Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:42, реферат
Высшая юридическая сила конституции состоит в том, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями законов и других нормативных актов. Все нормативные акты должны приниматься согласно процедуре, предусмотренной конституцией. Любой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен признаваться недействительным.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 2
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА 2
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ 2
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ 3
§1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 4
§ 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В УКРАИНЕ. 8
§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ 12
§ 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ 18
4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ 19
4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА 19
4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА 20
4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ 20
4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ 21
4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ 21
4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 21
4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21
4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ. 23
4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 23
4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ 23
4.4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ УКРАИНЫ 23
4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23
4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ 24
4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 25
4.4.6. ПРОКУРАТУРА 26
§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
В Концепции новой Конституции было указано, что «конституционное регулирование общественных отношений направлено на обеспечение условий жизни, достойных человека, формирование гражданского общества». Действующая Конституция не сохранила термин «гражданское общество», но нормативно определила его основные параметры, возложив на государство соответствующие обязанности (ст. 3, 14, 19, 23, 36, 38, 46, 48, 60 и др. Конституции).
Гражданское общество — это, во-первых, ассоциация людей, в которой каждый человек свободен как обладающий неотчуждаемыми правами, равноправен с другими членами ассоциации, самостоятелен в выборе гражданского состояния (гражданин, иностранец и др.); во-вторых, внегосударственные (институционализированные в общественные объединения) ассоциации людей по социальной, этнической, религиозной и др. принадлежности, политическим, экономическим, профессиональным и др. интересам; в-третьих, формирующиеся на этих основах общественные (внегосударственные) отношения, развивающиеся и функционирующие на самоуправленческих началах, самопроявлении интересов и воли отдельных индивидов и их ассоциаций, действующих в правосвободном (свободном от государственно-правового воздействия) пространстве общества.
Основными институтами гражданского общества являются:
— собственность в установленных законом формах (ст. 13, 41, 54, 85, 92, 116, 142, 143 Конституции);
— свободное предпринимательство в условиях добросовестной конкуренции и социальной направленности, защиты интересов потребителей (ст. 42, 92 Конституции);
— экологическая безопасность
как система мер, проводимых в
соответствующих организационны
— семья — естественная и основная социальная ячейка общества, в которой брак основан на добровольном и свободном соглашении мужчины и женщины, равноправных семейных отношениях (ст. 51, 52 Конституции);
— охрана здоровья народа,
как система социально-
— образование, развитие науки, культуры и искусства в условиях свободного выбора каждым человеком и объединением людей форм и видов образования, сфер занятий научной деятельностью, областью культуры и искусства (ст. 53, 54 Конституции);
— общественные объединения — политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, добровольные товарищества, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения людей (ст. 36, 37 Конституции);
— церковь и религиозные организации (ст. 35 Конституции);
— средства массовой информации, действующие на основе свободы, исключения цензуры и монополизма средств массовой информации (ст. 15, 34 Конституции).
Становление и функционирование гражданского общества во внегосударственной сфере общественных отношений не означает его изолированности от государственно-правовых институтов, организационной деятельности государственных органов и организаций, а предполагает взаимосвязь гражданского общества и государства. При этом используются различные государственно-правовые средства — законодательные акты, правовые отношения, складывающиеся в связи с правовым регулированием поведения людей, организацией, реорганизацией, деятельностью и прекращением объединений, функционированием других институтов гражданского общества, договорные и внедоговорные средства правового регулирования взаимоотношений, взаимодействия общества и государства, правоохранительная деятельность государства, его органов и организаций.
Средства государственно-
Поэтому не возвратный процесс от «поглощения государством общества», не превращение государства в орган «всецело подчиненный» (К. Маркс) гражданскому обществу, не отрицание верховенства государственной власти на территории страны под предлогом борьбы с этатизмом (безосновательно отождествляемым с тоталитаризмом) определяют прогрессивное и демократическое развитие страны, а прежде всего служебная, обслуживающая роль государства в отношении гражданского общества, воссоздание для него нормальных демократических условий развития.
Демократический характер новой Конституции вытекает не только из принципов конституционного строя, но и из норм, определяющих правовое положение личности, установленных во втором разделе Конституции «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Этот раздел является одним из ключевых в Конституции, поскольку одна из основ правовой государственности — идея утверждения и обеспечения прав и свобод человека.
Правовое положение личности — это сложное понятие, включающее правовое состояние личности, общую правоспособность, политико-правовые принципы, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Основой правового положения личности выступают права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые образуют правовой статус личности. Ядром правового статуса личности, и, в целом, правового положения личности является конституционный статус личности. Этим понятием охватывается совокупность закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей личности.
Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в государстве, а также объем возлагаемых на него обязанностей, находятся в прямой зависимости от его правового состояния, которое служит предпосылкой других элементов правового положения личности.
Правовое (гражданское) состояние личности отражает принадлежность лица к гражданству Украины, либо принадлежность лица к гражданству другого государства или непринадлежность лица как к гражданству Украины, так и к гражданству любого другого государства (лицо без гражданства). Известны также другие правовые (гражданские) состояния.
Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и взаимной ответственности.
Государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей. Гражданин соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности.
Гражданство Украины регулируется Конституцией, Законом Украины «О гражданстве Украины» и принятыми в соответствии с ними другими нормативно-правовыми актами.
Право на гражданство является неотъемлемым правом человека. Конституция устанавливает, что гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права переменить гражданство, не может быть выдворен за пределы Украины либо выдан другому государству. Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами.
Гражданами Украины являются:
Документами, подтверждающими гражданство Украины, являются паспорт гражданина Украины, а для лиц до 16 лет — свидетельство о рождении. Гражданство Украины основано на следующих принципах:
Гражданство Украины приобретается
Иностранцы и лица без гражданства могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство Украины.
Условиями приема в гражданство Украины являются:
Указанные требования могут не учитываться лишь в исключительных случаях по решению Президента Украины в отношении отдельных лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украинским государством. Упрощенный порядок предоставления гражданства Украины может применяться к женщинам, состоящим замужем за гражданином Украины, по их просьбе и при условии отказа от иностранного гражданства.
В гражданство Украины не принимаются лица, которые:
Гражданство Украины прекращаете»:
Выход из гражданства Украины осуществляется по ходатайству лица в порядке, установленном Законом.
В выходе из гражданства Украины может быть отказано, если лицо, возбудившее ходатайство о выходе, имеет неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан либо государственных организаций, кооперативных и общественных объединений.
Выход из гражданства
Украины не допускается, если лицо,
возбудившее ходатайство о
Гражданство Украины утрачивается:
При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами Украины или оба выходят из гражданства Украины соответственно изменяется гражданство их детей, не достигших 14 лет.
В решении вопросов гражданства
Украины принимают участие
Органы внутренних дел (МВД Украины, МВД Автономной Республики Крым, УВД области, городов Киева и Севастополя):
Информация о работе Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине