Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат

Описание работы

1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.

Файлы: 1 файл

конституц семинары.docx

— 308.70 Кб (Скачать файл)

К федеративным судам относятся: 1. Конституционный суд Российской Федерации; 2. Верховный Суд Российской Федерации и нижестоящие суды общей юрисдикции; 3.Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и нижестоящие арбитражные суды.

Носителями судебной власти Российской Федерации являются, прежде всего, судьи. В Конституции РФ закреплено;   1) суды независимы и подчиняются только Конституции РФ;  2) судьи несменяемы; 3) судьи неприкосновенны;  4) разбирательство дел в судах является открытым; 5) заочное разбирательство дел в судах недопустимо; 6) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; 7) граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия; 8) финансирование судов происходит только из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12) Становление и развитие судебной системы в Российской Федерации.

Обращаясь к краткому обзору основных исторических этапов развития судебной системы России, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного и действенного органа правосудия.

Положение о народном суде РСФСР 1918 г. и принятое позже Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. предусматривали образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение в первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов.

В целом на данном этапе развития судебной системы значительное влияние на осуществление правосудия оказывала исполнительная власть (Наркомат юстиции).

Очередной этап связан с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. Была установлена единая система общегражданских судов: народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФсР. В новых условиях тенденция вмешательства в правосудие исполнительной власти не ослабла.

В период репрессий (1930–1950 гг.) суды осуществляли карательные функции в условиях отсутствия защиты, без права на обжалование, негласного процесса и немедленного приведения приговора в исполнение.

Основные направления реформирования системы судебной власти в 1960–1980 гг. связаны с проведением мер по реабилитации жертв политических репрессий и устранением из судопроизводства наиболее одиозных норм, ущемляющих независимость суда и нарушающих элементарные демократические принципы правосудия.

После внесения в 1957 г. изменений в Конституцию СССР Верховный Совет СССР принял 25 декабря 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Закон о судоустройстве РСФСР, принятый в 1960 г., был пересмотрен и уточнен в 1981 г.

Корректировка законодательства послужила правовой основой демократического обновления судебной системы, внедрения принципов осуществления правосудия только судом, гласности процессов, расширения прав обвиняемых на защиту.

Однако отсутствовали реальные гарантии независимости суда, на законодательном уровне устанавливались надзор и вмешательство прокуратуры в деятельность суда. Не обеспечивались реальная состязательность и равенство сторон в процессе.

Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности.

В Конституцию РСФСР в 1990–1992 гг. были внесены следующие изменения, связанные с регулированием судебной системы:

– об образовании Конституционного Суда РСФСР и системы арбитражных судов;

– о возможности бессрочного наделения судейскими полномочиями;

– о рассмотрении отдельных категорий дел судьями единолично, а также с участием присяжных заседателей;

– о расширении права суда по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти.

Конституция РФ 1993 г. закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти как самостоятельной и независимой ее ветви, исчерпывающе определила принципы организации и деятельности суда.

 

13) Виды судебных органов, порядок их образования их деятельности.

 

Виды судебных органов в Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

  1. К федеральным судам относятся:
    • Конституционный суд Российской Федерации;
    • Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
    • Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
  2. К судам субъектов Российской Федерации относятся:
    • конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;
    • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

Председатель Верховного суда и Председатель Высшего арбитражного суда Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального собрания по представлению Президента РФ, а заместители председателей этих судов и их члены - Советом Федерации по представлению Президента, учитывающего мнение председателя соответствующего суда и заключение квалификационных коллегий судей этих судов. Судьи всех других федеральных судов назначаются Президентом РФ. 
     Судьи конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировые судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ. 
     Система федеральных судов общей юрисдикции включает три группы судов. 
     Первая группа - Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им. 
     Вторая группа - военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях. 
     Третья группа - специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел.

  • Система арбитражных судов делится на три уровня:
    • Высший арбитражный суд;
    • федеральные арбитражные суды округов;
    • арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что последние создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению, а система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению. Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом первые выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.

По Закону "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. мировой судья избирается на пять лет населением или назначается органом законодательной власти субъекта Федерации. Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей. Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России, но относятся к судам субъектов Федерации. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти. 
  
     Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации"" 2001 г. расширил круг требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи. Теперь судьей Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда может быть гражданин России, достигший 35 лет, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, для других судей (кроме мировых) возраст - 30 лет и стаж работы не менее 7 лет. Предусмотрено также медицинское освидетельствование претендента на должность судьи и более углубленная проверка представленных им сведений. Новый Закон уточняет порядок назначения судей на должность, а также порядок приостановления и прекращения их полномочий; изменяет порядок привлечения судей к уголовной ответственности и вводит административную и дисциплинарную ответственность судей. В состав квалификационных коллегий судей введены представители Президента РФ, законодательного органа субъектов Федерации и члены судейского сообщества. 
     

 

 

 

14) Судебная система субъектов Российской Федерации.

 

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.


 

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

 

 

15) Конституционный суд РФ в судебной системе, его правовые позиции в системе права России, проблемы реализации решений Конституционного Суда РФ.

 

Конституция Российской Федерации установила полномочия Конституционного Суда, состав судей и их численность в количестве 19 судей, юридическую силу правовых последствий его решений (ст. 125); порядок назначения на должность судей Конституционного Суда (п. «е» п. «ж» ст. 102; ч. 1 ст. 128); право суда на законодательную инициативу (ст. 104) и на обращение с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации. Подчеркивается особый статус судей Конституционного Суда, предусмотрено их присутствие при принесении присяги Президентом Российской Федерации (п. 2 ст. 82).

Кроме специальных норм о Конституционном Суде, его деятельности регламентируется общими нормами Конституции, регулирующими правосудие: о способах осуществления судебной власти (ст. 118); пpинципах правосудия (ст. 121 —123); особом порядке финансирования судов (Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной  системе Российской Федерации» Конституционный Суд включен в судебную систему страны как один из высших федеральных органов судебной власти, определена его юридическая природа, место в судебной системе  особые функции (ст. 18).

Основываясь на конституционных положениях, развивая и детализируя их, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в pредакции от 7 июня 2004 г. «О Конституционном Суде Российской Федерат конкретизировал статус Суда (ст. 1), установил правила конституционного  судопроизводства, определил его структуру и организацию, направленную на повышение эффективности его деятельности.

С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти и с учетом его полномочий применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления  и другие субъекты права. С другой — Конституционный Суд как федеральный орган  независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие  на  деятельность других ветвей власти (законодательной, исполнительной) на установление объема их полномочий.

Информация о работе Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве