Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат

Описание работы

1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.

Файлы: 1 файл

конституц семинары.docx

— 308.70 Кб (Скачать файл)

- Недопустимость высылки  гражданина РФ за пределы России  или выдачи другому государству (ч.1 ст. 61 К.).

- Защита и покровительство  граждан РФ за границей (ч.1 ст.61 К.) Осуществляют дипломатические  представительства и их должностные  лица обязаны: 1) содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспеченна  возможность в полном объеме, пользоваться всеми правами установленными  законодательством государства  их пребывания. 2) защищать их права  и охраняемые законом интересы. 3) При необходимость принимать  меры для восстановления нарушенных  прав Российских граждан.

- Признание за гражданином  РФ двойного гражданства (ч.1 ст. 62 К.) двойное гражданство допускается  если такую возможность предусматривает  федеральный закон. Гражданин России  имеющий также иное гражданство  рассматривается Россией только  как гражданин РФ за исключение  случаев предусмотренных международным  договором. Приобретение гражданином  России иного гражданства не  влечет за собой прекращения  гражданства РФ. Для того чтобы  получить статус бипатрида необходимо  иметь договор России с другим  государством.

- Сохранение гражданства  РФ при заключении и расторжении  брака.

- Сохранение гражданства  за гражданами России проживающими  за границей

- Приоритет норм международных  договоров по вопросам гражданства  над национальным законодательством

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Приобретение гражданства РФ представляет собой сложнейшую процедуру, строго регламентированную Конституцией РФ, федеральными законами, а также целым рядом подзаконных нормативных актов

Документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

 

 

 

Тема 2. Российский федерализм: пути развития и совершенствования

Вопросы, выносимые на семинарское занятие:

  1. Становление и развитие Российской Федерации как федеративного государства.

 

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая на III Всероссийском съезде Советов 25.01.1918, объявила об учреждении Советской России как федерации советских национальных республик. Был взят курс на то, что субъектами Федерации могут быть только национальные образования, а остальные регионы рассматривались как компоненты единого унитарного государства. «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик».

Принцип федерализма в основном провозглашался лишь формально: Россия, и позже СССР на деле преимущественно были централизованными государствами, в которых жестко насаждался принцип унитаризма.

РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории, численности населения, экономическому и научному потенциалу. В не входили 16 автономных республик (из 20 во всем СССР), 5 автономных областей (из 8) и все 10 автономных округов. По Конституции РСФСР 1978 года Верховный Совет РСФСР был в 1990 — 1993 годах двухпалатным органом, состоявшим из Совета Республики и Совета Национальностей. Конституции автономных республик не подлежали утверждению Верховным советом РСФСР, а главы их правительств входили в состав Совета министров РСФСР. Но края и области, крупнейшие города имели ограниченные права и во многом подчинялись центру. Если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, имевшиеся у автономных республик, областей и округов, то можно сказать, что во всем остальном Россия оставалась унитарным государством.

Этапы современной история российского федерализма:

1 этап — июнь 1990—август 1991 — «Революция или парад суверенитетов» — на I Съезде народных депутатов СССР 25.05.1989 был поднят вопрос о перестройке СССР с учетом реального суверенитета — автономные республики становились полноправными субъектами общесоюзного государства, отношения между союзными и автономными республиками предполагалось строить на договорных началах — была поддержана идея подписания российского Федеративного договора.

2 этап — сентябрь 1991—декабрь 1991 — «Распад СССР» — в результате событий августа 1991 сорвался процесс формирования союзных отношений был предложен союз по типу конфедерации

3 этап — декабрь 1991—март 1992 — «Федеративный договор — поиск компромисса» — работа над созданием Федеративного договора, в основе принцип — сила государства в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность России как свой общий интерес.

10 апреля 1992 года в Конституцию РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31.03.1992. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная  область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.

4 этап — апрель 1992 — 12.12.1993 — «От конфедерации к конституционной федерации» — подготовка и принятие Конституции РФ.

5 этап - 12.12.1993 по настоящее  время - «Укрепление российской государственности» — углубление и расширение межрегиональных связей в стране; начавшийся процесс десуверенизации (приведение законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ).

РФ — федеративное государство, потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении общегос. вопросов.

РФ — альтернативная федерация, поскольку РФ провозглашена федерацией в феврале 1918 года.

РФ — федерация договорного типа, т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем государстве осуществляется на основе договора между ними.

РФ — асимметричная федерация, федерация с неравноправными субъектами. Неравноправность субъектов указана в Статье 5 пункте 4 Конституции РФ: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны».

РФ — федерация с не суверенными субъектами, так как они не обладают государственным суверенитетом. Возможно сохранение субъектами федерации государственного суверенитета, но только в том случае, если речь идет о договорной союзной федерации. Если федерация альтернативная, то о суверенитете нельзя говорить: суверенитет можно сохранить, но не приобрести.

РФ построена на принципе сочетания национально-территориальной и административно-территориальной субъектности, т.е. если раньше, СССР была построена как национальная государственная федерация, то сегодня чисто национальный принцип не так важен. Субъекты РФ не обладают правом сецессии.

Принятая 10.07.1918 КРСФСР закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. На первом этапе формирования федеративного государства существовала единственная форма автономии — автономная республика, на следующем этапе созданы трудовая коммуна и автономная область. Высшая форма автономии — автономная республика (государство, имеющее свою государственную структуру, конституцию или закон). Автономные трудовые коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности.

Вступление РСФСР в состав СССР. В 1923 упраздняются автономные трудовые коммуны, которые преобразуются в автономные республики, возникает новая форма автономии — национальный округ. В КРСФСР 1925 вопросам автономии посвящена специальная глава, установлены 2 формы автономии — автономная республика и автономная область.

Принятая 21.01.1937 КРСФСР закрепила наличие в составе России 17 автономных республик и 6 автономных областей (во всех автономных республиках приняты конституции). В период Великой Отечественной войны начался процесс ликвидации автономных образований, населенных представителями национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и др. После XX съезда КПСС начала возрождаться государственность репрессированных народов, их права восстанавливались. В связи с присоединением новых территорий в состав РСФСР включались новые автономные образования.

КРСФСР 1978 утверждалось, что в составе РСФСР существовало 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов.

12.06.1990 первый Съезд  народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». Распад СССР привел к развитию сепаратистских настроений в национально-государственных образованиях, входивших в состав РФ. На IV Съезде народных депутатов РСФСР признана необходимость повысить правовой статус всех автономных республик (исключено слово «автономная» — стали «республики в составе РФ»). Правовой статус республик получили все автономные области, кроме Еврейской автономной области.

31.03.1992 подписан Федеративный  договор, включающий договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Договором признается суверенный характер республик в составе РФ. Субъектами РФ наряду с республиками признаны края, области, автономные области и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Расширены права всех субъектов РФ, подробно разграничены предметы ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. 10.04.1992 Федеративный договор включен в качестве составной части в Конституцию РСФСР. На VI Съезде народных депутатов 21.04.1992 официальное наименование страны вместо РСФСР изменено на РФ — Россия.

КРФ, принятая 12.12.1993 в ст.1 провозгласила, что РФ — Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны. В ст.65 КРФ установила, что в составе РФ находятся 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

Особенности Российского федерализма:

  • Россия была провозглашена федерацией в конституции
  • Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией, а не договорной
  • Россия создавалась как ассиметричная федерация
  • Субъекты федерации создавались как по национальным, так и по территориальным признакам
  • Субъекты федерации не обладали правом выхода из ее состава
  • Статус субъектов федерации может был изменен, но на основе закона.

 

 

  1. Совершенствование конституционно-правового статуса Российской Федерации.

 

Проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса РФ

Перевод темы конституционно-правового статуса в практическую плоскость - именно эта задача решается в постсоветской России с 1993 года, с момента принятия новой Конституции Российской Федерации. И задача эта рождает ряд проблем, имеющих теоретическое и практическое значение. Обозначим некоторые из них.

Казалось бы, в Конституции РФ дано предельно ясное решение вопроса об основах конституционного строя. Но анализ конституционного законодательства и практики его применения, изучение литературы показывает, что существуют сложности в понимании и объяснении содержания таких понятий, как «конституционный строй», «основы конституционного строя». Наметилось несколько подходов и большое число авторских интерпретаций. Классификация этих подходов и их фундаментальный анализ - серьезнейшая научная проблема.

Конституция РФ устанавливает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (статья 3). Вместе с тем, в Конституции РФ говорится о «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (часть 3 статьи 5); о народах, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); о народах, которым гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (часть 3 статьи 68); о коренных малочисленных народах (статья 69). Таким образом, в тексте Конституции РФ понятие «народ» используется в различных значениях. Столь же многозначно это понятие употребляется в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, в других правовых актах федерального и регионального законодательства.

Существуют неясности в вопросе о федеративном устройстве России. Конституция РФ устанавливает, что все субъекты в составе Российской Федерации равноправны, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Но при этом республики обозначены как государства. Одни субъекты (республики) имеют конституции, а все другие (края, области и т. д.) - уставы. Республикам предоставлено право устанавливать свои государственные языки, а в отношении других субъектов Российской Федерации этот вопрос не решен. Чтобы эти и другие подобные им противоречия не привели к конституционному кризису, надо бы, на наш взгляд, проявить большую последовательность в конституционно-правовом обеспечении равноправия субъектов Российской Федерации, ее единства и целостности.

Формирование правового государства – сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество. Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Информация о работе Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве