Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература
История государства и права зарубежных стран
Милехина Е.В.
Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений
первобытно-об-щинного строя
Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда той далекой эпо-хи были примитивны, люди же не имели достаточно до-стоверных представлений ни об окружающей действи-тельности, ни о самих себе. Ясно, что производительность труда в те времена была очень низкой. Слабость людей перед лицом природы, суровые условия жизни, постоян-ная борьба со стихией заставляли их объединяться в коллектив, трудиться сообща. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производ-ства, к распределению продуктов на началах равенства.
Особенности экономического строя первобытного об-щества обусловливали в конечном итоге его социальную структуру и духовную жизнь, специфику власти и со-циальных норм.
Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие "первобытным стадом", под воздействием труда все бо-лее приобретали черты "общественного человека".
Первостепенную роль в формировании обществен-ного человека и появлении рода сыграл ТРУД. Не человек с его созна-нием создал труд, а труд создал человека с его созна-нием. Для эпохи "первобытного стада" была харак-терна половая неупорядоченность, т. е. промискуи-тет. Возникновение родового общества было связано с переходом к групповому браку. Эта форма брачных отношений ранней родовой общины характеризуется экзогамией, т.е. порядком, при котором запрещалось вступать в брачные отношения внутри рода и нужно было брать жен и мужей в другом роде. Этим определялась необходимость сосуществования двух экзогамных родо-вых коллективов в рамках одного взаимобрачного объ-единения (дуальной организации).
Возникновение рода знаменовало собой
большой шаг вперед в социальном
развитии. Родовая община была уже
подлинно общественным организмом, объединением,
выступавшим как
Общая собственность на землю, орудия труда и пред-меты потребления, ярко выраженное уравнительство обусловливали такие взаимоотношения между сороди-чами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомо-щи, братства, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка чело-веческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат. Родство велось исключительно по материн-ской линии, ибо в условиях группового брака никто не мог достоверно знать своего отца. На этой ступени и особенно позднее, с возникновением развитой материн-ской общины, женщина занимала господствующее поло-жение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обра-ботке земли с помощью мотыги, был в тех условиях го-раздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.
В пределах материнской общины существовало естественное (половозрастное) разделение труда: груп-пы мужчин, женщин, стариков, детей занимались раз-личными видами трудовой деятельности. Постепенно сужался круг брачных связей, и на смену групповому браку пришла парная семья. Это был слабый и неустой-чивый брачный союз при свободе развода для любой из сторон. Личное имущество умерших членов рода наследовал род.
Классический род представлял
собой основанную на коллективном труде
и общей собственности
Экономическим отношениям родового строя
соответствовали организация
Решения собрания являлись совершенно обязатель-ными для всех и воспринимались как выражение общей воли.
Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эф-фективно руководить общиной. Она, безусловно, обла-дала возможностью принуждения по отношению к на-рушителям порядка, но никаких особых органов, осу-ществлявших принудительные меры, не имела.
Если возникала потребность решения дел, связанных с нарушениями тех или иных обычаев, нравственных или религиозных установлении (дел об измене, трусости, кровосмешении и т.п.), то этим занималось само собра-ние, т.е. весь род. И именно здесь выносилось решение о наказании провинившегося, к которому могли быть применены такие меры, как порицание, укор, замечание, изгнание из рода.
В принципе род представлял собой вполне самостоя-тельную социальную общность. Однако необходимость дуальной организации, вытекавшей из экзогамии, обу-словливала постоянное общение с другим родом. На этой основе складывался союз родов, получивший на-звание "фратрия". Несколько фратрий по мере разви-тия общества объединялись в племя.
Организация власти во фратрии основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине. Однако в ряде случаев совет фратрии, осуществлявший властные функции, представлял собой не общее собрание всех ее членов, а формировался из старейшин родов, входивших во фратрию.
В племени общественная власть осуществлялась пле-менным советом, в который входили представители фратрий - старейшины, военачальники, жрецы.
Рассмотренные выше формы органи-зации власти в первобытном обществе дают все основа-ния сказать, что эта власть выступала как самоуправ-ление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производ-ства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. К ним отно-сились главным образом обычаи, игравшие весьма важ-ную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений.
Многие обычаи были тесно связаны с нормами пер-вобытной нравственности (морали), религиозными веле-ниями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окрас-ку носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).
Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности.
Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Этому и служили многочисленные обычаи.
Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Так, обы-чай равенства всех членов рода отражал фактические отношения равенства, сложившиеся объективно, в силу экономических условий первобытного строя. Это же в полной мере относится к обычаю наследования роду.
Социальные нормы первобытного общества, как и су-ществовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и по-рабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обя-занностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность (например, служба в опол-чении или участие в народном собрании) как право. И правом, и обязанностью являлись также кровная месть или, что еще важнее, коллективный труд, охота и т.д. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили, как уже говорилось, от всего рода в целом.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
В процессе длительного, но неуклонного развития производительных сил, происходившего на протяже-нии всей историй первобытного общества, постепенно создавались предпосылки его разложения. Совершенствовались орудия труда, люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась произ-водительность труда, возрастал уровень материальной и духовной культуры общества,
Первостепенную роль в развитии экономики и пере-ходе от первобытного к качественно новому способу про-изводства сыграло общественное разделение труда.
Мы уже знаем, что на ранней ступени
первобытно-общинного строя
Однако когда производительные силы усовершенство-вались, возникла возможность целым племенам скон-центрировать свои трудовые усилия в какой-то одной определенной сфере хозяйства. В результате на сме-ну естественному разделению труда пришли крупные общественные разделения труда. Развитие земледелия и скотоводства постепенно привело к тому, что сначала наметилась, а затем и полностью осуществилась своеобразная трудовая специализация отдельных племен, которые стали заниматься либо земледелием, либо скотоводством. Произошло отделе-ние скотоводства от земледелия. Пастушеские племена выделились из общей массы населения, скотоводство обособилось в самостоятельную отрасль хозяйства. Это было первое общественное разделение труда, приведшее к крупным переменам в первобытно-общинном строе.
Информация о работе История государства и права зарубежных стран