Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат
1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.
Рассматривая осуществление правосудия как важнейшую составную часть судебной власти, Федеральный конституционный закон от 1994 г. закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства.
Независимость. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и упомянутым Федеральным конституционным законом.
Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений по ним производится Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемых законом тайны, безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы, кроме тех, которые ранее были представлены судьям и сторонам.
Язык судопроизводства. Производство в Конституционном Суде ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать показания на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации
16) Понятие, принципы и система местного самоуправления. Проблемы становления и развития местного самоуправления в России, совершенствование территориальной основы местного самоуправления.
Понятие местного самоуправления.
Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление наряду с непосредственной демократией и государственной властью является выражением власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Муниципальное право - право местного самоуправления.
Предмет регулирования муниципального права - отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципальное право является подотраслью конституционного права. Законодательную основу местного самоуправления составляют Конституция РФ (статья 12, глава 8), Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (1995), другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов РФ.
Теоретические основы местного самоуправления.
Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине 19 века французским государственным деятелем и историком Токвилем, немецкими учёными-юристами Гнейстом, Штейном и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление - одна из форм организации местного государственного управления.
Функции, предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции РФ). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции РФ). В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, перечень которых определён статьёй 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в частности принятие и изменение уставов муниципальных образований, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов), содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения, охрана общественного порядка, регулирование планировки и застройки территорий, организация, содержание и развитие муниципальных энерго- ,газо-, тепло- и водоснабжения и т.д. Решения органов местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для исполнения на территории муниципального образования и могут быть отменены только в судебном порядке в случае несоответствия законам. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом или законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями (например, государственная регистрация актов гражданского состояния, осуществление функций органов опёки и попечительства) с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Функции местного самоуправления можно вывести из перечня вопросов местного значения:
Принципы местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления - основополагающие идеи, начала, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления. К ним относятся:
17) Органы местного самоуправления: виды, компетенция, порядок образования и деятельности.
Орган местного самоуправления – избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структура органа местного самоуправления:
• представительный орган местного самоуправления;
• глава муниципального образования;
• местная администрация (исполнительно-
• контрольный орган муниципального образования.
Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Численность депутатов муниципального образования не может быть менее:
7 человек – при численности населения менее одной тысячи человек;
10 человек – при численности населения от одной до десяти тысяч человек;
15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;
20 человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;
25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;
35 человек – при численности населения свыше 500 тысяч человек.
Компетенция
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Порядок образования
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
18) Территориальное общественное самоуправление: понятие и виды. Изменение финансовых основ местного самоуправления.Порядок передачи осуществления отдельных государственных полномочий.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования «город Ульяновск» для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС - это одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления; это собственные инициативы граждан, направленные на обеспечение основных потребностей жителей определенных территорий; это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может.
Территориальное общественное самоуправление с реальными ответственными полномочиями создает предпосылки и условия для развития местного самоуправления на более высоком уровне – уровне внутригородского муниципального образования и города, а также для создания такого самоуправления граждан, как товарищества собственников жилья (ТСЖ) и общественные объединения в форме органов общественной самодеятельности (ООС) по месту жительства.
В соответствии с Конституцией РФ, ТОС не является формой власти.
Через территориальное общественное самоуправление, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократии, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь соответствующей территории и государства в целом.
Субъекты ТОС (их исполнительные органы - комитеты, сокращенно КТОСы) не являются ни общественными объединениями, ни коммерческими организациями, так как в качестве основной цели своей деятельности не преследуют извлечение прибыли, а если и осуществляют предпринимательскую деятельность, то лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей.
Субъекты территориального общественного самоуправления входят в систему местного самоуправления и могут являться юридическими лицами местного самоуправления.
Субъекты территориального общественного самоуправления создаются гражданами независимо от их политических и религиозных убеждений, социального положения для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, удовлетворения материальных потребностей в области экономических и земельных отношений, охраны общественного порядка и социальной помощи как отдельным нуждающимся в ней гражданам, так и категориям граждан (детям, подросткам, ветеранам, инвалидам, беженцам).
19) Система правовых актов органов местного самоуправления.
1. В систему муниципальных
1)устав города Мегиона;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме;
3) решения Думы города;
4) постановления и распоряжения председателя
Думы города;
5) постановления и распоряжения администрации
города, правовые акты должностных лиц
местного самоуправления, предусмотренных
уставом города.
2. Муниципальные правовые акты, принятые
органами местного самоуправления, подлежат
обязательному исполнению на всей территории
городского округа.
3. Муниципальные правовые акты не должны
противоречить Конституции Российской
Федерации, федеральным конституционным
законам, федеральным законам и иным нормативным
правовым актам Российской Федерации,
а также Уставу (Основному закону) Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, иным нормативным
правовым актам Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры.
4.Устав города Мегиона и оформленные в
виде правовых актов решения, принятые
на местном референдуме, являются актами
высшей юридической силы в системе муниципальных
правовых актов, имеют прямое действие
и применяются на всей территории городского
округа.
Иные муниципальные правовые акты не должны
противоречить уставу города Мегиона
и правовым актам, принятым на местном
референдуме.
Муниципальные нормативные правовые акты,
в том числе оформленные в виде правовых
актов решения, принятые на местном референдуме,
подлежат включению в регистр муниципальных
нормативных правовых актов Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, организация
и ведение которого осуществляются органами
государственной власти Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры в порядке,
установленном законом Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры.