Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:02, курсовая работа
Целью работы является изучение многообразия подходов к пониманию государственного органа и его признаков, а также определение места и роли различные государственных органов в механизме государства.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
определить содержание понятия государственного органа и рассмотреть различные подходы к его пониманию;
сформулировать основные признаки государственного органа;
охарактеризовать виды государственных органов и выявить основания их классификации;
оценить место и роль различных видов государственных органов в механизме государства;
изучить систему государственных органов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 6
1.1. Понятие и признаки государственного органа 6
1.2. Классификация государственных органов 14
2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 18
2.1. Структура государственного аппарата 18
2.2. Институт главы государства 25
2.3. Законодательные (представительные) органы государственной власти 29
2.4. Исполнительные органы государственной власти 39
2.5. Органы судебной власти 45
2.6. Контрольно-надзорные органы 51
2.7. Правоохранительные и «силовые» органы государства 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 66
Одно из центральных мест в системе государственных правоохранительных органов занимает прокуратура. В одних странах прокуратура является составной частью суда, а в других организационно отделена от него.
Основы системы отечественной прокуратуры закреплены в ч. 1 ст. 129 Конституции РФ, в соответствии с которой прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Несомненно, данное конституционное положение предполагает выделение трех основополагающих принципов в организации и деятельности прокуратуры: единства, централизации и независимости. Такое построение органов прокуратуры позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением законодательства независимо от каких бы то ни было других органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
В компетенцию прокуратуры входит осуществление уголовного преследования, защита законности. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. «Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, - говорится, например, в Конституции Испании (ст. 124), - имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных лиц, а также наблюдением за независимостью судов и соблюдением общественного интереса».
Конкретное представление о целях прокуратуры может быть сформировано на основе анализа законодательства, регламентирующего деятельность прокуратуры.
В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. №2202-I закреплено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены прежде всего в законах. И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы.
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государств76.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.
Деятельность прокуратуры реализуется в специфических, присущих именно органам прокуратуры, формах и методах: принесение протеста, представления прокурора, принятие постановления, направление прокурором предупреждения о недопустимости нарушений и др. В судебных заседаниях прокуроры участвуют в качестве государственных обвинителей77.
Нотариат – это система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только государственными нотариусами, в других – государственными и церковными нотариусами (например, в Англии). В США нотариальные функции возложены на государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а также на комиссаров по вопросам установления фактов, назначаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни78.
До тех пор пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения, демократические государства будут вынуждены поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории. Для этого демократическое государство располагает боеспособной армией (вооруженными силами), органами внешней разведки и контрразведки, пограничными, железнодорожными и другими специальными войсками. Армия, кроме того, необходима для выполнения международных обязательств государства79.
Силовые структуры - армия, разведка, следственные изоляторы, тюрьмы - могут применять силу, прямое физическое принуждение, оружие и другие технические средства принуждения, но только в рамках и на основе закона.
Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.
Деятельность Вооруженных Сил осуществляется на основании Конституции РФ и федерального законодательства.
В области безопасности, как и в других областях и сферах жизни государства, нужна постоянная организаторская работа. Эта деятельность в сфере обороны государства в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» ведется как всеми органами государственной власти на всех уровнях, так и специально для того учрежденными и создаваемыми государственными органами и организациями, в совокупности образующими военную организацию государства.
Наряду с термином «военная организация государства» очень часто применяются и другие термины («военная сила», «армия», «войско», «силовые структуры», «вооруженная сила» и др.).
Под термином «армия» (от фр. armee, от лат. armare - вооружать) понимается военный орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного насилия. Иногда под этим термином понимаются его вооруженные силы. Армия обладает рядом специфических признаков: во-первых, она создается и содержится государством; во-вторых, она представляет собой организацию вооруженных людей и выполняет свои функции вооруженными средствами; в-третьих, армия способна вести войну и обладает для этого необходимой боевой мощью. Перечисленные взаимосвязанные признаки отличают армию от других вооруженных организаций, в том числе и государственных, и проявляются в процессе ее возникновения и деятельности.
Термин «силовые структуры» объединяет кроме ранее перечисленных также другие государственные органы и организации, которые в своем составе имеют военизированные формирования (органы внутренних дел, органы по исполнению наказаний и ряд других), но в которых организация служебной деятельности обязанностей не предполагает исполнения военной службы, а осуществляется в ином нормативно определенном порядке (иных видах государственной службы)80.
Таким образом, до тех пор пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения, демократические государства будут вынуждены поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории. Для этого демократическое государство располагает боеспособной армией (вооруженными силами), органами внешней разведки и контрразведки, пограничными, железнодорожными и другими специальными войсками.
Аппарат современных государств, как правило, весьма громоздок и сложен в организационном отношении. Объясняется это, прежде всего, тем, что государственный аппарат приспособлен для осуществления усложнившихся многообразных функций государства в современных условиях. С развитием государства могут появляться новые разновидности государственных органов. В условиях научно-технического прогресса более отчетливой становится тенденция к дифференциации и специализации государственных органов и вместе с тем совершенствуется механизм взаимодействия между различными системами государственных органов и между конкретными органами (сотрудничество и координация) в решении общих государственных задач.
Данное обстоятельство ставит перед государством задачу: деятельность разных звеньев государственного аппарата должна быть хорошо скоординирована.
В результате проведенного исследования можно сделать следующий основополагающий вывод. В юридической литературе представлены различные определения понятия государственного органа (органа государства), во многом отражающие многоаспектность рассматриваемой сущности. Большинство авторов под государственным органом понимают юридически оформленную первичную структурную, но в то же время организационно и хозяйственно относительно обособленную часть государственного механизма, состоящую из государственных служащих, имеющую соответствующую структуру и наделенную установленным законодательством объемом властных полномочий, необходимыми средствами для участия в осуществлении в пределах своей компетенции задач и функций государства, действующую от его имени и по его поручению, применяющую присущие ей формы и методы деятельности. При этом государственным органом может быть одно должностное лицо или организованная группа должностных лиц и государственных служащих. Государственные органы взаимодействуют с другими элементами государственного механизма, образуя государственный аппарат. Также государственные органы являются существенным элементом механизма государства, в организации и деятельности которых отражается его структурное и функциональное разнообразие. Так или иначе «необходимость государственных органов вытекает уже из самого существа государства как единого организованного союза. Государство без органов было бы неосуществимым на практике представлением, равнозначным анархии». В юридической литературе даются различные определения понятия государственного органа, что является следствием многоаспектности данного понятия и связано с различными подходами к раскрытию его природы и содержания.
Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
1 Носов С.И. О соотношении понятий «государство», «государственный аппарат», «государственный орган» и «орган государственной власти» // «Гражданин и право» - 2007, №5.
2 Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. С. 98.
3 Вожова Е.М. Органы государственной власти как субъекты права // Административное и муниципальное право - 2010, №7.
4 Носов С.И. О соотношении понятий «государство», «государственный аппарат», «государственный орган» и «орган государственной власти» // «Гражданин и право» - 2007, №5.
5 Вожова Е.М. Органы государственной власти как субъекты права // Административное и муниципальное право - 2010, №7.
6 Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: Книжный мир, 2007. С. 79.
7 Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. С. 92.
8 Черкасов К.В. «Государственный орган»: некоторые проблемы правовой неопределенности категории // Российская юстиция – 2009, №12.
9 Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. С. 98.
10 Носов С.И. О соотношении понятий «государство», «государственный аппарат», «государственный орган» и «орган государственной власти» // «Гражданин и право» - 2007, №5.
11 Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: РИОР, 2008. С. 120.
12 Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов – 3-е из., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2007. С. 46.
13 Черкасов К.В. «Государственный орган»: некоторые проблемы правовой неопределенности категории // Российская юстиция – 2009, №12.
14 Малько А.В. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. С. 23.
15 Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. С. 101.
16 Федотов А.В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации // История государства и права – 2009, №5.
17 Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. С. 85.
18 Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. С. 102.
19 Малько А.В. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. С. 24.
20 Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. С. 85.
Информация о работе Государственный орган как сложное правовое явление