Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении понятия и видов функций государства.

Файлы: 1 файл

Pechat_Kursovaya.docx

— 82.15 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в государственности  того или иного общества сохраняется  преемственность функций, но действует  и механизм обновления функций. В  частности, на появление новых функций  влияют самоорганизационные, субъективные процессы, а не только та или иная степень зависимости функций  от изменения основных признаков, прежде всего формы государства.

Наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства, то, которое  формируется для решения основных социальных, политических, в том  числе геополитических, экономических  и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой  и выживание самого общества.Именно в этом смысле государственная организация  общества приобретает большую социальную ценность. Уже ранние города-государства – первоначальная государственная организация общества, появившаяся на излете присваивающей экономики как необходимая реакция на кризисное состояние человечества берут на себя общезначимые социальные функции, о которых речь шла выше при характеристике раннеклассового государства, и прежде всего функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, металлообработка, керамика и т.п.). И тем самым демонстрируют социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация  в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу развития, эволюции, создает цивилизацию.

И если вновь, как предсказывают  многие ученые, человечество окажется в кризисном состоянии в XXI веке из-за действия экологического, демографического, сырьевого и иных факторов, которые  могут дойти до угрожающего всему  человечеству уровня, то можно предположить, что только новое развитие государственности, появление новых общесоциальных функций сможет обеспечить необходимый порядок, координацию, иные состояния, обеспечивающие существование цивилизации, ее спасение, воспроизводство. Словом, общесоциальное содержание функций, которое сохранялось на протяжении всей истории государственности, придавало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало и весьма разнообразные, даже причудливые формы. Например, к такому общесоциальному содержанию у некоторых народов относилось: поддержание мореплавания, морской торговли (островные государства), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные или тихоокеанские страны). А у иных народов именно сохранение своей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.

Основы существования некоторых  народов в конкретных условиях проживания на определенной территории, с определенными  географическими, климатическими и  иными характеристиками перерастали  в «вечные вопросы», в вечный предмет  государственной деятельности. Именно они наполняли общесоциальные функции  конкретным содержанием, которое приходилось  реализовывать на протяжении столетий на любом этапе государственности, чтобы обеспечить жизнедеятельность  и выживание того или иного  общества, того или иного народа.

Также важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции характеризуют  в наибольшей степени деятельную сторону государства, что, кстати, умалялось, а порой и вообще игнорировалось на предыдущем, марксистско-ленинском  этапе отечественной теории государства  и права. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства  приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его  распаду, разрушению и даже исчезновению.

К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий  стихийных бедствий и экологических  катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального  обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое.»[1]

 

 

 

 

 

 

_______

[1] Теория государства и права Венгеров А.Б Учебник 2000 3-е изд.стр.90-94

2.Внутренние функции российского государства.

 

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и охватывают практически все сферы общества и государства.[1]

К внутренним функциям современного государства относятся:

- экономическая;

-социальная;

-правоохранительная:

а) охрана существующих форм собственности;

б) охрана порядка;

в) охрана природы  и окружающей среды;

- развития научно-технического  прогресса;[2]

- налогообложения;

- социальной защиты;[3]

-народовластия;

-взимания налогов[4]

Рассмотрим подробнее  эти функции.

1.Экономическая  функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В демократическом правовом обществе экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами, прежде всего посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика.

Для ее проведения государство  создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики  и отечественного производителя (государственный  кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т. д.), которые играют особую роль в развитии экономики  страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.

В отношении некоторых  особо важных отраслей экономики, таких  как энергетика, атомная, оборонная  промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т. д., государство, как  правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций. Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

________

 

[1] Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. Стр.108

[2] Теория государства и права: учеб. /   Алексеев С.С., Архипов С.И. и др., 1998стр.129

[3] Теория государства и права Матузов Н.И. - М Юристъ 2004.стр.135

[4]Функции государства на современном этапе Морозова Л.А.//Государство и право.1993.№6.

 

Таким образом, можно  сказать, что вмешательство государства  в экономику сводится, как правило, к:[1]

- выработке экономической  политики;

- управлению предприятиями  и организациями, составляющими  государственную собственность;

- установлению правовых  основ рынка и ценовой политики;

- регулированию внешнеэкономических  отношений государства. Эта функция  государства сильно изменилась  в ходе исторического существования  государства от полного невмешательства  в экономику до полного контроля  всей хозяйственной деятельности  и регулирования всех вопросов  экономической жизни. В современных  условиях экономика развивается  на основе саморегулирования.  Вмешательство государства имеет  определенные пределы.

