Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат
1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.
СЕМИНАР ПО КП №1. Тема 1. Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве
Вопросы, выносимые на семинарское занятие:
1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
Характеристика непосредственной демократии
По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым:
непосредственная демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.
Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.
Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).
Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).
Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.
Представительная демократия —
2 Народовластие:
понятие и конституционное
Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства.
Реализация местного самоуправления как формы публичной власти в Российской Федерации, что находит свое выражение в конституционно-правовых полномочиях местного самоуправления, предполагает широкое использование форм прямого волеизъявления населения. В ч. 2 ст. 130 Конституции РФ закрепляется следующее положение: местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В системе местного самоуправления прямое народовластие способствует эффективному решению вопросов местного значения, выработке муниципальных правовых актов, имеющих большое общественное значение. Разнообразные формы прямой демократии являются связующим звеном между населением, выборными и иными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, эффективным способом оценки деятельности органов и должностных лиц.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.
Понятие и виды общественных объединений.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей). Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм:
Порядок создания общественных объединений.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях", и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц (за исключением политических партий, профессиональных союзов). В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Устав общественного объединения должен, в частности, предусматривать: название, цели общественного объединения, его организационно - правовую форму структуру общественного объединения, территорию, деятельность компетенцию и порядок формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов, порядок внесения изменений и дополнений в устав, источники формирования денежных средств и иного имущества и т.п.
Общественное объединение (за исключением политического) вправе не регистрироваться в органах юстиции, в этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица. Государственная регистрация общественных объединений производится соответствующими органами юстиции. Для государственной регистрации общественного объединения в течение трёх месяцев после съезда (конференции, общего собрания) подаются заявление, устав общественного объединения и иные необходимые документы. Зарегистрированные общественные объединения включаются их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Регистрирующий орган в месячный срок рассматривает заявление и либо регистрирует общественное объединение, либо отказывает в государственной регистрации, если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов РФ, некоторым федеральным законам. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Политические партии и профессиональные союзы создаются в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" соответственно.
Порядок прекращения общественного объединения.
Реорганизация и ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Ликвидация общественного объединения осуществляется также в судебном порядке по заявлению прокурора в случаях: виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушений Конституции РФ, законов или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Деятельность общественных объединений также может быть приостановлена в судебном порядке в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ по решению соответствующего суда на основании заявления прокурора или регистрирующего органа. Если общественное объединение в установленный срок устраняет нарушения, то после окончания указанного срока оно возобновляет свою деятельность, в противном случае орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.
4 Политические
партии, избирательные объединения
и иные виды политических
Политические партии - общественные объединения, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политические партии должны иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ (не менее 45 отделений), и не менее 10 тысяч членов. Политические партии в числе основных целей имеют формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе (сами по себе они государственную власть не осуществляют и государственно-властными полномочиями не обладают).
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — политическое общественное объединение, созданное в установленном федеральным законом порядке для участия в выборах, имеющее свой устав, зарегистрированный в органах юстиции. И.о. есть разновидность политического общественного объединения, устав которого специально предусматривает возможность участия в политической жизни, участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов, а также участия в деятельности этих органов. В соответствии с федеральным законодательством, в частности Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 2), И.о. может быть представлено в следующих организационно-правовых формах: политическая партия, иная политическая организация, политическое движение.
5 Правовой статус религиозных объединений и их виды.
Религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ,образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме:
1. религиозных групп — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
2. религиозных организаций (РО) — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).
6. Конституционно-правовые
основы деятельности средств
массовой информации в
Понятие средств массовой информации и общепринятые принципы конституционно-правового регулирования их деятельности. Согласно пункту 5 статьи 29 действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., "гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается" Исключения из общего правила могут быть сделаны, во-первых, в законодательных актах РФ и республик, входящих в ее состав, а во-вторых, конкретно в законодательстве о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать федеральному Закону о СМИ. Такое толкование вытекает из сопоставления статей 1 и 3 Закона. Исключения из Закона о СМИ могут также применяться при необходимости защиты репутации и прав других людей, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Но эти исключения должны соответствовать положениям статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах
Конституция РФ утверждает следующие принципы, гарантирующие свободу массовой информации: Принцип прямой имплементации норм международного права, закрепленный в пункте 4 статьи 15 Конституции См. там же.С. 5. . Согласно этой норме, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В пункте 1 статьи 17 утверждается следующее: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам и в соответствии с настоящей Конституцией". Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (пункт 3 статьи 46). При этом на конституционном уровне закреплена общая норма, согласно которой устанавливается приоритет международных договоров, участницей которых является РФ, над положениями внутреннего законодательства (пункт 4 статьи 15).
7 Общественная палата России как институт гражданского общества
Обще́ственная пала́та Росси́йской
Федера́ции — организация, обеспечивающая взаимодействие граждан Российс
Общественная палата была сформирована в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
Согласно закону, деятельность Общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.