Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:11, дипломная работа
Целью исследования является рассмотрение форм государственного устройства в современных государствах. Достижение указанной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:
установить цели и назначение государства, определить его идею и сущность;
рассмотреть различные формы организации государства, выявить их основные правовые признаки и установить характер политико-правовых связей между центральной и местной властью, свойственные каждой из них на современном этапе;
установить основные особенности организации и осуществления верховной власти при различных формах государственного устройства;
показать роль и значение различных форм государственного устройства в обеспечении территориальной и политической целостности государства, его самостоятельности и независимости в международных отношениях.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Государственное устройство как элемент формы государства……………..6
1.1Правовая природа государственного устройства..........................................6
1.2 Унитарная форма государственного устройства…………………………..9
1.3 Правовая характеристика федеративной формы государственного устройства……………………………………………………………………….18
1.4 Понятие и характеристика конфедерации...................................................30
2 Формы межгосударственных объединений……………………………..….36
2.2 Правовой статус и правосубъектность международных объединений..........................................................................................................47
Заключение............................................................................................................54
Список используемой литературы………………...…………………………..…….56
Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным занятиям граждан.
Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами.
Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами, в рамках установленных законами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями (т.е. там нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями администраторы).
Относительно
Например, Конституция
Республики Болгарии 1991 года устанавливает:
"Республика Болгария является единым
государством с местным самоуправлением.
В ней не допускаются автономные территориальные
образования". Нетрудно видеть, что
последняя норма направлена против возможных
намерений компактно проживающего и растущего
турецкого меньшинства. Но независимо
от этого не слишком точного конституционного
положения (местное самоуправление по
определению предполагает территориальную
автономию), Конституция характеризует
общину как основную административно-
Наконец, централизованные
унитарные государства — это
те, в которых нет местной
Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессию именно территорий, а не проживающих там общностей. Если местное сообщество приобретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, то вступают в действие международно-правовые нормы о праве народов на самоопределение, на собственную национальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление и даже полное отделение' фактически возникшего, учрежденного народом государства.
Например, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настояли на своем праве самоопределения. Вполне возможно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Но до тех пор, пока территориальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается формой организации единого, хотя бы и многонационального народа. И статус территорий не является формой, выражающей суверенитет. До этих пор право отделения территории от государства юридически не существует.
В унитарном государстве местным сообществам добиться статуса народа не так-то просто. Например, в ст.З французской конституции сказано: "Национальный суверенитет принадлежит народу... Никакая часть народа... не может присвоить себе его осуществление". Таким образом, унитарное государство в принципе отрицает существование каких-либо носителей суверенитета, кроме единого народа (или единого монарха)
Унитарная форма ограничивает права территорий и их органов преимущественно решением местных дел. Обычно территории не имеют права участвовать в государственной политике. «Если местные учреждения должны получить политический характер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в свободных государствах им запрещается выражать мнения по политическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение...»
Политически единое государство не всегда становится централизованным в административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и другими субъектами могут быть признаны различные права и свободы. Не являются исключением и территории. Права территорий в унитарном государстве являются более или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти полномочия, местные свободы и привилегии принадлежат территориям нс по собственному праву, а приобретаются в силу закона, изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в большинстве случаев местные органы административно подчинены правительству.
Учреждается одна система высших государственных органов. Ими являются только центральные политические учреждения — глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных органов.
В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона — акта высшей юридической силы. Это не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.
Системы налогообложения,
применяемые в унитарных
В унитарном государстве
Унитарная форма государственности широко распространена. Ее использует большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы и Африки.
Унитарная форма государственного
устройства имеет ряд признаков,
которые характеризуют ее с различных
аспектов. На территории унитарного государства
действует одна конституция, единая система
законодательства, одно гражданство. В
нем функционирует единая денежная система,
проводится обязательная для всех административно-
Унитарное государство можно рассмотреть на примере Франции:
Франция - унитарное государство,
и проблема сосуществования
Децентрализация основана
на соблюдении двух условий.
Во-первых, на признании и
Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.
Исторически унитарная форма
Таким образом, унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1) На территории унитарного
государства действует одна
2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.
3) Однопалатный парламент.
4) Составные части унитарного
государства (области,
На сегодняшний день, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших, однонациональных, а также для монархических государств,так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов, из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство. Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.
Информация о работе Государство, как основной элемент политической структуры общества