 

2.Социальная функция — это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т. д. Главное назначение этой функции — обеспечить общественное благополучие, создать равные для всех граждан возможности в его достижении.[1] Под нормальными условиями жизни людей подразумевается: возможность трудоустройства; безопасный для здоровья труд и адекватная его оплата; социальное страхование и помощь; пенсионное обеспечение; возможность получения образования; медицинской помощи; пригодная для жизни экологическая среда; благоприятные условия производственной и коммерческой деятельности; посильное и разумное налоговое бремя и, что особенно важно для всех категорий граждан, — правовая защищенность. В российских условиях защита государством своих граждан от чиновничьего и криминального произвола имеет особую актуальность, так как последний может привести, в конечном счете, к свертыванию экономических реформ и общественной нестабильности.

Рассматриваемая функция  государства, прежде всего, направлена на социально-политическую гармонизацию общественных отношений. Это предполагает также демократизм общественной жизни, свободу деятельности в рамках закона политических, общественных и  религиозных организаций.

 

3.Правоохранительная  функция, или функция по установлению и охране правопорядка, — это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Для выполнения этой функции применяются различные методы, такие как правотворчество и правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности).

 

_________

[1] Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007.  Стр.110-111

Общественный порядок  охраняется государственными органами, общественными организациями и  гражданами. Особая роль в обеспечении  общественного порядка принадлежит  органам внутренних дел, милиции.[1]

Охрана прав и свобод граждан  гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

В центре правоохранительной деятельности государства — гражданин, его безопасность, социальные и имущественные  права.

В современном государстве  правоохранительной деятельности уделяется  особое внимание, потому что ее эффективность  — один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности  правительства и правящей политической элиты.

4.Экологическая  функция (ранее она называлась природоохранной функцией) в последнее время приобретает все большую актуальность в деятельности государства и выдвигается в одну из основных. Она обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивное использование природных ресурсов, применение современных технологий нарушают баланс в естественной среде и, таким образом, изменяют условия жизни на Земле.

Во многих государствах разработано  обширное экологическое (природоохранное) законодательство, которое четко  регулирует деятельность людей и  организаций в области использования  окружающей среды. К его нарушителям  применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками  загрязнения окружающей среды.[1] Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. В статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Многие нормы, регулирующие природоохранную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления  этой функции лежат следующие  принципы:[1]

- Природные богатства  подлежат охране со стороны  государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный  оборот или нет.

- Использование природных  богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

-Неукоснительное соблюдение  экологического законодательства  и строгая ответственность за его нарушение.

16 февраля 2005 г. вступил в силу Киотский протокол. Подписавшие его государства (Россия в их числе) взяли на себя обязательство ужесточить экологическое законодательство («экологизация законодательства»). Пока влияние заключенного соглашения на российскую экономику еще носит ограниченный характер. В целом нормы экологического законодательства Российской Федерации.

[1] Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007.  Стр.112

содержат бланкетные (отсылочные) нормы, которые пока не находят логического  отражения в системе законодательства

В целях дальнейшей систематизации экологического законодательства принято  решение о разработке экологического кодекса Российской Федерации. В  отличие от иных кодексов, носящих  ведомственный характер (Водный, Лесной, Земельный …) экологический кодекс по своей сути должен представлять собой очень многоуровневый и  комплексный закон.

 

Под его регулирующее воздействие  должны подпадать: ресурсы компоненты окружающей среды; гражданские правоотношения; вопросы взаимодействия государства  и бизнеса; международные обязательства.

Во   многих   странах  разработаны и действуют национальные программы по охране  окружающей  среды.

В США, например, действует  Закон о национальной политике  в  области  охраны окружающей  среды,  разработаны  долгосрочные  программы  по  предупреждению загрязнения  атмосферы,  водоемов,  почвы   производственными   и   бытовыми отходами. В Великобритании, России, Казахстане, на Украине и  других  государствах существуют  специализированные  министерства  и  ведомства  по  контролю   и регулированию деятельности в области окружающей среды,  функционирует  целая система   законодательных  актов,  которые  предусматривают   жесткие   меры юридической ответственности за нарушения их требований.[1]

Информация о работе Функции государства