Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:02, курсовая работа
Целью работы является изучение многообразия подходов к пониманию государственного органа и его признаков, а также определение места и роли различные государственных органов в механизме государства.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
определить содержание понятия государственного органа и рассмотреть различные подходы к его пониманию;
сформулировать основные признаки государственного органа;
охарактеризовать виды государственных органов и выявить основания их классификации;
оценить место и роль различных видов государственных органов в механизме государства;
изучить систему государственных органов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 6
1.1. Понятие и признаки государственного органа 6
1.2. Классификация государственных органов 14
2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 18
2.1. Структура государственного аппарата 18
2.2. Институт главы государства 25
2.3. Законодательные (представительные) органы государственной власти 29
2.4. Исполнительные органы государственной власти 39
2.5. Органы судебной власти 45
2.6. Контрольно-надзорные органы 51
2.7. Правоохранительные и «силовые» органы государства 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 66
Кроме того, отмечается тот факт, что органы государственной власти - часть государственных органов наряду с государственными органами, не обладающими признаками органов государственной власти.
М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков также указывают на то, что следует отличать государственные органы и органы государственной власти, поскольку государственно-властными полномочиями обладают не все государственные органы, а только органы государственной власти.
М.В.Баглай раскрывает понятие органов государственной власти посредством выделения следующих признаков:
Таким образом, М.В. Баглай не выделяет и не рассматривает отдельно понятие государственного органа, однако отмечает, что «в Конституции РФ наряду с наиболее часто применяемым термином «орган государственной власти» встречается термин «государственный орган» (ст. ст. 33, 120).
Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин делают вывод, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями - уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. Г.В.Атаманчук формулирует дефиницию государственного органа как «единичную структуру власти, формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций». М.И. Байтин придерживается точки зрения, согласно которой орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенных государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства5.
Авакьян С.А. дает следующее определение: «Государственным органом являются группа (коллектив) граждан или один гражданин, которым поручено осуществление задач и функций государства; орган образован надлежащим образом, определенным конституцией или законом, наделен соответствующими полномочиями, действует в установленном законодательством порядке, принимает необходимые правовые акты и несет ответственность за свою деятельность пред народом и государством». С.С.Алексеев определяет государственный орган как «звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями6.
М.Н.Марченко государственный орган рассматривается как «относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства»7.
Краткий анализ современных представлений о понятиях «орган государственной власти» и «государственный орган» позволяет сделать вывод, что некоторыми учеными не делается различий между органами государственной власти и государственными органами, вместе с тем проблема такого соотношения имеет место8.
В целом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государственным органам присущи следующие признаки:
Только в совокупности все перечисленные признаки дают представление о таком понятии, как «государственный орган». Общие признаки, присущие всем государственным органам, не исключают того, что существуют специфические черты и особенности в порядке образования, структуре, характере деятельности конкретного государственного органа, обусловленные его местом и ролью в системе органов государственной власти. Данное обстоятельство делает целесообразным классификацию органов государства.
При всем многообразии органов государства их можно определенным образом классифицировать. В основу классификации могут быть положены разные основания.
По источнику формирования органы государственной власти делятся на первичные и производные.
К первичным органам государства относятся представительные учреждения (учредительное собрание, парламент), образуемые непосредственно в результате выборов. Сюда же может быть отнесен и глава государства (президент), если он избирается непосредственно населением.
К производным (или вторичным) государственным органам относятся органы, образуемые органами государственной власти. Таковы, например, органы исполнительной власти (правительства, министерства и т.д.). Круг их полномочий, как правило, четко определен и закреплен в нормативных правовых актах об этих органах (статутных законах, положениях), а деятельность носит в основном подотчетный характер. К этой же категории можно причислить органы правосудия15.
По характеру осуществляемых полномочий государственные органы подразделяются на следующие:
По объему властных полномочий органы
государства классифицируются на высшие и местные. Правда,
не все местные органы являются государственными
(например, органы местного самоуправления).
Высшие органы государства наиболее полно
олицетворяют государственную власть,
распространяющуюся на территорию всего
государства. Местные органы государства
функционируют в административно-
По процедуре принятия решений различают коллегиальные и единоначальные органы. В первом случае решения принимаются большинством голосов правомочных принимать такие решения должностных лиц органа, во втором - решение принимает единолично руководитель органа и он же несет за него персональную ответственность18.
По срокам полномочий – на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения)19.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции)20.
По характеру подчиненности - на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.д.) и органы «двойного» или «вертикально-горизонтального» подчинения (милиция, государственные банки и т.д.).
По правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные21.
По структуре или способу организации государственные органы можно поделить на простые (не имеют внутреннего подразделения, например, нотариат) и сложные (обладают соответствующей структурой организации, например, министерства)22.
Наиболее универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т.е. деление органов государства на законодательные (обобщающее название – парламенты), исполнительные (правительства, министерства, службы, комитеты, администрации) и судебные (конституционные, обычные, административные, военные, арбитражные суды)23.
Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определенную группу подобных органов. Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Необходимо отметить, что исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.
Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.
В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы. Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления и система судебных органов. Каждая из названных систем является носителем соответствующей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной24.
До сих пор нет единого мнения о том, в какой момент возникла теория разделения властей. Одни исследователи, говоря о ее зарождении, отталкиваются от политико-правовых взглядов об ограничении абсолютной власти монарха теми или иными средствами и способами: властью Бога и Церкви; нравственными критериями оценки личности государя; законом, которому обязан подчиняться верховный правитель, и т.п. Другие уверены, что идеи разделения властей «восходят к древности и берут свое начало со сложившихся взглядов Платона о разделении труда». При этом нередко нивелируется различие между понятиями «разделение властей» и «распределение властных полномочий между государственными органами». Между тем, как справедливо отмечали В.С. Нерсесянц, А.М. Барнашов и другие, говорить о том, что древние мыслители «уже в деталях разрабатывали само учение о разделении властей», было бы несколько преждевременно. Верно сказано, что разграничение полномочий органов государственной власти имело место во всей истории существования государств. Разделение властей - это более позднее явление.
Прежде чем обрести формы широко известной «классической» доктрины, концепция разделения властей прошла сложный путь развития. Фундамент этой теории не оказался бы столь прочным, если бы она не опиралась на наследие мыслителей Древнего мира и Средних веков. Предпосылки разделения властей зародились вместе с идеями об ограничении абсолютной власти, сфокусированной в руках одного человека или небольшой группы лиц. Можно предположить, что первые воззрения подобного рода стали появляться в эпоху формирования древних государств, так как в условиях любого политического режима возможно свободомыслие и явная или скрытая оппозиция25.
Информация о работе Государственный орган как сложное правовое явление