Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:42, реферат

Описание работы

Высшая юридическая сила конституции состоит в том, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями законов и других нормативных актов. Все нормативные акты должны приниматься согласно процедуре, предусмотренной конституцией. Любой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен признаваться недействительным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 2
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА 2
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ 2
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ 3
§1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 4
§ 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В УКРАИНЕ. 8
§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ 12
§ 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ 18
4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ 19
4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА 19
4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА 20
4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ 20
4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ 21
4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ 21
4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 21
4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21
4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ. 23
4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 23
4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ 23
4.4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ УКРАИНЫ 23
4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23
4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ 24
4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 25
4.4.6. ПРОКУРАТУРА 26
§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Право.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ

 

Законодательный процесс  в Украине проходит несколько  этапов:

Законодательная инициатива. Право законодательной инициативы имеют народные депутаты Украины, Президент Украины, Кабинет Министров и Национальный банк (ст. 93).

Разработка  проекта закона. Она может осуществляться: а) по поручению Верховной Рады, комитетов; б) Кабинетом Министров (например, законопроект о Государственном бюджете); в) в инициативном порядке имеют право разрабатывать граждане и юридические лица.

Предыдущее  рассмотрение законопроекта в соответствующих  комитетах . Они дают заключение о целесообразности его принятия и о дальнейшей работе над ним.

Рассмотрение  законопроектов Верховной Радой  Украины. Оно происходит путем обсуждения и одобрения основных положений (первое чтение), обсуждения и одобрения постатейно (второе чтение), принятия закона в целом (третье чтение).

Принятие  закона. Обычный закон принимается абсолютным большинством голосов. Для принятия конституционного закона нужны голоса двух третей депутатов конституционного состава Верховной Рады.

Опубликование. Закон публикуется в течение 30 дней в «Ведомостях Верховной Рады Украины» и в течение 5 дней в газете «Голос Украины».

Закон вступает в силу по окончании 10 дней после его опубликования, если иное не указано в самом законе.

4.2. ПРЕЗИДЕНТ  УКРАИНЫ

4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА  ГОСУДАРСТВА

 

Термин «президент»  происходит от латинского «ргаеаsedae», что означает «тот, кто сидит впереди».

Президент Украины структурно не входит ни в одну ветвь власти, но в то же время является главой государства и выступает от его имени (ст. 102). Чтобы разобраться в этом положении, следует осмыслить ст. 106 Конституции. В ней определяется место президента как главы государства. Он выступает гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры, заключает международные соглашения, принимает верительные и отзывные грамоты послов других государств, назначает всеукраинский референдум, внеочередные выборы в Верховную Раду, прекращает полномочия парламента, если в течение месяца одной очередной сессии его пленарные заседания не могут начаться, решает вопросы гражданства, осуществляет помилование и т.д.

4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА  УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА  СВОЙ ПОСТ

 

Особенности выборов  Президента Украины предусматривает  ст. 103 Конституции, в которой определяются:

— принципы выборов (общее, равное, прямое избирательное право путем тайного голосования);

— срок пребывания в должности  — 5 лет;

—условия избрания на этот пост (проживание в Украине  в течение десяти последних перед выборами лет, гражданство Украины);

— обязательное владение украинским языком;

— возраст не менее 35 лет.

Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины  более двух сроков подряд. Тот, кто  выбрал президентское кресло, не может  занимать другие должности, заниматься предпринимательской деятельностью и т.п. (ст. 103).

Конституция определяет срок пребывания в должности (5 лет) и время выборов — последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента.

Вступление Президента на свой пост освещено в ст. 104 Конституции. В ней речь вдет о том, что новоизбранный  Президент Украины вступает на свой пост не позже чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов с момента принесения присяги народу на торжественном заседании Верховной Рады Украины. Ее содержание помещено в Конституции, однако не указано, на чем приносится присяга. По новой традиции Президент Украины присягает на Конституции и Евангелии (первом Евангелии, переведенном на староукраинский язык в 1556—1561 годах в местечке Пересопница, ныне поселок возле города Ривного), затем Президент Украины провозглашает инаугурационную речь.

Звание Президента охраняется законом. Оно сохраняется пожизненно. Согласно ст. 105 Конституции, которой  Президент пользуется правом неприкосновенности.

4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

 

Полномочия Президента предусмотрены ст. ст. 106, 107 Конституции. Уже указывалось на ряд полномочий Президента как главы государства. Они касаются обеспечения государственной независимости, национальной безопасности, правопреемственности государства, представления государства в международных отношениях и т.п.

Президент занимается и  кадровыми назначениями: с согласия Верховной Рады назначает Премьер-министра Украины и прекращает его полномочия; назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия, назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора и освобождает его от должности, назначает половину состава Совета Национального банка Украины; назначает треть состава Конституционного Суда; назначает на должности и освобождает от должностей с согласия Верховной Рады Председателя Антимонопольного комитета. Председателя Фонда государственного имущества, Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию и др.

Конституция предусматривает  создание координационного органа при  Президенте — Совета национальной безопасности и обороны Украины , персональный состав которого формирует Президент. В его состав по должности входят Премьер-министр, Министр обороны. Председатель службы безопасности. Министр внутренних дел. Министр иностранных дел.

Он координирует и  контролирует деятельность органов  исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны. Через Совет Президент совмещает функции главы государства со сферой исполнительной власти, что является одним из условий признания принятой формы государственного правления как президентско-парламентской. Еще одним самым существенным аргументом в пользу такой формы правления может быт установленный ст. 106 (п.п. 1—10) и ст. 114 порядок формирования Кабинета Министров.

Через Совет национальной безопасности и обороны Президент  тесно сотрудничает и может влиять на министров силовых министерств.

Президент Украины издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для выполнения.

Передавать свои полномочия другим лицам Президент не может.

Постоянно действующим  органом при Президенте Украины  является Администрация Президента. Она создается Президентом Украины в соответствии с Конституцией Украины для обеспечения осуществления им своих полномочий как главы государства.

Основной задачей Администрации  является организационное, правовое, консультативное, экспортно-аналитическое и другое обеспечение деятельности Президента. Администрация анализирует экономические, политические и социальные процессы, происходящие в стране, и готовит предложения Президенту по результатам анализа, обеспечивает подготовку проектов указов и распоряжений Президента Украины, а также проектов законов, которые вносятся Президентом в Верховную Раду в порядке законодательной инициативы, разрабатывает предложения по вопросам кадровой политики, проводит экспертизу законов, которые передаются Верховной Радой на подпись Президенту, осуществляет связи Президента Украины с Верховной Радой, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными организациями и Др.

Общее руководство Администрацией осуществляет Глава Администрации  Президента, который назначается  Президентом Украины. В состав Администрации входят: Первый Помощник Президента Украины, первый заместитель и заместители Главы Администрации Президента, помощники, советники и консультанты Президента Украины, пресс-служба управления и отделы (например, отдел государственных наград, гражданства, помилования и т.д.).

4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ  ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

 

Прекращение полномочий Президента предусмотрено статьями 108—112 Конституций.

Полномочия главы украинского  государства прекращаются в случаях:

— отставки (ст. 109);

— невозможности выполнения своих полномочий по состоянию здоровья (ст. 110);

— устранения с поста  в порядке импичмента (ст. Ш);

—смерти.

Президент Украины может  быть устранен с поста Верховной  Радой в порядке импичмента в случае совершения им измены или другого преступления.

Инициировать этот вопрос может не менее половины народных депутатов от конституционного состава парламента. После этого Верховная Рада обязана создать специальную временную следственную комиссию. Заключения комиссии подлежат проверке Конституционным Судом. «Решение об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой не менее чем тремя четвертями от ее конституционного состава...», т.е. не менее чем 338 народными депутатами Украины.

В случае досрочного прекращения  полномочий Президента обязанности  до вступления на пост нового Президента возлагаются на Премьер-министра. На значительную часть полномочий Президента (осуществлять помилование, назначать всеукраинский референдум и т.д.) Премьер-министр не имеет права (ст. 112).

4.3. КАБИНЕТ  МИНИСТРОВ УКРАИНЫ.

4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ  ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и  судебную имеет давнюю историю и связывается с именем французского юриста и ученого Шарля Монтескье. Жесткое разделение власти присуще парламентской республике, а частичное смешение властей — парламентским формам правления, совмещение упомянутых вариантов разделения власти — президентско-парламентской республике.

Анализ положений действующей  Конституции дает возможность сделать  вывод, что Верховная Рада выбрала смешанную форму правления, т.е. президентско-парламентскую. Для такой формы характерно, что Президент является главой государства и имеет широкие полномочия в сфере исполнительной власти, о чем шла речь при освещении темы «Президент Украины» (ст. 106, п. 9—10, ст. 107, ст. 114 Конституции).

При таких условиях правовой статус правительства не может иметь  какое-то второстепенное значение. Это прямо предусмотрено ст. 113 Конституции, где записано, что Кабинет Министров является высшим органом в системе исполнительной власти.

Исполнительную впасть в областях и районах, городах  Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации (ст. 118)Л

В состав Кабинета Министров  входят:

  • Премьер-министр;
  • Первый вице-премьер-министр;
  • три вице-премьер министра;
  • министры.

Кабинет Министров ответственный  перед Президентом Украины и  подконтрольный и подотчетный Верховной  Раде Украины (ст. 113). Так, Премьер-министр назначается Президентом с согласия более половины конституционного состава Верховной Рады. Верховная Рада может принять резолюцию недоверия Кабинету Министров (ст. 87). Персональный состав Кабинета Министров определяется Президентом по представлению Премьер-министра. Решение о прекращении полномочий и об отставке Премьер-министра принимает Президент единолично (п. 9 ст. 106). Отставка Премьер-министра влечет за собой отставку всего правительства (ст. 115).

Высказывается мнение о том, что место Премьер-министра в механизме исполнительной власти можно признать таким, которое обеспечивает ему статус политической фигуры лишь при условии создания партийного правительства

4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ  УКРАИНЫ

 

Полномочия Кабинета Министров определены ст. 116 Конституции.

Они довольно широкие  и направлены:

  • на развитие экономики, научно-технический прогресс, социальное и культурное развитие;
  • обеспечение развития всех форм собственности;
  • разработку и выполнение государственного бюджета;
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • обеспечение обороноспособности и национальной безопасности;
  • развитие международных отношений и проведение таможенной политики;
  • координацию работы министерств и других органов исполнительной власти.

Кабинет Министров издает постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

 

4.4. Судебная власть Украины

4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ  — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ

 

Конституционный Суд  Украины состоит из 18 судей, которых в равных частях (по 6 судей) назначают Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины. Судей назначают сроком на 9 лет без права быть назначенными на повторный срок.

Требования к кандидату  на должность судьи: не моложе 40 лет (надень назначения), является гражданином Украины, имеет высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживает на территории Украины в течение последних двадцати лет, знает государственный язык.

Лицо, избранное на должность  судьи Конституционного Суда, не может занимать какие-либо оплачиваемые должности или выполнять иную оплачиваемую работу. В свободное от служебных обязанностей время может заниматься только научной, преподавательской и творческой деятельностью. Член Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям, движениям, профсоюзам.

Полномочия судьи прекращаются в случаях, предусмотренных ст. 23 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины».

4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА  УКРАИНЫ

 

Полномочия Конституционного Суда определены ст. 150 Конституции Украины и ст. 13 Закона «О Конституционном Суде Украины». Конституционный Суд принимает решения и дает заключения по делам относительно:

1) конституционности  законов и других правовых  актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

Информация о работе Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине