Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат

Описание работы

1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.

Файлы: 1 файл

конституц семинары.docx

— 308.70 Кб (Скачать файл)

 

Подготовка муниципальных правовых актов  
 
1. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Думы города, главой города, органами территориального общественного самоуправления, прокурором города Мегиона, инициативными группами граждан, обладающих избирательным правом в порядке правотворческой инициативы.  
2. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.  
 
Вступление в силу муниципальных правовых актов  
 
1. Муниципальные правовые акты вступают в силу после их подписания, если в них не предусмотрено иное, за исключением решений Думы города о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.  
2. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) главой города.  
3. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов является опубликование муниципальных правовых актов в печатном средстве массовой информации, учрежденном органами местного самоуправления города Мегиона, не позднее чем через 10 дней после их подписания, если иное не предусмотрено в самих муниципальных правовых актах, настоящем уставе, законе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, федеральном законе Российской Федерации. 

 

20) Конституционные основы организации и деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов субъектов Российской Федерации.

 

Основы конституционного строя России, касающиеся организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включают следующие концептуальные положения:

1) Конституция (ст. 10) закрепляет, что  государственная власть в Российской  Федерации осуществляется на  основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную - три  самостоятельные ветви власти. Этот  принцип распространяется и на  региональный уровень организации  государственной власти, следовательно, система органов государственной  власти субъектов Федерации должна  строиться в соответствии с  принципом разделения властей, то  есть органы государственной  власти субъектов Федерации не  должны совмещать в себе функции  законодательной, исполнительной и  судебной власти (в любом сочетании). Это также подтверждается употреблением  Конституцией терминов «органы  законодательной власти субъектов  Российской Федерации», «органы  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации», «законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации» (ст. 77, 78, 85, 95, 125, 134, 136 и др.);  

2) в ст. 1 Конституции РФ содержится  определение России как государства  с республиканской формой правления, следовательно, недопустимо использование  элементов монархической формы  правления в построении системы  органов государственной власти  субъектов Федерации;  

3) согласно ст. 14 Конституции РФ  Россия - светское государство. Тем  самым определяется невозможность  организации системы органов  государственной власти субъектов  Федерации на основе религиозных  норм, не возможность использования  их в деятельности данных органов, соединения  государственных органов с церковными, иного вмешательства церкви в функционирование органов государственной власти;  

4) ст. 5 Конституции РФ закрепляет, что федеративное устройство  Российской Федерации основано  на единстве системы государственной  власти. Данный принцип не означает  централизации системы органов  государственной и власти в  Российской Федерации - подчинения  нижестоящих органов вышестоящим. Конституция в этой же статье  устанавливает механизм реализации  принципа единства - разграничение предметов ведения и полномочий между  федеральными и региональными органами государственной власти.

Конституционный Суд в Постановлении от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края разъяснил нормативное воздействие принципа единства системы государственной власти на организацию системы органов государственной власти субъектов Федерации: поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти, органы государственной власти в субъектах Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные .  *

 

 

21) Представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, компетенция.

 

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) 
 

 

Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти  субъекта Российской Федерации  является постоянно действующим  высшим и единственным органом  законодательной власти субъекта  Российской Федерации.

 
2. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти  субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются  конституцией (уставом) субъекта Российской  Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций  субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанного  органа не может содержать  словосочетаний, составляющих основу  наименований федеральных органов  государственной власти. 
 
 
3. Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (далее - установленное число депутатов) и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

 
3.1. В случае, если за шесть месяцев  до истечения срока, в который  должны быть назначены выборы  в законодательный (представительный) орган государственной власти  субъекта Российской Федерации  очередного созыва, в результате  увеличения численности избирателей, зарегистрированных на территории  субъекта Российской Федерации, установленное число депутатов  окажется меньше их минимального  числа, предусмотренного подпунктом "б", "в" или "г" пункта 3 настоящей статьи для соответствующей численности избирателей, и такое соотношение фиксируется по состоянию на 1 января и 1 июля в течение восемнадцати календарных месяцев, непосредственно предшествующих указанным шести месяцам (далее - факт увеличения численности избирателей), установленное число депутатов приводится в соответствие с увеличившейся численностью избирателей.

 
4. Не менее 25 процентов депутатов  законодательного (представительного) органа государственной власти  субъекта Российской Федерации (в  двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти  субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов  одной из палат указанного  органа) должны избираться по  единому избирательному округу  пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов  в депутаты, выдвинутые избирательными  объединениями в соответствии  с законодательством о выборах. Данное положение не распространяется  на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной  власти городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга. 
 
Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти  субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

б.2) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Законом субъекта Российской  Федерации:

а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

к) устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

3. Постановлением законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации:

а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

в) назначаются выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо оформляется решение об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначается голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

г) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта

д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

Информация о работе Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве