Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:42, реферат

Описание работы

Высшая юридическая сила конституции состоит в том, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями законов и других нормативных актов. Все нормативные акты должны приниматься согласно процедуре, предусмотренной конституцией. Любой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен признаваться недействительным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 2
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА 2
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ 2
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ 3
§1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 4
§ 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В УКРАИНЕ. 8
§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ 12
§ 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ 18
4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ 19
4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА 19
4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА 20
4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ 20
4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ 21
4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ 21
4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 21
4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21
4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ. 23
4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 23
4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ 23
4.4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ УКРАИНЫ 23
4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23
4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ 24
4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 25
4.4.6. ПРОКУРАТУРА 26
§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Право.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

В Концепции новой  Конституции было указано, что «конституционное регулирование общественных отношений направлено на обеспечение условий жизни, достойных человека, формирование гражданского общества». Действующая Конституция не сохранила термин «гражданское общество», но нормативно определила его основные параметры, возложив на государство соответствующие обязанности (ст. 3, 14, 19, 23, 36, 38, 46, 48, 60 и др. Конституции).

Гражданское общество —  это, во-первых, ассоциация людей, в  которой каждый человек свободен как обладающий неотчуждаемыми правами, равноправен с другими членами  ассоциации, самостоятелен в выборе гражданского состояния (гражданин, иностранец и др.); во-вторых, внегосударственные (институционализированные в общественные объединения) ассоциации людей по социальной, этнической, религиозной и др. принадлежности, политическим, экономическим, профессиональным и др. интересам; в-третьих, формирующиеся на этих основах общественные (внегосударственные) отношения, развивающиеся и функционирующие на самоуправленческих началах, самопроявлении интересов и воли отдельных индивидов и их ассоциаций, действующих в правосвободном (свободном от государственно-правового воздействия) пространстве общества.

Основными институтами  гражданского общества являются:

— собственность в  установленных законом формах (ст. 13, 41, 54, 85, 92, 116, 142, 143 Конституции);

— свободное предпринимательство в условиях добросовестной конкуренции и социальной направленности, защиты интересов потребителей (ст. 42, 92 Конституции);

— экологическая безопасность как система мер, проводимых в  соответствующих организационных формах, и направленная на сохранение окружающей среды, генофонда народа и живой природы (ст. 16, 41, 50, 92 Конституции);

— семья — естественная и основная социальная ячейка общества, в которой брак основан на добровольном и свободном соглашении мужчины  и женщины, равноправных семейных отношениях (ст. 51, 52 Конституции);

— охрана здоровья народа, как система социально-экономических, медико-санитарных, оздоровительно-профилактических мер (ст. 49 Конституции);

— образование, развитие науки, культуры и искусства в  условиях свободного выбора каждым человеком и объединением людей форм и видов образования, сфер занятий научной деятельностью, областью культуры и искусства (ст. 53, 54 Конституции);

— общественные объединения  — политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, добровольные товарищества, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения людей (ст. 36, 37 Конституции);

— церковь и религиозные  организации (ст. 35 Конституции);

— средства массовой информации, действующие на основе свободы, исключения цензуры и монополизма средств массовой информации (ст. 15, 34 Конституции).

Становление и функционирование гражданского общества во внегосударственной сфере общественных отношений не означает его изолированности от государственно-правовых институтов, организационной деятельности государственных органов и организаций, а предполагает взаимосвязь гражданского общества и государства. При этом используются различные государственно-правовые средства — законодательные акты, правовые отношения, складывающиеся в связи с правовым регулированием поведения людей, организацией, реорганизацией, деятельностью и прекращением объединений, функционированием других институтов гражданского общества, договорные и внедоговорные средства правового регулирования взаимоотношений, взаимодействия общества и государства, правоохранительная деятельность государства, его органов и организаций.

Средства государственно-правового  воздействия на гражданское общество и его важнейшие принципы, взаимоотношения правового государства и гражданского общества на индивидуальном и массовом (ассоциированном) уровнях закреплены и оформлены в системе конституционного строя. В отличие от общества, в которое государство входит в качестве важнейшей политической организации, центра, вокруг которого «вращается» вся политическая жизнь, гражданское общество не включает государство, несмотря на то, что все его потребности и интересы в различной степени и форме находят отражение в государственной деятельности, преломляются «сквозь» волю государства, получая всеобщее значение в системе законодательства, юридических средств, обеспечивающих стабильное и нормальное развитие гражданского общества.

Поэтому не возвратный процесс  от «поглощения государством общества», не превращение государства в орган «всецело подчиненный» (К. Маркс) гражданскому обществу, не отрицание верховенства государственной власти на территории страны под предлогом борьбы с этатизмом (безосновательно отождествляемым с тоталитаризмом) определяют прогрессивное и демократическое развитие страны, а прежде всего служебная, обслуживающая роль государства в отношении гражданского общества, воссоздание для него нормальных демократических условий развития.

§ 2.  Конституционно-правовой статус личности в Украине.

Демократический характер новой Конституции вытекает не только из принципов конституционного строя, но и из норм, определяющих правовое положение личности, установленных во втором разделе Конституции «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Этот раздел является одним из ключевых в Конституции, поскольку одна из основ правовой государственности — идея утверждения и обеспечения прав и свобод человека.

Правовое положение  личности — это сложное понятие, включающее правовое состояние личности, общую правоспособность, политико-правовые принципы, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Основой правового положения  личности выступают права, свободы  и обязанности человека и гражданина, которые образуют правовой статус личности. Ядром правового статуса личности, и, в целом, правового положения личности является конституционный статус личности. Этим понятием охватывается совокупность закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей личности.

Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в государстве, а также объем возлагаемых на него обязанностей, находятся в прямой зависимости от его правового состояния, которое служит предпосылкой других элементов правового положения личности.

Правовое (гражданское) состояние личности отражает принадлежность лица к гражданству Украины, либо принадлежность лица к гражданству другого государства  или непринадлежность лица как к гражданству Украины, так и к гражданству любого другого государства (лицо без гражданства). Известны также другие правовые (гражданские) состояния.

Гражданство — это  устойчивая правовая связь лица с  государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и взаимной ответственности.

Государство признает и  гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей. Гражданин соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности.

Гражданство Украины  регулируется Конституцией, Законом  Украины «О гражданстве Украины» и принятыми в соответствии с ними другими нормативно-правовыми актами.

Право на гражданство  является неотъемлемым правом человека. Конституция устанавливает, что гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права переменить гражданство, не может быть выдворен за пределы Украины либо выдан другому государству. Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами.

Гражданами Украины  являются:

  • лица, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, которые к моменту вступления в силу Закона Украины «О гражданстве Украины» (14 ноября 1991 г.) проживали в Украине, не являлись гражданами других государств и не возражали против приобретения гражданства Украины;
  • лица, которые работали по государственному направлению, проходили военную службу или обучались за пределами Украины, при условии, если они родились либо доказали, что постоянно проживали на ее территории, не состояли в гражданстве других государств и не позднее чем через пять лет после вступления в силу Закона «О гражданстве Украины» изъявили желание стать гражданами Украины;
  • лица, которые приобрели гражданство Украины в соответствии с Законом Украины «О гражданстве Украины».

Документами, подтверждающими  гражданство Украины, являются паспорт  гражданина Украины, а для лиц  до 16 лет — свидетельство о  рождении. Гражданство Украины основано на следующих принципах:

  • единого гражданства;
  • сохранения гражданства Украины при заключении и расторжении брака;
  • сохранении гражданства Украины лицами, проживающими за пределами Украины;
  • защиты граждан Украины за границей;
  • недопустимости выдачи гражданина Украины иностранному государству;
  • непризнания за гражданином Украины принадлежности к гражданству иностранного государства.

Гражданство Украины приобретается

  • по рождению;
  • по происхождению;
  • путем приема в гражданство Украины;
  • вследствие .предоставления Гражданство Украины;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом Украины «О гражданстве Украины»;
  • по основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

Иностранцы и лица без гражданства могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство Украины.

Условиями приема в гражданство  Украины являются:

  • отказ от иностранного гражданства;
  • постоянное проживание на территории Украины в течение последних пяти лет;
  • владение украинским языком в объеме достаточном для общения;
  • наличие законных источников существования;
  • признание и исполнение Конституции.

Указанные требования могут  не учитываться лишь в исключительных случаях по решению Президента Украины в отношении отдельных лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украинским государством. Упрощенный порядок предоставления гражданства Украины может применяться к женщинам, состоящим замужем за гражданином Украины, по их просьбе и при условии отказа от иностранного гражданства.

В гражданство Украины  не принимаются лица, которые:

  • совершили преступление против человечества или осуществляли насильственные действия против национальной государственности Украины;
  • осуждены к лишению свободы за тяжкие преступления.

Гражданство Украины  прекращаете»:

  • вследствие выхода из  гражданства Украины;
  • вследствие утраты гражданства Украины;
  • по основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

Выход из гражданства  Украины осуществляется по ходатайству  лица в порядке, установленном Законом.

В выходе из гражданства  Украины может быть отказано, если лицо, возбудившее ходатайство о выходе, имеет неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан либо государственных организаций, кооперативных и общественных объединений.

Выход из гражданства  Украины не допускается, если лицо, возбудившее ходатайство о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого или в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда.

Гражданство Украины утрачивается:

  • вследствие поступления лица на военную службу, службу безопасности, в полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве без согласия на то государственных органов Украины;
  • если гражданство Украины приобретено вследствие представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
  • если лицо, находящееся за пределами Украины, не встало на консульский учет в течение пяти лет.

При  изменении гражданства  родителей, вследствие которого оба становятся гражданами  Украины  или оба выходят из гражданства Украины соответственно изменяется гражданство их детей, не достигших 14 лет.

В решении вопросов гражданства  Украины принимают участие Президент  Украины, органы внутренних дел, Министерство иностранных дел Украины, дипломатические представительства и консульские учреждения Украины. Президент Украины принимает решение о:

  • приеме в гражданство Украины;
  • восстановлении в гражданстве Украины;
  • выходе из гражданства Украины;
  • утрате гражданства Украины.

Органы внутренних дел (МВД Украины, МВД Автономной Республики Крым, УВД области, городов Киева и Севастополя):

  • принимают от лиц, проживающих на территории Украины, заявления по вопросам гражданства Украины и вместе с необходимыми документами направляют на рассмотрение Президента Украины;
  • определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Украины, к гражданству Украины;
  • регистрируют утрату гражданства Украины лицами, проживающими на территории Украины. МИД Украины, дипломатические представительства и консульские учреждения Украины-
  • принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам гражданства и вместе с необходимыми документами направляют на рассмотрение Президента Украины;
  • определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих за границей, к гражданству Украины;
  • регистрируют утрату гражданства Украины лицами, постоянно поживающими за границей;
  • ведут учет граждан Украины, постоянно проживающих за границей.

Информация о работе Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине