Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:42, реферат
Высшая юридическая сила конституции состоит в том, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями законов и других нормативных актов. Все нормативные акты должны приниматься согласно процедуре, предусмотренной конституцией. Любой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен признаваться недействительным.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 2
ИСТОРИЯ МИРОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ОПЫТА 2
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДО ЗАВОЕВАНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ 2
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ 3
§1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. 4
§ 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В УКРАИНЕ. 8
§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ 12
§ 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ 18
4.1. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ 19
4.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ КАК ПАРЛАМЕНТА 19
4.1.2. СТАТУС НАРОДНОГО ДЕПУТАТА 20
4.1.3. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ 20
4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ 21
4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ 21
4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 21
4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ 21
4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 22
4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ. 23
4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 23
4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ 23
4.4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ УКРАИНЫ 23
4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 23
4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ 24
4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ 24
4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 25
4.4.6. ПРОКУРАТУРА 26
§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Претендент может быть зарегистрирован в качестве кандидата в Президенты, если его кандидатуру поддержат своими подписями не менее 100000 граждан Украины, имеющих право голоса, в том числе не менее 1500 граждан в каждом из 2/3 общего числа избирательных округов. Регистрация кандидатов в Президенты осуществляется Центральной избирательной комиссией не позднее чем на пятый день после представления всех необходимых документов
Лицо, получившее удостоверение о регистрации его в качестве кандидата в Президенты Украины, имеет право вести предвыборную агитацию.
Время и место, организация и порядок голосования, подсчет голосов на избирательном участке по выборам Президента Украины определяются в соответствии с Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины»
Выборы признаются несостоявшимися, если в выборах приняло участие 50 и менее процентов избирателей, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием всех зарегистрированных кандидатов в Президенты Украины.
Установление результатов выборов Президента Украины производится Центральной избирательной комиссией Избранным -Президентом Украины считается кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании,
Выборы Президента Украины могут быть признаны недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов имели место нарушения, существенно повлиявшие на итоги голосования.
Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты Украины и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам Президента Украины по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов, не считая тех кандидатов, которые после первого голосования сняли свои кандидатуры Если в результате снятия кандидатур остался один кандидат в Президенты Украины, повторное голосование проводится по этой кандидатуре. Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок после выборов Президента Украины. Избранным Президентом Украины считается кандидат, который в результате повторного голосования получил большее, чем другой кандидат, число голосов, поданных за него, превышает число голосов, поданных против него. Если повторное голосование проводилось лишь по одной кандидатуре, кандидат считается избранным Президентом Украины, если он получил большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании
Если на выборах Президента Украины баллотировалось не более двух кандидатов в Президенты Украины и ни один из них не был избран, а также в случае признания выборов Президента Украины несостоявшимися или недействительными, или если повторное голосование не позволило определить кандидата, избранного Президентом Украины, Центральная избирательная комиссия не позднее чем на десятый день после установления результатов выборов вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Украины.
Верховная Рада Украины не позднее чем в двухмесячный срок после дня выборов принимает решение о проведении повторных выборов Президента Украины
Нормативной основой
выборов депутатов и
Власть — одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, гце есть устойчивое объединение людей: в семье, в производственных коллективах, в государстве. Сущностью государства являются отношения подчиненности. Она всегда означает навязывание чьей-либо воли (с одной стороны) и подчинение (с другой).
Власть в Украине является единой. Она «...осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 6).
Принцип разделения властей связан с именем французского ученого Ш. Монтескье (1689 — 1755). Уже в подходе к принципу разделения власти содержалось начало их сдерживания одна другой, что позже в США при создании Конституции 1787 г. было названо системой «сдерживаний и противовеса». Принцип разделения власти закреплен в ст. 6 Конституции Украины. Он означает:
—во-первых, разделение функций между государственными органами в соответствии с требованиями труда;
—во-вторых, закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий;
—в-третьих, наделение каждого органа возможностью противопоставлять свое мнение решению другого органа, контролируя этим в полной мере его действия.
Законодательная власть делегирована народом Верховной Раде (парламенту). Компетенция парламента Украины определена в IV разделе Конституции: «Верховная Рада Украины».
Исполнительная власть—это ветвь государственной власти, которая направлена на исполнение законов и других нормативных актов. Она представлена Кабинетом Министров Украины и другими органами исполнительной власти (раздел VI Конституции).
Судебная власть осуществляет правосудие. Она пользуется только законом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти (раздел VIII Конституции).
Разделение по «трем властям» является неполным, поскольку важное место занимают контрольно-надзорные органы (прокуратура, государственные инспекции), «силовые» ведомства (Вооруженные Силы, органы национальной безопасности), а также такое подразделение, как глава государства (Президент).
Форма государства включает три взаимосвязанных элемента:
— форму государственного правления (монархия, республика);
— форму государственного устройства (унитарная, федерация, конфедерация);
— политический режим (тоталитарный, авторитарный, демократический).
Следует уточнить, в чем заключаются отличия понятий «монархия» (абсолютная, конституционная) и «республика» (президентская, парламентская, полупарламентская).
Украина является республикой и унитарным государством. При осмыслении унитарности Украины можно прибегнуть к сравнению унитарного устройства с федеративным (Россия, США).
Федерация —это союзное государство, частями которого являются несколько государственных образований (штаты, земли и др.), имеющих собственную Конституцию, органы власти. Вместе с тем создаются единые федеральные органы власти, единая денежная единица.
Унитарное государство
—это единое государство, территория
которого разделена на административно-
Согласно Конституции украинский парламент имеет однопалатную структуру и называется Верховная Рада Украины. Верховная Рада является единственным органом законодательной власти в стране. В состав Верховной Рады входит 450 депутатов, 225 избираются по одномандатным округам, а 225 — по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий по многомандатному избирательному округу на основе пропорционального представительства сроком на 4 годаПарламентарии избираются на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права путем тайного голосования. Срок полномочий народных депутатов — 4 года. Возможно повторное избрание неограниченное число раз (законом это не регламентируется). Депутатом может быть избран гражданин, имеющий право голоса, проживающий в Украине последние 10 лет перед выборами и которому исполнился на день выборов 21 год. Выборы в Верховную Раду должны проводиться в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий парламента. Ближайшие выборы в Верховную Раду пройдут 29 марта 1998 года. Однако Конституция предусматривает возможность проведения досрочных выборов (ст. 77).
На первой сессии после выборов депутаты избирают Председателя Верховной Рады Украины (спикера), первого заместителя и заместителя Председателя (вице-спикеров). Председатель Верховной Рады ведет пленарные заседания, организует подготовку вопросов к рассмотрению, подписывает акты, принятые Верховной Радой, организует работу аппарата парламента и выполняет функцию представления Верховной Рады в отношениях с другими органами государственной власти в Украине и органами власти других стран.
Верховная Рада утверждает перечень своих комитетов и избирает их председателей. Комитеты должны осуществлять за-конопроектную работу, подготовку к рассмотрению разнообразных вопросов, отнесенных к парламентской компетенции. Каждый депутат, в соответствии с собственным выбором, профессиональными интересами работает в одном из парламентских комитетов. В конце 1996 года прежние постоянные депутатские комиссии еще не были преобразованы в комитеты. В Верховной Раде действует пока 23 постоянные комиссии. Среди них комиссии по правовой политике и судебно-правовой реформе, молодежи, спорту и туризму, науке и народному образованию, культуре и духовности, законности и правопорядку, по международным делам и др.
Верховная Рада может
создавать временные
В соответствии с Регламентом Верховной Рады (законом о внутреннем функционировании парламента), каждый народный депутат Украины имеет право, сообразуясь с личными политическими взглядами и симпатиями, записаться для участия в работе партийной фракции или более широкого объединения депутатов—депутатской группе. Регламент устанавливает норму в 25 депутатов для регистрации депутатской фракции или группы8.
.
Статус в переводе с латинского (status) — состояние, положение. Статус депутата — это правовое положение депутата, определяемое совокупностью правовых норм.
Народным депутатом может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг 21 года, имеет право голоса и проживает в Украине в течение последних 5 лет. Таким образом, закон устанавливает кроме возрастного ценза, еще определенный ценз оседлости (5 лет). Другие ограничения предусмотрены ч. 3 ст. 76 Конституции.
Работав парламенте требует значительного времени, опыта, знаний, независимости от ведомственных, правительственных или других интересов, а потому народные депутаты осуществляют свои полномочия на постоянной основе (ст. 78). Депутат не может занимать какие-либо производственные, служебные должности, за исключением преподавательской, научной и иной творческой работы.
Полномочия народного депутата предусмотрены Законом Украины «О статусе народного депутата Украины» от 17 ноября 1992 года с последующими изменениями и дополнениями. Следует обратить внимание на такие вопросы:
Верховная Рада работает сессионно. Очередные сессии начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждый год (ст. 83).
Порядок работы Верховной
Рады Украины устанавливается
Решения парламента принимается на пленарных заседаниях путем голосования.
Верховная Рада Украины избирает в свой состав Председателя Верховной Рады, первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины. Полномочия Председателя Верховной Рады предусмотрены ст. 88 Конституции.
Предыдущая работа по подготовке проектов законов проводится в Комитетах Верховной Рады (до 28 июня 1996 года — Постоянные комиссии Верховной Рады Украины). Их создают из народных депутатов Украины. Утверждение перечня парламентских комитетов, избрание их председателей относятся к компетенции Верховной Рады Украины.
В пределах своих полномочий Верховная Рада может создать временные специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов и временные следственные комиссии.
Полномочия Верховной Рады являются чрезвычайно широкими (они определены в ст. 85 Конституции). Суть ее деятельности — законотворчество, но есть и другие, не менее важные, вопросы ее компетенции. Среди них — объявление по представлению Президента состояния войны и заключение мира, устранение Президента с поста в порядке импичменга, контроль за деятельностью правительства. Статья 87 предусматривает возможность принятия резолюции о недоверии Кабинету Министров.
Без Верховной Рады не обходится формирование важных органов и назначение должностных лиц: Генерального прокурора, судей. Председателя Антимонопольного комитета. Председателя фонда государственного имущества. Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию.
В ст. 92 перечислен широкий круг вопросов, которые решаются исключительно законами. Следовательно, в компетенции Верховной Рады — от определения прав и свобод граждан, государственных праздников до решения кадровых вопросов, объявления состояния войны и др.
Президент Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться (ст. 90).
Поскольку Верховная Рада является единым органом законодательной власти в Украине (ст. 75), то законодательный процесс происходит именно туг.
Информация о работе Историко-теоретические основы конституционного строительства в Украине