Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:42, реферат

Описание работы

Высшая юридическая сила конституции состоит в том, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями законов и других нормативных актов. Все нормативные акты должны приниматься согласно процедуре, предусмотренной конституцией. Любой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен признаваться недействительным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 2
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА 2
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ 2
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ 3
§1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 4
§ 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В УКРАИНЕ. 8
§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ 12
§ 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ 18
4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ 19
4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА 19
4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА 20
4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ 20
4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ 21
4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ 21
4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 21
4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21
4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ. 23
4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 23
4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ 23
4.4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ УКРАИНЫ 23
4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23
4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ 24
4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 25
4.4.6. ПРОКУРАТУРА 26
§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Право.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

2) соответствия Конституции  Украины действующим международным  договорам Украины или тем международным договорам, которые выносятся на Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность;

3) соблюдения конституционной  процедуры расследования и рассмотрения  дела об отстранении Президента Украины от поста в порядке импичмента в пределах, определенных ст. 111 и 151 Конституции Украины;

4) официального толкования  Конституции и законов Украины  (ст. 13 Закона).

К полномочиям Конституционного Судане относятся вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции.

4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ  СУД УКРАИНЫ

 

Формами обращения в Конституционный Суд Украины являются конституционное представление и конституционное обращение.

Конституционное представление  —это письменное ходатайство о признании  правового акта (его отдельных  положений) неконституционным, об определении  конституционности международного договора или о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины. Конституционным представлением является также обращение Верховной Рады Украины о даче заключения в отношении соблюдения Конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об отстранении Президента Украины от поста в порядке импичмента.

Субъектами права на конституционное представление  по вопросам принятия решений Конституционным  Судом Украины в случаях, предусмотренных  п. 1 ст. 13 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» являются Президент Украины, не менее сорока пяти народных депутатов Украины (подпись депутата не отзывается). Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховная Рада Автономной Республики Крым (ст. 40 Закона).

Субъектами права на конституционное представление  по вопросам дачи заключения Конституционным  Судом Украины в случаях, предусмотренных  п.п. 2,3,4 ст. 13 Закона «О Конституционном  Суде Украины», являются:

по п. 2 — Президент Украины, Кабинет Министров Украины;

по п. 3 — Верховная  Рада Украины;

по п. 4 — Президент  Украины, не менее сорока пяти народных депутатов Украины (подпись депутата не отзывается). Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховный Суд Украины, Кабинет Министров Украины, другое органы государственной власти. Верховная Рада Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления (ст. 41 Закона).

Конституционное обращение  — это письменное ходатайство  в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины с целью обеспечения реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица.

Субъектами права на конституционное обращение по вопросам официального толкования Конституции и Законов Украины (п. 4 ст. 13 Закона) являются:

  • официальные лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства);
  • юридические лица.

4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДА УКРАИНЫ

 

Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения.

По результатам рассмотрения дел в отношении конституционности  законов и других правовых актов  Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым Конституционный Суд Украины принимает решения.

Конституционный Суд  дает заключения по вопросам официального толкования Конституции и законов Украины, о соответствии Конституции действующим международным договорам Украины или тем международным договорам, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность, относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Решения и заключения Конституционного Суда Украины мотивируются письменно, подписываются отдельно судьями Конституционного Суда Украины, которые голосовали за их принятие и которые голосовали против их принятия, и обнародуются. Они являются окончательными и обжалованию не подлежат. Особое мнение судьи, который подписал решение или заключение, излагается судьей в письменной форме и прилагается к решению или заключению Конституционного Суда.

Решения и заключения Конституционного Суда вместе с особым мнением судьи публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Украины» и являются обязательными для выполнения.

4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

 

Раздел VIII Конституции  Украины посвящен правосудию.

Правосудие осуществляется лишь судом (ст. 124). Правосудие осуществляют профессиональные судьи и в определенных законом случаях народные заседатели и присяжные.

Присяжные заседатели в  уголовном процессе, как правило, выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а в гражданском процессе решают вопросы факта.

Судопроизводство проводится судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных. Основные начала судопроизводства: законность, равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом, гласность, состязательность сторон, обеспечение доказанности вины, обеспечение обвиняемому права на защиту и др. предусмотрены ст. 129 Конституции.

Предметом правосудия являются все правоотношения, которые возникают  в государстве (ст. 124).

Рассматривая содержание вопроса «Система судопроизводства», следует отметить, что Конституционным  договором, заключенным в 1995 году между Президентом Украины и Верховной Радой, была предусмотрена такая система судов:

  • суды общей юрисдикции (местные, апелляционные и Верховный Суд);
  • арбитражные суды (областной и Высший арбитражный Суд Украины);
  • Конституционный Суд Украины.

Нынешняя редакция Конституции Украины (ст. 124) предусматривает изменения в системе судов, оставляя лишь две ветви:

  • суды общей юрисдикции;
  • Конституционный Суд.

Система судов строится по принципу территориальности и  специализации (ст. 125); создание чрезвычайных судов и особенных судов запрещается (ст. 125).

В Конституции Украины  закреплены лишь основы судопроизводства. Необходим новый Закон о судоустройстве. Ныне нагрузка на судей очень большая, состав судей недоукомплектован на 25 %, допускается немало нарушений этических норм

В общем, мы находимся  на пороге широкомасштабной судебно-правовой реформы, в ходе которой будет  происходить и дальнейшая специализация  судей, и формирование новых правовых институтов.

Конституцией предусмотрен 5-летний срок реформирования судебной власти (п. 12 Переходных положений). Таким образом, в течение 5 лет будут продолжать функционировать арбитражные суды.

Порядок назначения судей, их полномочия и увольнение регламентируются ст. 126, 127,128. Следовало бы подчеркнуть, что правосудие могут осуществлять лишь профессиональные судьи, которые достигли 25-летнего возраста, с высшим юридическим образованием, проживают в Украине не менее 10 лет, обязательно владеют государственным языком и имеют стаж работы в области права не менее 3 лет (ст. 127).

Первое назначение на должность профессионального судьи  сроком на 5 лет осуществляется Президентом. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда, избираются Верховной Радой бессрочно (ст. 128).

Судьи не имеют права  быть членами политических партий, профсоюзов, быть депутатами, занимать другие оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или творческой.

Конституция определяет и порядок освобождения судей (ст. 126).

Основным Законом предусмотрено  создание нового для существующей судебно-правовой системы Украины органа — Высшего совета юстиции (ст. 131).

В его компетенцию  входит:

1) внесение представления  о назначении судей на должности  или об освобождении их от  должностей;

2) принятие решения  относительно нарушения судьями  и прокурорами требований касающихся несовместимости;

3) осуществление дисциплинарного  производства относительно судей  Верховного Суда Украины и  судей высших специализированных  судов и рассмотрение жалоб  на решение о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.

4.4.6. ПРОКУРАТУРА

 

Раздел VIII Конституции посвящен прокуратуре. Прокуратура не принадлежит ни к одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной). Она функционирует как независимый государственный орган и составляет единую систему (ст. 121).

Систему органов прокуратуры  составляют: Генеральная прокуратура, прокуратура Автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных) городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуроры, а также военные прокуроры. Единство системы обеспечивается тем, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору Украины.

Генеральный прокурор назначается  на должность с согласия Верховной Рады Президентом Украины и освобождается от должности Президентом Украины, причем при освобождении от должности согласия Верховной Рады не требуется. Здесь заложен механизм сдерживания противовесов между законодательной и исполнительной властью.

Срок полномочий Генерального прокурора Украины — 5 лет.

Основные функции прокуратуры  изложены в ст. 5 Закона Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями и  Конституции Украины (ст. 121).

При анализе положений  ст. 5 Закона и ст. 121 Конституции обращает на себя внимание то, что в Конституции не закреплены такие функции прокуратуры, как надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, а также отсутствует функция расследования деяний, содержащих признаки преступления.

Конституция Украины (ст. 121) определила новые направления  деятельности прокуратуры:

1. Поддержание государственного  обвинения в суде. Недавно эта  функция считалась второстепенной. Чтобы обеспечить 100%-ный уровень государственного обвинения в суде, требуется кадровое и финансовое обеспечение. Необходимо не менее 2-х тысяч государственных обвинителей.

2. Представительство  интересов гражданина или государства  в суде в случаях, определенных законом. Основанием для такого представительства в суде могут быть обращения к прокурору граждан, представителей государственных органов, юридических лиц и др. При нарушении законных интересов граждан или государства прокурор может осуществлять представительство их интересов в суде и по собственной инициативе.

Эта функция будет  раскрыта в новом законе «О прокуратуре».

3. Надзор за соблюдением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие.

Оперативно-розыскную деятельность могут выполнять субъекты, указанные в Законе Украины от 18 февраля 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся оперативные подразделения органов внутренних дел, органов Службы безопасности, приграничных войск, управления государственной охраны.

Органами дознания являются: милиция, органы безопасности, командиры  воинских частей, соединений, таможенные органы и др., указанные в ст. 101 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Досудебное следствие  является новым институтом. Необходимо сформировать систему соответствующих органов и принять закон, регламентирующий их функции.

В настоящее время  эту функцию выполняют органы предварительного следствия — следователи прокуратуры, органов внутренних дел и службы безопасности. Деятельность органов предварительного следствия урегулирована уголовно-процессуальным законодательством и находится под постоянным надзором прокурора.

4. Надзор за соблюдением  законов при исполнении судебных  решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Отсюда вытекает, что прокуратура должна осуществлять надзор за соблюдением законов в следственных изоляторах, тюрьмах, исправительно - трудовых и воспитательно-трудовых колониях, а также психиатрических больницах со строгим и усиленным надзором.

Условия содержания осужденных не отвечают требованиям сегодняшнего дня, отсутствует материальная база для улучшения условий содержания осужденных.

Наша пенитенциарная система входит в состав Министерства внутренних дел. Чрезвычайно важным является решение вопроса о возможности создания на базе органов исполнения наказаний самостоятельной государственной структуры или выведения ее из состава органов внутренних дел и передачи Министерству юстиции.

Cогласно ст. 9 «Переходных положений» Конституции Украины до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до сформирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функцинирование, она должна продолжать выполнять функцию надзора за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами и функцию расследования деяний, содержащих признаки преступления.9

§ 5. ПОРЯДОК  ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ  И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

Информация о работе Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине