Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература
Специализация пастушеских родовых общин и пле-мен в приручении скота и размножении стад дала мощ-ный толчок развитию экономики, привела к резкому возрастанию производительности труда. Пастушеские племена начали получать гораздо больше масла, моло-ка, шкур, шерсти. Производственная деятельность в сфере скотоводства, как ни в какой другой области хозяйства, стала источником накопления имущества, создания богатств, превращавшихся постепенно в обо-собленную собственность домашних общин и отдельных семей.
Значительно, во все возраставших размерах, увели-чивалось производство продуктов и в области земледе-лия, что было следствием специализации родов и пле-мен в этой сфере хозяйственной деятельности. И здесь шел процесс роста производительности труда, накоп-ления продуктов, но на данном этапе земля в отличие от скота еще оставалась собственностью племени и лишь передавалась в пользование отдельных семей.
В новых экономических условиях от-дельная семья или даже один человек могли не только обеспечить себя необходимыми материальными благами, но и произвести продукта сверх того количества, кото-рое было необходимо для поддержания собственной жизни, т. е. создать "избыток", прибавочный продукт.
Скот первоначально составлял главное богатство отдельных семей и отдельных лиц, прежде всего таких, как старейшины, военачальники, жрецы. Присвоение от-дельными семьями и отдельными лицами прибавочного продукта, его накопление, стимулировавшееся тем, что скот делался предметом обмена и приобретал функ-цию денег, привело к постепенному вытеснению кол-лективной собственности и возникновению частного хозяйства, частной собственности на средства произ-водства.
Рост производства увеличивал ежедневное
количе-ство труда, приходившееся на
каждого члена рода, до-машней общины
или отдельной семьи. Появилась
по-требность в привлечении
Таким образом, уже после первого крупного обще-ственного разделения труда, вследствие бурного разви-тия производительных сил возникла частная собствен-ность и общество раскололось на классы.
История свидетельствует, что первыми рабовладель-цами повсеместно были пастухи и скотоводы. Это объ-ясняется тем, что именно стада, составлявшие в ту эпоху главное богатство, ранее других ценностей переходили в собственность отдельных семей и лиц.
Поначалу рабство носило спорадический характер, но с дальнейшим развитием экономики оно все больше укоренялось в социальной жизни.
С возникновением частной собственности происходи-ли изменения и в семейных отношениях - постепенный переход от парного брака к моногамии (единобрачию). Превращение мужчины-охотника в пастуха, появление пашенного земледелия, ставшего также делом мужчины, привело к тому, что домашняя работа женщины утратила свое былое значение. Все это означало постепенное ни-спровержение матриархата, установление единовластия мужчин, т.е. возникновение патриархата, при котором родство и наследование определялись по мужской линии. Род стал патриархальным.
Первым результатом этого
Достижения в промышленной деятельности, особен-но изобретение ткацкого станка и успехи в плавке и об-работке металлов, прежде всего железа, привели к раз-витию ремесленного производства. Специализация в этой области вызывала все больший рост производства ремесленной продукции - литейного, гончарного и др.
Росло и производство продукции земледелия, которое наряду с зерном, стручковыми растениями, фруктами стало давать растительное масло, вино и другие про-дукты. Столь разнообразная деятельность не могла, естественно, осуществляться одними и теми же лицами, в силу чего ремесло отделилось от земледелия. Это было второе общественное разделение труда.
Не прекращавшийся рост производительности труда в различных областях человеческой деятельности повы-шал ценность рабочей силы, и если на предыдущей сту-пени рабство только возникало, то теперь оно становит-ься существенной частью общественной системы.
Новое разделение труда повлекло за собой новое разделение общества на классы.
Развитие скотоводства, земледелия, ремесла как самостоятельных отраслей хозяйства привело к большему накоплению прибавочного продукта. Появи-лось производство непосредственно для обмена - товар-ное производство, а вместе с ним и торговля, которая ве-лась не только внутри племени, но и с заморскими стра-нами.
На последующем этапе
К этому периоду в собственность отдельных лиц переходит и земля.
Первой классической формой эксплуатации,
угнете-ния и социального
Переворот в общественной жизни, выразившийся в постепенном переходе от бесклассового общества к классовому, сопровождался глубокими изменениями, происходившими в органах родового строя, во всей родоплеменной организации. Семья получила возмож-ность самостоятельно вести хозяйство. Процесс форми-рования частной собственности и связанный с ним пере-ход от парного брака к моногамии создали трещину в древнем родовом строе: отдельная семья стала хозяй-ственной единицей общества, силой, угрожающе про-тивостоящей роду. С распространением рабства росли противоречия и углублялась пропасть между богатыми и бедными семьями, разрушалась экономическая основа, на которую опиралась родовая организация.
Однако общественный характер власти и управления, существовавший в роде, исчез не сразу. Появление иму-щественного неравенства с наследованием имущества детьми (в противовес роду), все более частое обращение военнопленных в рабов и т.д. относится к тому периоду истории, когда первобытная демократия трансформировалась в военную демократию - особую и последнюю форму древнего народоправия. Эта форма народной власти включала в себя военного вождя, совет старейшин и народное собрание. И хотя роль народного собрания и других общественных институтов была еще весьма значительна, органы родового строя начали постепенно утрачивать свои характерные черты. В тот период древ-ней истории эпизодические войны между племенами уступили место систематическому разбою на суше и на море; война и организация для войны превратились в регулярные функции жизни. Граби-тельские войны все более усиливали власть военного начальника поначалу незначительную, и мало-помалу эта власть стала наследственной. Первобытная демо-кратия пришла в упадок. Органы родового строя посте-пенно оторвались от своих корней в народе, так как родовое общество превратилось в свою противополож-ность. Организация, выражавшая общую волю и слу-жившая общим интересам, трансформировалась в ору-дие господства и угнетения. Род как общественная ячейка ис-чез, функционирование его органов прекратилось. Пер-вобытный строй уступил место обществу, в котором происходила ожесточенная борьба классов.
Родовая организация не была приспособлена к тако-му обществу, она оказалась бессильной перед классо-выми противоречиями и не могла быть использована в целях господства одного класса над другим. Возникла объективная необходимость в таком учреждении, кото-рое могло бы защищать частную собственность мень-шинства, интересы класса рабовладельцев. Таким учреждением являлось государство.
Следовательно, вместе с расколом общества на клас-сы, с переходом от первобытного общества к рабовла-дельческому происходит и смена типов власти - обще-ственная власть первобытнообщинного строя, воплощен-ная в родовой организации, заменяется государственной властью, сконцентрированной в руках экономически господствующего класса - класса рабовладельцев.
Рабовладельческое государство - первый исторический тип государства.
От родовой организации
1. Создание особой публичной власти, которая не со-впадает с населением. Публичная (т.е. общественная) власть существовала, как мы видели, и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с на-селением, была неполитической, т. е. неклассовой публичной властью. Особенность публичной власти в лице возникшего государства состояла в том, что она принадлежала не всем членам общества, а лишь экономически господствующему классу, являлась политической властью. Эта власть осуществляется специальными отрядами людей, которые в целях удержания, укрепления и развития экономического господства экс-плуататоров выполняют специфические функции управ-ления, используя механизм принуждения и насилия. В его состав входят армия, различные карательные органы, чиновничество. Для содержания всего этого аппарата, который раз-вивается и усложняется по мере развития эксплуататор-ского общества и отрывает значительную часть населе-ния от производительного труда, необходимы мате-риальные средства. Они взимаются с населения в виде налогов.
2. Разделение подданных
Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. В зависимости от этих условий можно выделить три основные формы, в которых возникло государство на развалинах родового строя - афинскую, римскую и древнегерманскую.
Возникновение государства в Афинах представляет собой самую "чистую", классическую форму. Здесь оно появилось непосредственно из антагонистических клас-совых противоречий, развивающихся внутри самого родового общества, без воздействия каких-либо внешних или иных приходящих факторов.
Реформы Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.) привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательны-ми, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.
Возникновение Афинского рабовладельческого го-сударства - типичный пример образования государ-ства.
Особенности создания Римского государства состоя-ли в том, что этот процесс был ускорен борьбой пле-беев с римской родовой знатью - патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения поко-ренных территорий, но стояли вне римских родов, не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, но были лишены права за-нимать какие-либо должности, не могли пользоваться римскими землями. Борьба плебеев против патрицианских привилегий была главным образом борьбой против древнего обще-ственного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую орга-низацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
На образование государства у древних германцев активно повлияли завоевания ими огромных территорий Римской империи. Германские племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью родоплеменных организаций управ-лять римскими провинциями: понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Органы родо-вого строя были быстро преобразованы в государственные органы.
Отличительной чертой образования
государства у древних германце
Каким бы своеобразием ни отличалось возникнове-ние государства у разных народов, во всех случаях оно появляется, в конечном счете, под воздействием экономи-ческого развития как закономерный результат разложе-ния доклассового и образования классового общества.
Параллельно с возникновением государства шел про-цесс формирования права.
Образование частной собственности и раскол общества на непримиримые классы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными для регулирования поведения людей. Эти обычаи выражали общую волю. В новых исторических условиях - условиях классовой борьбы понадобились нормы, которые бы выражали волю только господствующего класса. Этот класс поначалу стремился приспособить обычаи прошлой эпохи к своим потребностям, в силу чего по-степенно менялось содержание таких обычаев. Они трансформировались в юридические правила, перерастали в правовые нормы. Вместе с тем трансформированные обычаи еще длительное время сохраняли черты первобытной эпохи.
Кроме трансформации обычая источником образова-ния правовой системы служили акты государственных органов. Особенно активной была правотворческая деятельность органов юстиции, созданных уже на раннем этапе возникновения государства. Источником правообразования служили многие судебные решения, которым придавалось значение общих правил. Однако по мере того, как крепли центральные органы государственной власти, именно их акты становились наиболее автори-тетным источником права, главным средством его фор-мирования. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений для обеспечения привилегированного поло-жения рабовладельцев.
Право возникло как качественно новая, неизвестная первобытному строю система социальных норм. Для проведения в жизнь правовых норм государство использовало принудительную силу государственного аппарата, раз-личные меры государственного принуждения .
Информация о работе История государства и права зарубежных стран