Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат
1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.
· в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ;
· членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.
Члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов РФ в Совете Федерации продолжают исполнять свои полномочия впредь до вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от законодательных и исполнительных органов соответствующих субъектов РФ.
6) Особенности законодательного процесса в Российской Федерации.
Законотворчество (законодательный процесс) - важнейший вид правотворчества, основной способ реализации правоустанавливающей функции государства. Законодательный процесс как самостоятельное значимое правовое явление обладает различными свойствами и принципами организации. Особое значение при осознании сущности и форм выражения законодательного процесса имеет установление содержания принципа его стадийности. Следует отметить, что при этом необходимо избегать упрощенных подходов к определению различных этапов, стадий, аспектов такой деятельности, поскольку эта деятельность выражена посредством существования достаточного количе-
ства элементов (предметов законодательного регулирования, участников законодательного процесса и т.д.), а также устойчивых функциональных сложноподчиненных связей между ними, являющихся основным содержанием непосредственных законотворческих действий. В настоящем диссертационном исследовании с учетом накопленного правового опыта нами предпринята попытка комплексного осмысления законодательного процесса и наиболее существенных форм его объективации вовне. При этом мы постоянно напоминаем, что законодательный процесс неразрывно связан с более глобальным процессом правообразования.
Следовательно, законотворческая деятельность государства осуществляется в двух аспектах.
Во-первых, эта деятельность выражена в непосредственном написании качественного с формально-юридической и содержательной сторон текста закона. В таком случае создается надежный фундамент, особая база для дальнейшей работы над закрепленным в письменной форме текстом закона, для его последующего редактирования с учетом точек зрения различных социальных общностей и государства. Оформленный надлежащим образом текст закона выступает как фактическое основание возникновения и течения особого процесса взаимодействия компетентных органов государственной власти по поводу утверждения этого текста в качестве нормативною правового акта, обладающего высшей юридической силой.
Именно написание юридических норм и является законотворчеством как таковым.
Во-вторых, законодательный процесс, протекающий в любом государстве, заключается в возникновении, продолжении и завершении особой процедуры взаимодействия различных органов государственной власти и их должностных лиц по поводу рассмотрения и принятия законопроектов в качестве нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой. Эта особая, формально опосредованная процедура является по своей сути одной из важнейших форм реализации основных функций государства. Ее
осуществление в Российской Федерации происходит в строжайшем соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, подчиняется общетеоретическим принципам стадийности, гласности, демократизма, стремления к единству мнений и учету мнений различных социальных общностей, а также принципу формальной определенности Эта процедура в процессуальном отношении выступает в виде законодательного процесса В ходе смены его стадий и этапов происходит своего рода «насыщение», «обогащение» предварительно составленного текста проекта закона реальной юридической силой, передача закона в пользование современному российскому обществу и каждому конкретному индивидууму, проживающему на территории Российской Федерации
Основное различие двух упомянутых выше аспектов законодательного процесса состоит в том, что для первого из них характерно наличие множества предварительных вариантов регулирования социальной ситуации, которые принимаются всеми участниками создания будущих правовых норм, хотя ни одно из этих решений не имеет завершающего, строго нормоустанавливаю-щего значения.
Становление и формирование законодательной системы государства являют собой достаточно длительный процесс, который происходит поступательно, то есть путем создания в каждый отдельный период единичных законодательных актов, которые связаны между собой общими свойствами объектов правового регулирования, а также свойствами юй или иной правовой системы общества. Закон является завершающим звеном и непосредственным результатом законодательного процесса. Таким образом, под законодательным процессом в данном аспекте можно понимать порядок формально определенных, связанных между собой юридических операций, в результате осуществления которых в правовой системе общества образуется новый элемент. Учитывая изложенное, автор делает вывод о том, что в законодательный процесс не следует включать организационные мероприятия, сопутст-
вующие непосредственной работе над нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой. Так, к законотворчеству не относится деятельность по учету, анализу и обобщению предложений о совершенсгво-вании законодательства, организационные процедуры, направленные на обеспечение деятельности субъектов законодательного процесса и т.д. Законодательный процесс в данном отношении - деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию законов, осуществляемая уполномоченными органами государственной власти. Причем в отличие от Советского государства стадией (этапом) современного российского законотворчества необходимо признать конституционное закрепление опубликования закона, что придает качество оптимальности законотворческому процессу.
Как и любая процессуальная деятельность, законодательный процесс являет собой официальный порядок осуществления юридически значимых действий. В процессе законотворчества наличествует целый ряд правоотношений, например, по поводу подготовки и принятия закона, содержание которых подразумевает наделение субъектов законодательного процесса определенными правами и корреспондирующими эгим правам обязанностями. К ним можно отнести обязанность по разработке и обсуждению законопроекта, право внесения этого законопроекта на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти, право этого органа на рассмотрение указанного законопроекта и принятие по нему соответствующего решения, предусмотренного парламентским регламентом. При этом законодательный процесс возникает при наличии определенного юридическою факга. Основанием возникновения законодательного процесса является принятие решения компетентным органом государственной власти об инициации разработки законопроекта. Данное решение является по своей сути юридическим акюм, непосредственно создающим права и обязанности участников законодательного процесса. В этом случае важно четко отграничивать действия, предшествующие законодательному процессу, от действий, свидетельствующих о процессуальном начале законотворчества, так как совершенно очевидно, что
публикации в средствах массовой информации, высказанные мнения политиков и ученых, предложения общественных объединений о необходимости совершенствования законодательства еще не говорят о начале реального законодательного процесса Такие предложения и мнения, по нашему мнению, можно расценивать лишь в качестве определенных социально-политических предпосылок, факторов, оказывающих влияние на законотворчество.
Именно с момента принятия конкретного решения о разработке законопроекта возникает процессуальное правоотношение, направленное на введение впоследствии в действие текста закона. С этого момента все действия и процедуры создания закона начинают качественно дифференцироваться от действий, имевших место ранее, являвшихся по своей сути условиями, основаниями и предпосылками реального законодательного процесса.
Законодательный процесс на федеративном уровне и законодательный процесс в субъектах федерации
Законодательный процесс в субъектах Федерации является разновидностью правотворческого процесса и представляет собой систему процедур, последовательно осуществляемых органами государственной власти субъектов РФ и связанных с рассмотрением законопроектов, их опубликованием и вступлением в силу. По итогам рассмотрения общих принципов организации законодательного процесса в субъектах РФ, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время субъект РФ не в полной мере реализует свое право на участие в федеральном правотворчестве. Ни в Конституции РФ, ни в регламентах палат Федерального Собрания РФ, не говоря уже о нормативных правовых актах субъектов РФ, нет четкой регламентации порядка участия субъектов РФ в осуществлении права законодательной инициативы на федеральном уровне. Как следствие - остаточно еще сохраняется тенденция децентрализации правового регулирования, что вряд ли может быть оценено положительно.
7) Конституционно-правовой статус Правительства РФ.
Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.
Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (статья 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом Российской Федерации.
Правительство России состоит из председателя Правительства России, заместителей председателя Правительства России и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур президент назначает председателя правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.
Заместители председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства.
Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом президента Российской Федерации на основании предложения председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ).
В результате административной реформы 2004 года уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении президента (так называемые силовые ведомства) и правительства.
Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).
Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.