Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства, Министерства транспорта и коммуникаций и Агентства финансовой полиции по оперативному сопровождению расходованию расходования финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета, в том числе на реализацию инвестиционных проектов, строительство и реконструкцию автомобильных дорог республиканского значения и поддержку сельского хозяйства». Кроме того, разработан и утвержден план совместных мероприятий на 2003 года по реализации указанного приказа. Большое внимание уделяется нами вопросам повышения квалификации сотрудников Счетного комитета.

      В настоящее время налажено  сотрудничество с организациями,  проводящими обучающие семинары для работников контролирующих органов (Канада, США, Япония, Индии, Турция). Кроме того, прорабатывается вопрос с международными организациями, в частности с ЮСАИД и Всемирным Банком, относительно создания Регионального центра обучения органов финансового контроля среди стран СНГ.

    И в заключение хотелось бы определить направления развития системы государственного финансового контроля, которые, на наш взгляд, являются перспективными:

    • построение стройной системы государственного финансового контроля путем четкого законодательного разграничения полномочий и функций, осуществляющих внешний и внутренний контроль;
    • определение стратегических направлений реформирования системы государственного финансового контроля;
    • институциональное укрепление органов, осуществляющих внешний контроль;
    • создание единой нормативной правовой, методической и информационной базы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов;
    • законодательное закрепление порядка взаимодействия всех государственных контролирующих органов в области государственных финансов в целях устранения имеющихся элементов дублирования в их деятельности;
    • создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников государственных органов финансового контроля;
    • активизация и расширение международной деятельности органов государственного финансового контроля. [29]

    В завершение, всего выше перечисленного хотелось бы отметить, что реформирование системы государственного финансового контроля требует разностороннего и глубокого подхода к изучению проблем данной системы. При этом важное значение имеет мнение представительной власти, международных экспертов, представителей иностранных и казахстанских государственных органов финансового контроля, международных организаций и ученых.  
 

 

     Заключение

 

          Одним из основных механизмов, позволяющих государству исполнять экономическую и социальную политику, является бюджетная система. Через нее привлекаются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для решения экономических и социальных проблем общества, обеспечения выполнения государством возложенных на него функций и задач.

          В настоящее время  наиболее острой является проблема сбалансированности бюджетов всех уровней. Возникновение  как дефицита, так и профицита зависит не только от исполнения бюджета в течение финансового года, но и от качества планирования и прогнозирования при утверждении бюджетных показателей. В связи с этим существует необходимость создания информационно-аналитической системы анализа и прогнозирования поступлений доходов в региональный бюджет, обеспечивающей автоматизацию деятельности местных исполнительных органов области, поскольку повышение точности прогноза бюджетных доходов с помощью современных информационных технологий является наиболее реальным способом управления сбалансированностью бюджета.

    Предоставить комплексную информационно-аналитическую поддержку развития решений прогноза и исполнения доходной части бюджета возможно с помощью систем поддержки принятия решений (СППР)

          Среди отличительных особенностей СППР можно выделить:

  • централизованное хранилище данных, позволяющее накапливать и хранить данные, интегрировать информацию из других источников;
  • подсистему мониторинга, позволяющую обрабатывать и визуализировать статистическую и аналитическую информацию, формировать отчеты на основе накопленных данных с использованием деловой графики;
  • аналитическую подсистему, поддерживающую анализ тенденций и закономерностей в динамике показателей, выявление и статистическую оценку степени взаимосвязи показателей, расчеты на основе стандартных и формируемых методик;
  • подсистему моделирования и прогнозирования, позволяющую выполнять прогнозирование на основе комплекса имитационных моделей.

    Разрабатываемая информационно-аналитическая система  интегрирует возможности современных  средств сбора, аналитической обработки  и визуального представления  информации.

    В состав информационно-аналитической  системы мониторинга доходов   бюджета входят:

  • подсистема ведения данных на основе единой бюджетной классификации;
  • подсистема анализа многомерных данных с целью определения полноты поступлений налоговых и  неналоговых доходов в бюджет области;
  • подсистема прогнозирования доходов на основе регрессионных моделей;
  • подсистема генерации отчетов, необходимых для поддержки принятия решения в планировании доходов бюджета;

    На  наш взгляд, для повышения уровня прозрачности бюджетной системы следует принять следующие мероприятия:

  • наделение парламента республики функциями контроля за деятельностью правительства в целом и использованием доходов республиканского бюджета;
  • развитие опыта проведения представительными органами всех уровней публичных дискуссий по вопросам бюджетной политики;
  • публикации в СМИ периодических (ежеквартальных, полугодовых, годовых) осведомление правительства и акиматов о ситуации, доходах и расходах бюджета на соответствующем уровне государственного управления;
  • принятие Национального фонда в бюджетную систему республики и его управляемость парламенту;
  • четкий порядок осуществления затратных статей бюджета.

    Таким образом, можно сказать, одной первых задач по предоставлению прозрачности бюджетной системы признано придание парламенту республики контрольных функций за деятельностью правительства, в том числе и по разработке им бюджета.

    Что касается функционирования в Казахстане Национального фонда, то она признана необходимой. В то время вся интересующая информация представляется закрытой от значительной части населения республики. Однозначно, что  большая часть граждан совсем не имеет никаких возможностей получать и знакомиться с информацией о функционировании Национального фонда. Те, кто такую возможность имеют, знакомятся с такой информацией главным образом из официальных источников. При этом далеко не все граждане доверяют официальной информации о Национальном фонде, считая ее не совсем объективной. Поэтому не случайно, что довольно большое число респондентов одним из важных условий обеспечения прозрачности деятельности Национального фонда, как и всей бюджетной политики, считают введение фонда в бюджетную систему республики и его подконтрольности парламенту.

    С начала  2011 года будет внедрена система  формирования и исполнения бюджета, основанная на индикаторах эффективности  и результативности, а также система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных органов и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы, которая позволит определить степень достижения стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе, анализ достижения (недостижения) показателей прямого, конечного результатов и показателей эффективности. Устойчивый рост экономики до 2008 года, обеспечивавший профицит консолидированного бюджета, позволил стране накопить резервы, смягчившие негативное влияние текущего мирового экономического кризиса. На преодоление последствий кризиса были также направлены предпринятые Правительством меры по снижению расходной нагрузки на бюджет, включающие сокращение неприоритетных расходов, а также пересмотр подходов к реализации бюджета развития, позволивший оптимизировать расходы по инвестиционным проектам и увеличению уставных капиталов государственных организаций. Доходы государственного бюджета на 2011 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития страны на среднесрочный период с учетом положений Налогового и Таможенного кодексов и других нормативных правовых актов, а также влияния вступления Казахстана в Таможенный союз.

    В расчетах доходов на 2011 год учитывалось  повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 30%. Несмотря на незначительный прирост доходов, социальная направленность бюджета в среднесрочной перспективе будет сохранена, и основным приоритетом при планировании государственных расходов будет являться устойчивый рост и повышение уровня жизни людей без принятия новых завышенных обязательств, влекущих за собой рост дефицита бюджета. При прогнозе расходов государственного бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию», «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». А также мероприятия разработанной в реализацию, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года», ГПФИИР, государственных программ развития образования на 2011 – 2020 годы и здравоохранения на 2011 – 2015 годы, разрабатываемой программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан.

    Как и в прежние годы в системе  социального обеспечения особое внимание будет уделено формированию финансово-устойчивой пенсионной системы.

    В 2011 году в реализацию поручений Главы  государства размеры пенсионных выплат будут увеличены на 30%. К 2015 году размер базовой пенсионной выплаты будет повышен до уровня 60 % от величины прожиточного минимума, а размеры государственных социальных пособий - увеличены в 1,2 раза по отношению к 2010 году. Ожидаемым результатом реализации предложенных мер явится переход к новым более высоким стандартам пенсионного обеспечения и стабильное сохранение процента замещения средней пенсии на уровне не ниже 40% от средней заработной платы. Дальнейшее развитие получит институциональная система предоставления специальных социальных услуг в направлении ее приближения к потребителям и более полного учета их индивидуального неблагополучия. Расширение перечня и объема гарантированных специальных социальных услуг будет достигнуто на основе внедрения рыночных принципов предоставления социальных услуг, государственно-частного партнерства и широкого использования возможностей гражданского общества.

    На  наш взгляд, бюджетная система  должна быть направлена на децентрализацию  решений бюджетных вопросов; совершенствование  нормативно-правовой базы общегосударственного и местного уровней, обусловливающей  законодательное разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; создание принципиально нового бюджетного механизма. Поиск новых конструктивных подходов к построению обновленных бюджетной системы и бюджетного устройства, формированию качественно новой системы межбюджетных отношений и оптимального сочетания их методов и форм позволят стабилизировать процесс укрепления казахстанской государственности, будут способствовать равноправию различных уровней власти, развитию рыночной экономики.

 

     Список использованной литературы

 
    
  1.    Елубаева Ж.М..дис; д.э.н., ассоц. Профессор. Бюджетная система Республики Казахстан: становление и перспективы развития 2006г.
  2.    Дуйсенгалиева. М. Этапы формирования бюджетной системы Казахстана и дальнейшие направления укрепления финансовой дисциплины. Финансы Казахстана, 2006, №5/6.
  3.    Омирбаев С. М. Бюджетная система Республики Казахстан. Учебник. Астана: издание «Сарыарка», 2007 – 488с.
  4.   Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N95-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2011 год).
  5.    Утибаев Б.С. Государственный бюджет: учебник. Алматы, Экономика, 2006.-411стр.
  6.    Храпунов В.В. Региональные аспекты экономической реформы в Казахстане.  Алматы:  Бiлiм, 1999г.
  7.    Закон республики Казахстан от 27.11.2007 n 5-4  "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008 - 2010 годы".
  8.    Постановление Республики Казахстан от 29 августа 2007 №754 «О среднесрочной фискальной политике Республики Казахстан на 2008-2010 годы».
  9.    Указ президента от 23.08.2000 n 402 "О Национальном фонде Республики Казахстан".
  10. "Цели, задачи и перспективы Банка Развития и Национального фонда РК" - интервью с Министром финансов Республики Казахстан  Есенбаевым М.Т. от 17.05.2001 г.
  11. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система Казахстана: становление и развитие. Учебник. Астана: Изд. КАзУЭФиМТ, 2008.-226стр.
  12. Утибаев Б.С.; Жунусова Р.М; СаткалиеваВ.Д. Государственный бюджет: учебник/под общ. ред. Б. С. Утибаева.- Алматы, Экономика, 2006.
  13. Данные счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета http://www.esep.kz.
  14. Данные Министерства финансов Республики Казахстан http://www.minfin.kz.
  15. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 мая 1999 года N 528 О правилах обеспечения периодичности бюджетных изъятий из областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлениями Правительства  РК от 30.07.99 г. N 1083; от 10.05.2000 г. N 694.
  16. Закон республики Казахстан от 27.11.2007 n 5-4  "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008 - 2010 годы".
  17. Информационный портал http://www.zakon.kz.
  18. Информационный сайт «Кочевник» http://www.nomad.su.
  19. http://www.studio-a-r.com.
  20. Выступление министра финансов РК Жамишева Б.Б. на заседании Правительства РК по вопросу "Об итогах исполнения государственного бюджета за 2010 год").
  21. Бизнес -  новости http://www.business-accounting.kz/.
  22. Мельников В,Д./Основы Финансов :Учебник.-Алматы: ТОО "Издательство Lem",2007.-568 С.
  23. Данные «Regional financial centre of Almaty city» http://www.rfca.kz/news.
  24. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org.
  25. Данные сайта «Теория и практика государственных закупок» http://www.itcp.kz.
  26. Оксикбаев О.Н Государственный финансовый контроль: проблемы и поиск решений: сборник статей и выступлений/[ред. Р. Турлынова].- Астана, Фолиант, 2008.- 584ст.
  27. http://www.astana.kz/ru/node/27528.
  28. Закон Республики Казахстан с изменениями и дополнениями от 6 ноября 2001 года № 252. О государственном и гарантированном  государством заимствовании и долге Закон Республики Казахстан  от 2 августа 1999 г. № 464.
  29. Тезисы выступления О.Оксикбаева, Председателя Счетного комитетапо контролю за исполнением республиканского бюджетана Круглом столе по теме «Внешний и внутренний финансовый контроль: проблемы и перспективы развития».
  30. Конституция Республики Казахстан.
  31. Официальный сайт «Бюджета» http://www.budget.kz.

Информация о работе Бюджетная система Республики Казахстан