Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:42, реферат
Высшая юридическая сила конституции состоит в том, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями законов и других нормативных актов. Все нормативные акты должны приниматься согласно процедуре, предусмотренной конституцией. Любой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен признаваться недействительным.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 2
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА 2
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ 2
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ 3
§1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 4
§ 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В УКРАИНЕ. 8
§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ 12
§ 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ 18
4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ 19
4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА 19
4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА 20
4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ 20
4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ 21
4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ 21
4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 21
4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21
4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ. 23
4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 23
4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ 23
4.4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ УКРАИНЫ 23
4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23
4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ 24
4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 25
4.4.6. ПРОКУРАТУРА 26
§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Кроме политического значение новая Конституция Украины имеет чрезвычайно большую юридическую ценность как правовой акт. В первую очередь за все это Основной Закон государства, который имеет наивысшую юридическую силу. Все законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на ее основе и должны отвечать ей. А это значит, что Конституция является основным источником нашего законодательства, рассчитанным на длительный период.5
Конституция характеризует Украину как демократическое, социальное, правовое государство.
Демократичность государства определяется конституционно установленными формами народовластия, участием народа в управлении государством, населения — в местном самоуправлении, каждого гражданина — в организации и осуществлении государственной власти, возможностями гражданского общества воздействовать на государственную власть. Эти признаки демократичности в качестве ориентиров практической деятельности государства, его органов и организаций обусловливают легитимность государственной власти как доверие со стороны народа, населения и готовность граждан реально соучаствовать в осуществлении публичной власти (см., например: ст. 5, 38, 69 Конституции).
Социальное государство — это государство, политика которого имеет приоритетную социальную направленность, выражающуюся в обслуживании государством гражданского общества — ассоциации свободных и равноправных людей и их ассоциированных формирований, обеспечении государством прав и свобод человека, их гарантий, социогуманитарное содержание и направленность деятельности государства, признание государством субъективных публичных прав человека и гражданина, обусловленная этим ответственность государства перед человеком за свою деятельность (см., например: ст. 3, 15, 46, 48 Конституции).
.Правовое государство
предполагает верховенство
Эти характеристики дают основания для выделения конституционных принципов государства Украины.
Во-первых, это принцип
разграничения функций, сфер влияния
и ответственности между
На конституционный
уровень возведены
Определяется, что достижение и осуществление публичной (государственной и публично-самоуправленческой) власти возможно только в порядке предусмотренных Конституцией и законами форм прямого народовластия, демократических выборов, имеющих всеобщий, равный, прямой характер при условии тайного голосования, доступности для всех граждан государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 38, 39, 69, 71, 141 Конституции).
Предусматривается возможность
участия граждан в
Вторым конституционным принципом государства является разделение государственной власти .на законодательную, исполнительную. судебную, каждая из которых действует независимо, самостоятельно, во взаимодействии с другими властями и, как правило (исключение может быть установлено только Конституцией), без права взаимного делегирования функций и полномочий на началах взаимных сдерживаний и противовесов (см., например, ст. 6, 75, 85, 87, 94, 106, 115, 119, 124 Конституции).
Это закреплено в ст. 6 Конституции, устанавливающей, что государственная власть осуществляется по принципу ее разделения и на основе полномочий, определенных Конституцией и законами. При этом единственным органом_ законодательной власти является Парламент – Верховная Рада .Украины, которая не может делегировать свой компетенционный статус другим субъектам.
Также исключается передача полномочий главы государства-Президента Украины. В системе исполнительной власти высшим органом является Кабинет Министров, который ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины — одна из характерных форм взаимодействия властей, взаимных сдерживаний и противовесов. Другим примером этого может быть право Президента Украины при определенных условиях досрочно прекратить полномочия Верховной Рады или наложить отлагательное вето на закон, принятый Верховной Радой, или полномочия Верховной Рады Украины принять резолюцию недоверия Кабинету Министров Украины, что влечет его отставку, и сместить Президента с его поста в порядке импичмента. В определенных случаях допускается делегирование полномочий, например, органами местного самоуправления местным государственным администрациям.
При этом следует учитывать,
что наряду с указанными в ст.
6 Конституции ветвями государств
Третий принцип государства —разграничение компетенции между государственной властыо и органами управления. центральной и местной государственной администрацией, органами местного самоуправления и другими формами территориальной самоорганизации граждан с правом делегирования полномочий и договорной компетенции в системе самоуправления территориальной громадой (см., например: ст. 7, 113, 119, 140, 143 Конституции).
Прежде всего Конституция указывает нацпризнание и гарантирование местного самоуправления, которое самостоятельно решает вопросы местного значения, выделение собственных полномочий местных государственных администраций как субъектов местной исполнительной власти. Однако решения органов местного самоуправления могут быть приостановлены в административном порядке, а действие этих решений может быть прекращено судом. Решения председателей местных государственных администраций могут быть отменены Президентом или председателем местной государственной администрации высшего уровня. Наконец, областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, что может при определенных условиях привести к его отставке.
В системе местного управления, самоуправления и самоорганизации населения нормативно признана возможность договорного делегирования полномочий.
Одним из главных по практической значимости является (четвертый) принцип признания государством (но не октраирования, не «дарования» им) естественных, неотчуждаемых и нерушимых прав и свобод человека и гражданина, обеспечение этих прав и свобод государственной защитой с предоставлением возможности гражданину инициировать «запуск» государственного механизма защиты его прав и свобод, взаимной ответственности государства и гражданина на основе субъективного публичного права, требования от государства, его органов, должностных и служебных лиц уважения прав человека и гражданина, содействия их реализации вплоть до деполитизированной юридической диспозиции: гражданин Н. против государства. К содержанию этого принципа относится также социальная ориентированность государственной политики, выражающаяся в создании механизмов социальной защиты населения, ограждения человека или ограничении воздействия на него основных факторов социального риска (временной или постоянной утраты трудоспособности, безработицы, несчастных случаев на производстве, в быту и др.), сочетании социального страхования и государственной помощи, стимулировании благотворительной деятельности (см., например: ст. 1, 3, 13, 16, 21, 22, 40, 42, 43, 46, 55, 57 Конституции).
В этом отношении характерно, что одним из мотивов принятия Конституции (см.: Преамбула, часть IV) является забота об обеспечении прав и свобод человека, достойных условий его жизни, а человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью.
Содержание и направленность деятельности государства определяются Конституцией правами и свободами человека и их гарантиями, а главной обязанностью государства объявляется утверждение и обеспечение прав и свобод человека. Принципиальны конституционные правоположения о свободе и равноправии людей, неотчуждаемости и нерушимости прав и свобод человека, недопущении сужения содержания и объема существующих прав и свобод, наконец, гарантировании свободного развития личности человека и гражданина.
Среди гарантий правового статуса личности необходимо выделить право на правовую информацию (право каждого знать свои права и обязанности), обязанность государства обеспечить эту информацию и признание недействительными нормативно-правовых актов, которые не доведены до населения. При этом гарантируются права человека и гражданина на обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод непосредственно на основе Конституции.
Десятым, определяющим для правового государства, принципом является верховенство правового закона с определением иерархии законодательных и иных нормативно-правовых актов, систему которых возглавляет Конституция, нормы которой имеют прямое действие, и установление правового порядка. Его содержание предполагает, во-первых, исключение обязанности осуществлять деяния (действия или бездействия), если эта обязанность не возложена на индивидуального или коллективного субъекта права посредством прямого ее определения в законодательстве (закона и иных нормативно-правовых актах). Только в случае законодательного установления обязанности и ее неисполнения, ненадлежащего исполнения уполномоченные органы, организации, отдельные лица могут применять принуждение или требовать применения принудительных мер в отношении обязанного лица; во-вторых, обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц действовать только на основании и в пределах тех полномочий и способом (в организационно-правовых формах, с применением правовых методов и средств), установленных Конституцией и законами. Организация этих органов, их деятельность и равно служебная деятельность, не соответствующая закону, считается нарушением правового порядка и влечет установленную законом юридическую коллективную и индивидуальную ответственность (см., например: ст. 8, 19, 150 Конституции).
Нередко демократическое и правовое государство именуют конституционным. Основанием этого является свойственная для такого государства и государственно-организованного общества система конституционализма. Это — политико-правовая система теории, идеологии и практики конституционного строительства государства, включающая конституционные нормы, правоотношения, правосознание и конституционную законность, основанную на прямом действии конституционных норм, недопустимости отказа от их применения вследствие отсутствия конкретизирующих законов или других нормативных актов, стабильности и эффективности Конституции, предусматривающей достаточно жесткий механизм ее изменений и дополнений, надежная охрана конституционного строя общими средствами обеспечения законности и посредством деятельности специальных органов конституционной юстиции с широкими полномочиями, в частности, в сфере определения конституционности правотворческих актов (см., например: ст. 121, 124, 147 п. 9 Раздела XV Конституции). Принципы, свойства государства проявляются в процессе осуществления функций. Функции государства представляют деятельностную характеристику государства, реализующиеся
его свойства, это — способность государства к определенной деятельности и активная реализация этой способности. В ст. 17 Конституции закреплены важнейшие функции государства:,
— защита суверенитета и
территориальной целостности
— обеспечение экономической безопасности страны;
— обеспечение информационной безопасности страны. При систематическом толковании Конституции возможно эти функции отнести к основным, дополнив их номенклатуру функциями:
— обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Конституции);
— обеспечения экологической безопасности страны и поддержания экологического равновесия, сохранения генофонда народа (ст. 16 Конституции);
— формирования и осуществления в различных формах (обеспечения, гарантирования, способствования, содействия, заботы, охраны) государственной политики в области культуры (ст. ст. 10-12, 53, 54 Конституции);
— обеспечения правового порядка на конституционных принципах, указанных в ст. 19, 8 Конституции.
Наряду с важнейшими и основными необходимо выделить третью группу функций, к которой относятся, во-первых, иные направления деятельности государства, например, обеспечение политического многообразия посредством содействия многопартийности в стране (ст. 36, 37 Конституции), во-вторых, подфункции, конкретизирующие основные функции, например, обеспечение интересов Украины во внешнеполитической сфере путем сотрудничества с членами международного сообщества (ст. 18 Конституции).
Информация о работе Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине