Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:02, курсовая работа
Целью работы является изучение многообразия подходов к пониманию государственного органа и его признаков, а также определение места и роли различные государственных органов в механизме государства.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
определить содержание понятия государственного органа и рассмотреть различные подходы к его пониманию;
сформулировать основные признаки государственного органа;
охарактеризовать виды государственных органов и выявить основания их классификации;
оценить место и роль различных видов государственных органов в механизме государства;
изучить систему государственных органов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 6
1.1. Понятие и признаки государственного органа 6
1.2. Классификация государственных органов 14
2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 18
2.1. Структура государственного аппарата 18
2.2. Институт главы государства 25
2.3. Законодательные (представительные) органы государственной власти 29
2.4. Исполнительные органы государственной власти 39
2.5. Органы судебной власти 45
2.6. Контрольно-надзорные органы 51
2.7. Правоохранительные и «силовые» органы государства 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 66
Качественно новый этап в становлении теории разделения властей связан с именем английского философа, создателя идейно-политической доктрины либерализма Дж. Локка. В своей работе «Два трактата о государственном правлении» он обосновывал не только разделение властей на законодательную и исполнительную (правительственные и судебные полномочия), но и утверждал, что законодательная власть должна стоять выше, а все остальные должны ей подчиняться. При этом мыслитель проводил идею о том, что источником власти остается народ, который может отстранить и законодательный орган, если такая власть действует вопреки оказанному ей доверию.
Автором классического варианта разделения властей считается французский правовед и философ Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755). Можно с уверенностью сказать, что Ш. Монтескье заложил системную основу теории разделения властей. Все дальнейшее развитие анализируемой концепции было связано с различным истолкованием взглядов этого выдающегося французского просветителя, а также применением сформулированной им идеи на практике в качестве конституционно-правового принципа26.
Монтескье констатировал, что в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, в силу которой «государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы»; власть исполнительная, ведающая вопросами войны и мира, дипломатического права, вопросами государственной безопасности; власть судебная, карающая преступления и разрешающая столкновения частных лиц. Считая недопустимым объединение хотя бы двух ветвей власти в одних руках, он указывал и на опасность, связанную с чрезмерной их независимостью. Законодательную власть Монтескье считал доминирующей, а исполнительную - ограниченной по своей природе. Главный тезис Монтескье сводится к следующему: политическая свобода несовместима со злоупотреблениями, неизбежными при сосредоточении всей полноты власти в одном лице или государственном органе, и, наоборот, ей благоприятствует умеренное правление с разделением властей. Под разделением властей философ понимал установление такого порядка в государстве, при котором три власти - законодательная, исполнительная и судебная - отделены одна от другой и вверены различным государственным органам27.
Теория разделения властей стала не только идейной основой первых конституционных актов и катализатором прогресса политико-правовых взглядов. Уже в конце XVIII в. отдельные ее положения получили нормативное закрепление в качестве конституционного принципа как во Франции, так и в других государствах и были практически реализованы. В статье 16 французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. записано: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции». Значимость данного умозаключения не потеряла своей актуальности и в настоящее время28.
Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служит главным условием политической свободы в обществе.
Реализация буржуазными государствами принципа разделения властей привела к созданию сложных конструкций системы сдержек и противовесов, не позволяющей ни одному органу сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Система сдержек и противовесов покоится на следующих основополагающих началах:
В качестве классического примера удачного решения этого вопроса обычно приводят систему федеральных органов США. Наличие двух палат Конгресса в значительной степени осложняет процесс прохождения в нем законов. Верхняя палата – Сенат является серьезным тормозом на пути законов, принимаемых нижней палатой, способной в ряде случаев на популистские решения. В свою очередь, Президент США обладает правом отлагательного вето и не пропускает законы, которые, по его мнению, не отвечают задачам правого регулирования, нарушают права и свободы граждан. Но палата представителей и только она может возбудить процедуру привлечения к ответственности Президента США и других руководителей федеральных органов власти. Судебная власть является независимой от других ветвей власти. Как судьи Верховного суда, так и судьи низших судов сохраняют свои должности пожизненно или до тех пор, пока их поведение является безупречным30.
Принцип разделения властей обеспечивает предметно-функциональную и структурную обособленность высших органов государственной власти и, следовательно, их относительную самостоятельность и независимость друг от друга. Иными словами, речь идет о такой организации государственной власти (государственного механизма), которая предполагает наличие институционализированной системы органов, которым присуща структурно-функциональная определенность и которые действуют в пределах системы как относительно автономные компоненты. В этом смысле принцип разделения властей служит в известной степени критерием демократизма политической системы общества: его реализация возможна только в рамках демократического режима. Причем особое значение приобретает самостоятельность и независимость парламента как общенационального представительного учреждения, в верховенстве которого и воплощается главным образом идея народного суверенитета. Одно из главных требований доктрины - органам исполнительной власти запрещается непосредственно участвовать в принятии законов. Право на их издание признается исключительно за выборным представительным органом - парламентом.
В России принцип разделения властей как конституционный принцип организации и осуществления государственной власти введен Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст. 10). Соответственно, в системе государственных органов на федеральном и региональном уровне различаются законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти и органы судебной власти31. Использованная система сдержек и противовесов в деятельности федеральных органов Российской Федерации во многом повторяет аналогичную систему США.
Законодательный орган – Федеральное Собрание осуществляет законотворческую деятельность и с помощью парламентских методов может влиять на деятельность Правительства РФ, в частности, утверждает бюджет, имеет право заслушивать отчеты Правительства о своей деятельности и ставить вопрос о недоверии Правительству. В то же время Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и исключает ее подмену законодательными или иными органами. Президент РФ как глава государства обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, а также может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным Конституцией РФ. Государственной Думе в свою очередь предоставлено право выдвигать против Президента РФ обвинение в государственной измене или ином тяжком преступлении.
Однако при самой действенной системе сдержек и противовесов принцип разделения властей имеет два существенных порока, негативно сказывающихся на деятельности всего государственного механизма: 1) деятельность государственных органов без опоры на широкие слои населения; 2) неспособность парламента влиять на процессы исполнения принимаемых им законов. Последний недостаток со всей очевидностью проявился в Российской Федерации с первых же шагов деятельности Государственной Думы. Органы законодательной власти оказываются по преимуществу трибуной для говорящих, но не влияющих на реальные процессы депутатов32.
Необходимо отметить, что важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования. Нельзя не заметить, что в современных демократических государствах все большее предпочтение отдается принципу координации и сотрудничества органов, осуществляющих государственную власть33.
По-разному решается вопрос о вхождении в аппарат государства местных органов самоуправления: в некоторых странах они считаются государственными органами; в других — к государственным органам относятся только органы управления на местах, а представительные органы не входят в механизм государства, в третьей группе стран представительные и исполнительные органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, т.е. не являются частью аппарата государства34.
Адекватной современной позицией, преобладающей во многих государствах мира, видится взаимосвязь местного самоуправления с государством, сотрудничество с ним в решении общенациональных задач в рамках единой публичной власти. Система местного самоуправления должна обеспечивать баланс общегосударственных и местных интересов, общественной и государственной составляющих местного самоуправления.
Концепция местного самоуправления трансформировалась в пользу интеграции его в единую систему осуществления власти при сохранении организационной и компетенционной обособленности местного самоуправления.
В системе разделения властей, помимо горизонтального разделения (законодательная, исполнительная и судебная), выделяют и вертикальное, что особенно актуально в федеративных государствах. Недопустимо, с одной стороны, выдвижение концепции особой государственной власти субъектов Федерации, с другой стороны, умаление значимости действий и решений государственной власти субъектов. При этом власть федеративного государства, как и любого другого, едина. Можно говорить лишь об уровнях осуществления единой государственной власти.
Таким образом, речь идет о двух уровнях осуществления государственной власти в Федерации: федеральном и субъектов Федерации. В то же время местное самоуправление также является необходимой составляющей подлинного разделения публичной власти по вертикали. Такой подход свидетельствует как о самостоятельности местного самоуправления в качестве особого уровня осуществления публичной власти, так и о взаимосвязи его с иными уровнями осуществления власти по всей вертикали35.
Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. Глава государства не стоит и не может стоять над органами различных ветвей власти, а обеспечивает необходимую координацию их деятельности, испытывая на себе контролирующее воздействие, прежде всего, законодательных и судебных органов. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх, в республиках — президент.
Глава государства - высшее должностное лицо, являющееся олицетворением государственной власти и верховным представителем государства в сфере внешних сношений. Глава государства может быть наследственным (например, в наследственной монархии - король, эмир, власть которых, как правило, передается в установленном законом порядке по наследству от одного представителя царствующего дома к другому - Великобритания, Дания, Швеция, Испания, Япония и др.); выборным (например, в президентской республике - президент, который избирается населением либо путем непосредственных выборов - Мексика, Россия, либо в порядке косвенных выборов - США, Аргентина, либо многоступенчатых выборов - Италия, ФРГ, Индия). В президентских республиках (США, Мексика, Аргентина) он одновременно является главой правительства, что позволяет ему осуществлять свои полномочия более самостоятельно. В Швейцарской конфедерации функции главы государства и правительства осуществляет коллегиальный орган - федеральный совет и президент, избираемый федеральным советом на один год из своего состава.
В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх. На основе конституционных норм или в силу сложившихся традиций монарх обладает рядом прав в отношении парламента: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, а в некоторых случаях и правом «вето». В Японии в соответствии с действующей Конституцией, император по представлению парламента утверждает премьер-министра, по представлению правительства – председателя и членов Верховного суда, подтверждает назначение и отставку членов правительства, созывает парламент, дает согласие на акты амнистии и помилования. Обычно монарх считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Фактически же все эти полномочия от его имени осуществляются правительством и его органами. Согласно той же Конституции Японии все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них ответственность36.
В президентских республиках не только юридическое, но и фактическое положение главы государства достаточно значимо. Причем сфера полномочий президентской власти постоянно расширяется. В некоторых современных странах (преимущественно с парламентскими формами правления) институт главы государства, по существу, утратил свою политическую роль и положение самого главы государства сведено лишь к внешней атрибутике власти: он принимает весьма скромное, незначительное участие в осуществлении государственной политики.
Конституции многих стран содержат положения, характеризующие роль президента в системе государственных органов. Эта роль в основном выражается том, что президент является главой государства, гарантом национальной независимости и территориальной целостности, верховным главнокомандующим вооруженных сил, представителем государства в международных отношениях. Президент следит за соблюдением конституции, олицетворяет единство нации и обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов.
Порядок выборов президента в современных государствах неодинаков. Президент Французской Республики избирается путем всеобщего и прямого голосования; Президент Греции - Палатой депутатов, в Индии Президент избирается членами коллегии выборщиков, состоящих из выборных членов обеих Палат Парламента и выборных членов Законодательных собраний штатов; в Италии Президент Республики - Парламентом на совместном заседании палат. В США выборщики собираются по своим штатам и голосуют по бюллетеням за президента и вице-президента, из которых хотя бы один не должен быть жителем одного с ними штата.
Информация о работе Государственный орган как сложное правовое явление