Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат

Описание работы

1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.

Файлы: 1 файл

конституц семинары.docx

— 308.70 Кб (Скачать файл)

Общественная палата проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

 

8 Понятие общества, личности и государства.

Личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность - взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности.

Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство - это также внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

 

9 Основы, понятие, принципы и элементы конституционного  статуса личности.

Понятие конституционно-правового статуса личности.

Конституционно-правовой статус личности - это совокупность прав и обязанностей конкретной личности, закрепленных в Конституции и обеспеченных государственной защитой и иными гарантиями.

Виды конституционно-правового статуса личности.

Виды конституционно-правового статуса личности: - Конституционно-правовой статус гражданина. - Конституционно-правовой статус лиц без гражданства. - Конституционно-правовой статус иностранных граждан.

Элементы конституционно-правового статуса личности.

Элементы конституционно-правового статуса личности: - Права и свободы, обусловленные конституционно-правовым статусом. - Обязанности, вытекающие из конституционно-правового статуса. - Гражданство определяющие принадлежность к конституционно-правовому статусу личности. - Конституционная правосубъектность (конституционная правоспособность и конституционная дееспособность). - Гарантии возможно реализации присущего конституционно-правового статуса.

Принципы конституционно-правового статуса личности.

Принципы конституционно-правового статуса личности: - Наличие гарантий прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 17, статья 45,46,48,49,51,52,53  Конституции РФ).

- Неотчуждаемость и  неотъемлемость прав и свобод  человека и гражданина (часть 2 статья 17 Конституции РФ). - Принцип равенства всех перед законом и судом и равноправие всех субъектов конституционно-правовых отношений (статья 19 Конституции РФ).

- Принцип гуманизма (статья 21 Конституции РФ). - Принцип демократизм (статьи 28, 29,30,31,32 Конституции РФ).

 Понятие прав  и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина - это права присущие конкретному человеку вследствие его конституционно-правового статуса и образующие основу конституционно-правового статуса.

 

10. Характеристика  прав и свобод гражданина –  конституированного субъекта и  субъекта государственно-правовых  отношений.

Право – это установленная возможность, позволяющая субъекту избирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы (например, право участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность).

 

Права человека – это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К их числу относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколений, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду.

 

Свобода – это установленная возможность, позволяющая субъекту совершать все виды юридически значимого поведения, за исключением тех ограничений, которые закреплены законом. Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы своего общения с той или иной религией либо является атеистом.

 

Для института основных прав и свобод характерен ряд признаков:

– права и свободы являются конституционными (т. е. они должны закрепляться в конституциях и соответствующих законах);

– составляют юридическую базу для всей системы прав и свобод;

– признаются социальной ценностью и обладают высшей юридической силой;

– их признание, соблюдение и защита выступает обязанностью государства.

В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами.

 

11. Гарантии прав и свобод

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренные Конституцией РФ условия и средства (механизмы), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и их всестороннюю охрану. Гарантии прав и свобод в основном имеют государственный характер независимо от их конкретного содержания. В условиях подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются, но и реально обеспечиваются посредством создания фактических и юридических условий их действительного осуществления.

Обычно выделяются две группы гарантий — общие и специальные гарантии. Общие гарантии — это наличие конституционного строя, основанного на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права, развитого экономического строя, типа экономики и социальной политики государства, обеспечивающих реальность социально-экономических прав и свобод; состояние политического режима и политической атмосферы, зрелость институтов гражданского общества и развитая демократия, предрасполагающие к активному участию в политической жизни страны. Это также материальное благополучие людей (материальная основа прав и свобод), отсутствие сложных социальных конфликтов, благоприятная духовно-культурная атмосфера, способствующая приобщению человека к истинным духовным ценностям, и др., что в своей совокупности определяет условия реализации и гарантированности основных прав и свобод граждан.

К специальным гарантиям относятся: а) закрепленные в Конституции механизмы, средства — гарантии основных прав и свобод; б) деятельность конституционно уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод. Это право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; гарантированная Конституцией каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46); предусмотренное Конституцией право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53); положение Конституции о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (запрет обратной силы закона — ст. 54); установленный в Конституции запрет, обращенный к законодателю, не издавать законов, отменяющих или ущемляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55); закрепление в Конституции гарантий правосудия: презумпция невиновности (ст. 49); право каждого задержанного, заключенного под стражу пользоваться помощью адвоката (ст. 48), запрет повторного осуждения за одно и то же преступление; недействительность незаконно полученных доказательств; право на пересмотр приговора (ст. 50) и др.

Составляющей специальных гарантий является многообразная охранительная деятельность специализированных органов государства (конституционный надзор и контроль, деятельность Уполномоченного по правам человека, деятельность органов прокуратуры, органов внутренних дел и др.).

 

12. Международно-правовые  акты о правах человека.

 Международные стандарты  в области прав человека впервые  были закреплены в национальном законодательстве западных стран в период буржуазных революций XVII - XVIII вв.

Права человека были отражены в Декларации прав Вирджинии (США), в Билле о правах и Конституции США, французской Декларации прав человека и гражданина. В Вирджинской Декларации (1776 г.) утверждалось: "Мы полагаем, самоочевидны те истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся: жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых".

В современном мире проблема прав человека вышла за границы отдельного государства. Возникла необходимость создать международно-правовые стандарты в области прав человека, которых бы придерживались все государства. Таким образом, права человека стали делом международного сообщества. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 года. Хотя этот документ не является обязательным для государств мирового сообщества и носит рекомендательный характер, он определяет планку в области прав человека, ниже которой государство, если оно желает считать себя цивилизованным, не должно опускаться.

В целях обеспечения условий и гарантий реализации прав и свобод, изложенных во Всеобщей декларации, международное сообщество приняло еще целый ряд документов. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Все граждане, проживающие в государствах, подписавших данные документы, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными Пактами. Это обязывает государства, присоединившиеся к Пактам, привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями Пактов. Гражданин, чьи политические или гражданские права нарушены, имеет право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если он исчерпал все внутренние средства правовой защиты. На основе Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1905 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.), законодательного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) население европейских стран вправе обращаться за защитой в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Российская Федерация стремится в полном объеме учитывать в национальном законодательстве и соблюдать на практике права человека. Это нашло отражение в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.), где правам человека и гражданина посвящена глава вторая.

 

13 Гражданство - основной  элемент конституционно-правового  статуса личности.

Гражданство – основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ. Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина).

Права гражданина вытекают из факта гражданства, юридической связи лица с определенным государством, политическим сообществом. Это права личности как члена политического сообщества. К их числу относятся избирательные права, право на объединение (в том числе в политические партии), право на участие в управлении делами государства и т. д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание).

В странах тоталитарного социализма приводится другое разделение – права граждан и права трудящихся. В некоторых конституциях (например, в Конституции КНР) отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам.

 

14. Особенности  конституционного регулирования  положения лиц без гражданства, иностранных граждан, лиц с двойным  гражданством.

Всеобщее право на гражданство РФ. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. Это означает, что человеку не может быть отказано в праве быть гражданином РФ и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также в полной мере использовать закрепленные права и свободы.

- Единое гражданство РФ (ч.1ст.6 К.) Граждане России постоянно  проживающие на территории республики  в составе России являются  одновременно гражданами этой  республики.

- Равное гражданство РФ (ч.1 ст. 6 К.) Это означает: 1) граждане  пользуются равными правами независимо  от того имеют ли они гражданство  по рождению или приобрели  его по другим основаниям.2) граждане  РФ не могут быть разделены  на какие-либо группы порождающие  различные права и обязанности.

- Недопустимость лишения  гражданства РФ или права изменить  его (ч.3 ст.6 К.) Лишение гражданства - это расторжение гражданских  связей по инициативе государства  в одностороннем порядке, предусматривающем  в качестве условия согласие.

Информация о работе Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве