Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:42, реферат
Высшая юридическая сила конституции состоит в том, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями законов и других нормативных актов. Все нормативные акты должны приниматься согласно процедуре, предусмотренной конституцией. Любой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен признаваться недействительным.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 2
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА 2
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ 2
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ 3
§1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 4
§ 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В УКРАИНЕ. 8
§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ 12
§ 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ 18
4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ 19
4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА 19
4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА 20
4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ 20
4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ 21
4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ 21
4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 21
4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21
4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ. 23
4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 23
4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ 23
4.4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ УКРАИНЫ 23
4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23
4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ 24
4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 25
4.4.6. ПРОКУРАТУРА 26
§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Правовое положение других основных правовых состояний личности в Украине (иностранства, безгражданства) регулируется Конституцией и Законом Украины «О правовом статусе иностранцев».
Принципы, конституционного статуса личности имеют важное значение, поскольку устанавливают комплекс руководящих идей, составляющих политико-правовой фундамент правового положения личности. Все другие институты и нормы, определяющие правовое положение человека и гражданина, базируются на этих принципах.
Конституция закрепляет следующие принципы:
— человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность — наивысшая социальная ценность (ст. 3);
— свободное развитие личности (ст. 23);
— неотчуждаемость и нерушимость прав и свобод человека (ст. 21);
— неограниченность правового статуса человека и гражданина их конституционным статусом (ст. 22);
— недопущение сужения содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесения изменений в действующие законы (ст. 22);
— свобода и равноправие людей (ст. 21);
— равенство конституционных прав и свобод граждан и равенство граждан перед законом (ст. 24);
— равенство прав мужчин и женщин (ст. 24);
— единство прав и обязанностей (ст. 24);
— невозможность лишения гражданства и права переменить гражданство (ст. 25);
— невозможность выдворения гражданина Украины за пределы Украины либо выдачи его другому государству (ст. 25);
— равенство правового статуса иностранцев и лиц без гражданства с правовым статусом граждан Украины за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26);
— равноправие супругов в браке (ст. 51);
— равноправие детей независимо от происхождения (ст. 52). Конституция разграничивает понятие «человек» и «гражданин» и исходит при этом из признания идеи «естественных», «прирожденных», «неотчуждаемых» прав человека, суть которой состоит в том, что права человека принадлежат ему от рождения, имеют естественный характер, а государство может лишь регулировать их осуществление и устанавливать для них гарантии, но не может их отменить. Лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения государство может, исключительно на временной основе, ограничивать возможность осуществления некоторых прав и свобод. По окончании действия этих режимов права и свободы восстанавливаются в полном объеме. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права неотъемлемые права и свободы каждого человека должны уважаться другим государством независимо от наличия у человека гражданства данного государства.
Украина, как и любое государство, защищая свой суверенитет и независимость, исходя из цели обеспечения достойных условий жизни и реальных возможностей, закрепляет определенные права и свободы и предоставляет гарантии их осуществления только своим гражданам. Так, только граждане Украины могут быть субъектами права собственности на землю, обладают правом голоса на выборах и референдумах, могут быть членами политических партий, действующих в Украине и т. д.
Конституция разграничивает понятие «права» и «свободы». Однако это в целом равнозначные, совпадающие по объему, понятия. Кроме того, считается, что термин «свобода» законодатель использует в том случае, когда указывает на максимальную свободу выбора варианта поведения личности в той или иной сфере общественной жизни, а при указании на возможность пользования конкретным благом применяется термин «право».
Система конституционных прав и свобод личности охватывает все сферы жизни деятельности людей и соответствует международным стандартам прав человека. С учетом международно-правовых стандартов права и свободы классифицируются на', личные права и свободы; политические права и свободы; экономические права; социальные права; экологические права; культурные права и свободы.
Конституция первостепенное значение отводит личным правам и свободам, которые по Конституции УССР 1978 г. были значительно «урезаны» по сравнению с международными стандартами прав человека и в перечне конституционных прав и свобод граждан Украины занимали последнее место, что фактически отражало отношение государства к этой группе прав.
Личные права и свободы — это права в сфере личной жизни и личной безопасности, они касаются индивидуальной, частной жизни человека. Конституция закрепляет следующие личные права и свободы человека'
— право на жизнь, (ст. 27);
—уважение достоинства (ст. 28);
—.право на свободу и личную неприкосновенность, (ст. 29);
— Право на неприкосновенность жилища (ст. 30);
— право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции (ст. 31);
— право на невмешательство в личную жизнь (ст. 32);
— право на свободу передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины (ст. 33),
—право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст. 34);
— право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным образом — по своему выбору (ст. 34);
—право на свободу
мировоззрения и вероисповедани
— право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения, либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным и служебным лицам этих органов (ст. 40) Политические права и свободы — это такие права и свободы, которые граждане реализуют в политической сфере общественной жизни'
— право на свободу объединения в политические партии и общественные организации (ст. 36);
— право на участие в профессиональных союзах (ст. 36),
—право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст 38),
—право собираться. без оружия и .проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации(ст. 39). Экономические права — это такие права, которые люди реализуют в экономической сфере общественной жизни:
— право владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности (ст. 41);
— .право пользования
в соответствии с законом .объектами
права государственной и
— право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст. 42).
Социальные права —
это такие права, реализация которых
связана с удовлетворением
—право на труд (ст. 43);
— право на забастовку (ст. 44);
— право на отдых (ст- 45);
— право на жилище (ст. 47);
— право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст. 48);
— право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование (ст. 49).
Кроме того, для граждан Украины установлено право на социальную защиту, включающую право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также старости и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 46).
Экологические права — это новая, ранее не закреплявшаяся на конституционном уровне, группа прав человека, обеспечивающая его потребности в безопасной окружающей среде (ст. 50):
— право на безопасную для жизни и здоровья окружающую .среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда;
—,право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение.
Культурные права и свободы — это права и свободы человека в сфере культуры:
—право на образование (ст. 53);
— свобода литературного, художественного, научного и технического творчества (ст. 54);
— право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности (ст. 54).
Конституция фактически закрепляет принцип единства прав и обязанностей и устанавливает в ст. 24, что «каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности». Под конституционной обязанностью понимается закрепленная в Конституции мера должного поведения субъекта.
Конституция
устанавливает следующие
— неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68);
— не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки (ст. 66);
— платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (ст. 67);
— родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих
нетрудоспособных родителях (ст. 51). Кроме того, граждане Украины обязаны:
— защищать Отечество, независимость и территориальную целостность Украины, уважать ее государственные символы (ст. 65);
— нести военную службу в соответствии с законом (ст. 65);
— подавать в налоговые инспекции по месту жительства декларации о своем имущественном положении и о доходах за истекший год (ст. 67).
Гарантии реализации и защиты прав и свобод личности — это совокупность экономических и политических условий, а также система правовых средств, обеспечивающих реальность осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Гарантии позволяют осуществить переход от предусмотренной в законе возможности к действительности. Без закрепления соответствующих гарантий система прав и свобод носила бы декларативный характер.
В широком смысле понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на фактическую реализацию прав, свобод и обязанностей личности, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений.
Конституция не только содержит весьма широкий и демократический перечень прав и свобод человека и гражданина, но закрепляет гарантии их реализации и защиты. При этом экономические и политические гарантии вытекают как из Раздела I Конституции, устанавливающего принципы конституционного строя Украины, так и из большинства статей Раздела II, закрепляющих конкретные права и свободы личности. В то же время юридические гарантии содержатся компактной группой в ст. 55-63 Раздела II.
Конституция формулирует юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина:
— право на защиту прав и свобод человека судом (ст. 55);
— право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55);
— право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 55);
— право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или соответствующих органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (ст. 55);
— право любыми незапрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств (ст. 55);
— право на возмещение
за счет государства или органов местно
- право знать свои права и обязанности (ст. 57);
- запрещение обратного
действия законов и иных
- право на правовую помощь (ст. 59);
- право не исполнять явно преступные распоряжения или приказы (ст. 60);
- никто не может
быть дважды привлечен к
- лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда (презумпция невиновности) (ст. 62);
- никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления (ст. 62);
- обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу (ст. 62);
- право не давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников (ст. 63);
Конституция устанавливает, что «народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии» (ст. 69).
Референдум (от латинского referendum — происхождение) — это способ принятия гражданами Украины путем голосования законов Украины, иных решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения.
Проведению референдумов посвящены статьи 72—74,138,143 Конституции и Закон Украины «О всеукраинском и местных референдумах» от 3 июля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями.
Референдумы могут подразделяться по разным основаниям на несколько видов.
По территориальному
признаку они делятся на всеукраинские - общегосударственные, проводимые в
масштабе всей Украины (ст. 72), и местные, проводимые в
масштабе тех или иных административно-
По предмету и содержанию они делятся на конституционные (в результате которых вносятся изменения в Конституцию), законодательные (в результате которых принимаются или отменяются законы или их отдельные положения) и иные, (в результате которых принимаются решения, определяющие основное содержание Конституции, законов и иных правовых актов).
Информация о работе Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине