Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат

Описание работы

1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.

Файлы: 1 файл

конституц семинары.docx

— 308.70 Кб (Скачать файл)

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы – городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу. К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей, которых занято сельским хозяйством.

На территории некоторых субъектов федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.

В Российской Федерации имеются также закрытые административно-территориальные образования. Согласно закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов. В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-террито-риального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых высшими органами государственной власти Российской Федерации.

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти и управления по вопросам установления административной подчиненности, границ этого образования  
и земель, отведенных предприятиям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей в отношении этого образования; введение и обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан.

Важным является вопрос о порядке образования и преобразования различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-террито-риальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов федерации, а первичных административно-террито-риальных единиц – органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы.

Решение о создании закрытого административно-территориального образования с установлением его административно-территориальной подчиненности принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприятий и объектов.

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное — для упорядоченного осуществления функций государственного управления)
  • муниципальное — для организации местного самоуправления

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  • совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов. Пример: Административно-территориальное деление Челябинской области
  • юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Пример: Административно-территориальное деление Свердловской области

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
    • 146 «внутригородских территорий города федерального значения» (см. Местное самоуправление в Москве)
  • административно Москва делится на:
    • 12 административных округов (например:Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления
      • Районы (совпадают по территории с муниципальными образованиями)

 

 

 

 

 

  1. Статус государственного языка. Языковое равноправие.

Статья 1. Русский язык как государственный язык РФ

1. В соответствии с Конституцией  РФ государственным языком РФ  на всей ее территории является  русский язык.

2. Статус русского языка как  гос. языка РФ предусматривает  обязательность использования русского  языка в сферах, определенных  настоящим ФЗ, другими ФЗ, Законом  РФ от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О  языках народов РФ" и иными  нормативными правовыми актами  РФ, его защиту и поддержку, а  также обеспечение права граждан  РФ на пользование государственным языком РФ.

3. Порядок утверждения норм современного  русского литературного языка  при его использовании в качестве  гос. языка РФ, правил русской  орфографии и пунктуации определяется  Правительством РФ.

4. Государственный язык РФ является  языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей  народов РФ в едином многонациональном  государстве.

5. Защита и поддержка русского  языка как гос. языка РФ способствуют  приумножению и взаимообогащению  духовной культуры народов РФ.

6. При использовании русского  языка как гос. языка РФ не  допускается использования слов  и выражений, не соответствующих  нормам современного русского  литературного языка, за исключением  иностранных слов, не имеющих  общеупотребительных аналогов в  русском языке.

7. Обязательность использования  гос. языка РФ не должна толковаться  как отрицание или умаление  права на пользование государственными  языками республик, находящихся  в составе РФ, и языками народов  РФ.

Статья 2. Законодательство РФ о гос. языке РФ

Законодательство РФ о гос. языке РФ основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и состоит из настоящего ФЗ, других ФЗ, Закона РФ от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов РФ" и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих проблемы языка.

Языковое равноправие

Языки народов РФ- в РФ языки, объявленные национальным достоянием Российского государства и находящиеся под его защитой. Государство на всей территории РФ обязано способствовать развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия. В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о Я.н. РФ.

Законодательство РФ о Я.н. РФ основывается на Конституции РФ*, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ и состоит из Закона РФ «О языках народов Российской Федерации», законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридические нормы использования Я.н. РФ в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.

Равноправие Я.н. РФ (гарантируемое государством) означает совокупность прав народов (независимо от их численности) и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. РФ гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

Равноправие Я.н. РФ охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Нормы, устанавливаемые Законом РФ «О языках народов Российской Федерации», распространяются на граждан РФ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

Правовое положениеЯ.н. РФ определяется ст. 3 названного Закона. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией РФ свои гос-ные языки. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и гос-ными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством РФ и ее субъектов.

Государство признает равные права всех Я.н. РФ на их сохранение и развитие. Все Я.н. РФ пользуются поддержкой и защитой государства. Федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти гарантируют и обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту Я.н. РФ. Социальная защита языков предусматривает проведение научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех Я.н. РФ на территории РФ. Экономическая защита языков предполагает целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение гос-ных и научных программ сохранения и развития Я.н. РФ, проведение в этих целях льготной налоговой политики. Юридическая защита языков предполагает обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства РФ о Я.н. РФ.

В деятельности гос-ных органов, организаций, предприятий и учреждений РФ используются гос-ный язык РФ, гос-ные языки республик и иные Я.н. РФ. Гражданам РФ, не владеющим гос-ным языком РФ и гос-ным языком республики, предоставляется право выступать на заседании, совещании, собрании в гос-ных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод. Гражданам РФ, не владеющим тем языком, на котором ведется заседание, совещание, собрание, в случае необходимости обеспечивается перевод на приемлемый для них язык или на гос-ный язык РФ.

Граждане РФ вправе обращаться в гос-ные органы, организации, на предприятия и в учреждения РФ с предложениями, заявлениями, жалобами на гос-ном языке РФ, родном языке или на любом др. Я.н. РФ, которым они владеют. Ответы на такие предложения, заявления и жалобы даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используется гос-ный язык РФ.

Положениями о языковых квалификационных требованиях РФ и республик могут предусматриваться определенные ограничения и нормы по использованию языков в сфере профессионального общения.

Информация о работе Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве