История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций

Описание работы

Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.

Содержание работы

Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, назван-ное "броском кабана".

В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных  общинников. Внутрен-нюю организацию  древнекитайской общины времени  Инь и начала Чжоу обычно связывают  с определенной си-стемой землепользования - так называемой системой цзинтянь ("колодезные поля"). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с "общего" поля, которое обра-батывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства. Урожай с "частных" полей, находивших-ся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки "общих" полей крестьяне выполняли воен-ную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного  передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIV--XI вв. до н.э.) из общей массы населения  выделилась привилегирован-ная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жре-цов, чиновников, знать  подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные  связи и в чжоуском Китае, где  в сословной иерархии рабовладельче-ского  класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев - социальных рангов составлял  единую иерархическую систему, и  это находило свое внешнее выраже-ние в элементах материальной культуры. В соответст-вии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, коли-чество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников  и торговцев по-являются люди, которые  могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается  новая знать -имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая  отчасти оттесняет старую потомственную  аристократию, а в некоторых случаях  сливается с ней.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника ста-новилась наследственной.

Затем шли три других ближайших  советника и помощника вана, именуемые  в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них  управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка  определялся в со-ответствии с занимаемой должностью.

Ведомства управления: финансовое, военное  и общественных работ. Первое из них  взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать - каждый взрос-лый  человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность- каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся  с мощью Китайского государ-ства, приносили дань.

Второе производило военные  наборы, руководило военным обуче-нием, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был  выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одно-го солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным  образом земледелием. Оно управляло  земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чинов-ники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое вни-мание уделялось ирригационным работам.

Суд не был отделен от админист-рации, его функции осуществляли многочисленные пред-ставители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства - правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впо-следствии - император. В состав центрального государ-ственного аппарата входил чиновник, который занимал-ся вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов им-ператорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администра-ции.

С созданием Циньской империи была введена должность окружного  судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали  органы об-щинного самоуправления. Большое ко-личество чиновников обязано было вести борьбу с "раз-бойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы .

Тема 3. Древнегреческое государство

§ 1. Афинское государство

Разложение первобытнообщинного  строя и образова-ние городов-государств (полисов) в Греции привели к разным политическим результатам. Афины, Коринф, Мегары, Малоазийские горо-да-полисы представляли собой образцы демократии.

Наряду с этими полисами были и такие, в которых сохранились значительные пережитки перво-бытнообщинного строя и установились своеобразные формы аристократического государства (Спарта, Крит, Фессалия и др.).

Соглас-но преданию, в Аттике к VIII в. до н.э. существовали четыре племенных группы - филы. Затем происходит объединение этих некогда раздробленных греческих общин вокруг одного центрального пункта - Афин. Процесс слияния племен в единый афинский народ греки называ-ли "синойкизмом" и приписывали его легендарному царю Тезею. Будто бы к нему восходит разделение всего народа независимо от рода, фратрии или племени на три класса: эвпатридов или благородных, геоморов или земледельцев и демиургов или ремесленников. Только эвпатриды могли занимать должности. Продолжается ослабление власти вождя-базилевса. В VIII в. до н.э. наследственная царская власть прекращается. Эвпатриды выдвигают из своей среды некоторое количество должностных лиц, т. н. "архонтов", к которым теперь и переходят функции управления. Сначала архонты выбирались пожизненно. Позднее их стали выбирать сроком на 10 лет, а с 683 г. до н.э. - ежегодно. Коллегия архонтов состояла из 9 человек. Первый архонт - председатель коллегии, второй - военноначальник, третий - жрец.

Остальные шесть архонтов занимались отправлением правосудия.

Еще в VII в. до н.э. появился орган контроля за деятельностью архонтов- ареопаг. Ареопаг состоял из бывших архонтов. Ареопаг вытеснил прежний племенной  совет ста-рейшин.

Уже в VII в. до н.э. Аттика была разделена  на мелкие территори-альные округа - навкрарии, которые несли военные повинности. Во главе навкрарий стояли пританы.

Данные органы власти укрепили аристократическую  форму правления.

В VI в. до н.э. в Афинах демос (народ) стал требовать от властей улучшения  своего материального положения (наделения землей, отмены долгового рабства, введения свободы завещания и др.). Чтобы ликвидировать очаг социальной борьбы между демосом и эвпатридами коллегия архонтов в 594г. до н.э. поручает Солону (члену коллегии) провести реформы, которые ввели максимальный размер земельного надела, его куплю, продажу и дробление, свободу завещания. Долговое рабство было отменено. Солон вводит различие между гражданами по имущественному признаку. Он делит все население на четыре разряда. К первому разряду относятся наиболее богатые собственники; ко второму относятся те, которые обладали достаточным состоянием для приобретения колесницы и тяжелого оружия (это были т.н. "всадники"), к третьему разряду, или зевгитам, относилась средняя группа собственников; к четвертому разряду причислялись феты - батраки, не обладавшие каким бы то ни было имуществом.

На этом делении и базируется вся система государственных  долж-ностей. Архонтами могли быть только лица, принадлежавшие к первому  разряду.

Солон создал Совет 400 (булэ), которому вверялась вся полнота правительственной власти в стране. В него выбирались по 100 предста-вителей от каждого разряда граждан. Солон сохраняет в неприкосновенности и ареопаг, который имел право затор-мозить любое решение Совета 400.

Солон учредил также суд присяжных-гелиэю.

Реформы Солона ограничили власть наследственной аристо-кратии, однако же не сломили  её влияние до конца. Начатые реформы  завершил Клисфен, который разделил Аттику на 10 фил. Филы являлись территориальными округами, между которыми граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства. Вся Аттика была разделена Клисфеном на 30 частей или тритий. Каждая фила составлялась из трех тритий, включая в себя одну городскую тритию, одну береговую и одну тритию в центре страны. Следовательно, клисфеновская фила не являлась сплошной территорией. Она была чересполосной. Филы делились на демы (волости) - по 10 в каждой филе. Демы, принадлежавшие хотя бы к одной и той же филе, но к разным тритиям, лежали в разных районах Аттики. Поскольку территориальный принцип возобладал над родовым и поскольку гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а к тому или иному дему, то и получилось, что в демы, тритии и филы входили наравне знатные и незнатные. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает свое политическое влияние.

На основе нового территориального устройства страны Клисфен ор-ганизовал  новые государственные учреждения и должности. Он отказы-вается от солоновского Совета 400 и взамен последнего вводит Совет 500 - высший правительственный орган.

Важность преобразований Солона и  Клисфена состояла в том, что они  способствовали ликвидации первобытнообщинного  строя и возник-новению развитой формы государства - демократической  республики

Афинская демократия управлялась  тремя органами власти: народ-ным собранием, Советом 500, должностными лицами.

В народном собрании принимали участие  только полноправные афинские граждане. До 451 г. до н.э. правом гражданства обладал  всякий, кто родился от отца афинянина, но с 451 г. до н.э. закон Перикла установил, что для приобретения прав афинского гражданства необходимо было, чтобы оба родителя были афинскими гражданами. Необходимо было быть совершеннолетним. Совершенно-летие наступало в 18 лет, т. е. с момента внесения в списки демотов. Но так как в течение 2 лет молодые люди несли военную службу, то фактически участвовать в народном собрании они начинали с 20 лет. Хотя к середине V в. до н.э. число свободных граждан в Афинах приближалось к 42000, однако в народном собрании, как правило, принимали участие не более 2 - 3 тыс. человек, причем большинство собрания со-стояло всегда из городских жителей. Крестьяне, для которых участие в собрании связывалось с длительным пребыванием в городе Афины и с отрывом от хозяйства, были почти лишены фактической возможности участвовать в нем.

Местом собрания обычно служил храм Пникс, в других случаях - рыночная площадь  или театр. Собрание начиналось ранним утром с восходом солнца. В случае грозы, землетрясения или солнечного затмения заседание немедленно закрывалось. До начала прений происходила религиозная церемония (приносились жертвы, провозглашалось проклятие всем, кто пытался обмануть народ). В V в. до н.э. народное собрание созывалось один раз и месяц, т е. 10 раз в год. Позднее число заседаний возросло до 30-40 раз в год.

Каждое заседание имело свой порядок и свою намеченную повестку. Когда угрожало какое-нибудь народное бедствие, пританы могли созвать "народное собрание ужаса и смятения", на которое граж-дане призывались  звуками труб, а сельские жители - посредством костров.

Созывалось народное собрание пританами. В Vв. до н.э. председательствовал в  народном собрании эпистат пританов, которому помогал герольд, делавший от его имени сообщения собранию. Официальные документы оглашались секретарем. За порядком в собрании наблюдали пританы и полицейские служители.

Собрание начиналось с того, что  секретарь оглашал внесенные  со-ветом заключения - пробулевму, так  как запрещалось ставить на об-суждение какие-либо предложения, не рассмотренные  предварительно в Совете. Вследствие этого народное собрание обязано было передавать в Совет все предложения, вносившиеся по частной инициативе.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран